Актуальная тема: Учебник истории: влияние общества и государства
Е.Е. Вяземский, Т.М. Кадзоева. Учебники истории для школы и педагогического университета в цифровую эпоху: поиски перспективной модели в контексте государственной образовательной политики.
Авторы статьи рассматривают учебники истории для школы и педагогического университета в цифровую эпоху. Цель авторов — определить контуры перспективной модели учебника истории в контексте государственной образовательной политики. Авторы статьи формулируют ключевую тенденцию государственной политики к сокращению вариативности содержания общего исторического образования. Авторы объясняют логику замены примерных основных образовательных программ на единые федеральные программы. В статье предпринята попытка показать общее направление развитие цифровой образовательной среды в образовательных организациях и обусловленное им влияние на электронную форму учебников.
Ключевые слова: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», перспективная модель учебника истории в контексте государственной образовательной политики; цифровая образовательная среда; классический учебник и электронная форма учебника; цифровые образовательные ресурсы и технологии.
В.В. Гончаров, О.А. Убеева. Могут ли школьные учебники быть барометром общественных настроений? К вопросу о новых направлениях исследований образовательных медиа.
Направления изучения школьных учебников, а в широком понимании — образовательных медиа перемещаются в плоскость политических и социальных наук. Сторонники «академического» подхода продолжают поиск методов повышения эффективности использования учебных книг в образовательном процессе. Участники «мозговых центров» — сторонники «междисциплинарного» подхода — рассматривают их как каналы коммуникации с молодежью и платформы для распространения политических установок. Несмотря на системную работу и развитие «мозговых центров» в России и за рубежом присутствует повсеместное технологическое отставание методов исследования учебников и в широком понимании — образовательных медиа. Многие проекты нуждаются в наборах больших данных для анализа, интеграции алгоритмов машинного обучения, подходов, используемых при работе с естественными языками.
Ключевые слова: преподавание истории, количественные методы, сетевые исследовательские структуры, учебники истории.
История и обществоведение
А.Б. Соколов. Л.С. Выготский и изучение истории в школе.
Л.С. Выготский — один из самых известных на Западе психологов. В данной статье показано его учение о «зоне ближайшего развития», положенное в основу такого преподавания истории, при котором главное значение придается не репродукции исторической информации, а историческому мышлению. Автор показал, какие стороны концепции Выготского, в частности, роль речи для развития мышления детей, учение как процесс социального взаимодействия и другие востребованы в историческом образовании уже в начальной школе. Автор объясняет, почему взгляды Выготского стали широко известны в странах Запада в 1960-1970-х гг. и c тех пор служат важнейшим обоснованием новой парадигмы обучения истории в школе.
Ключевые слова: Выготский, мышление детей, зона ближайшего развития, социальное взаимодействие, школьное историческое образование.
С.Е. Лазарев. «Мы жили при коммунизме, не понимая этого». Как бывшие школьники и студенты воспринимают сегодня Брежневскую эпоху.
Автор настоящей статьи, посвящённой Брежневской эпохе в истории СССР, осуществил анкетирование очевидцев того времени — бывших школьников и студентов, а ныне ответственных работников разных сфер жизнедеятельности и пенсионеров. Из результатов опроса следует, что все респонденты получили в 1964-1982 гг. прекрасное образование, ностальгируют по своему детству, дружбе в школе, пионерской и комсомольской юности. Несмотря на признание того, что руководством страны в те годы были допущены определённые ошибки, большинство опрошенных считают, что распад Советского Союза ещё не был предрешён, и называют брежневское время «золотым».
Ключевые слова: брежневская эпоха, Конституция СССР 1977 года, образование, первый выход человека в открытый космос, Советское государство, школа.
М.В. Семиколенов. Проблема собственности на землю в воззрениях крестьян и правительства в XVIII-XIX веках.
Институт частной собственности на землю прошел долгий путь эволюции в России. Впервые понятие частной собственности было введено Екатериной II в 1761 г. Земельные отношения регулировались нормами обычного права и зависели от вложенного труда в землю. Обработав землю и вложив в нее труд, крестьяне считали землю своей собственностью. После отмены крепостного права в 1861 г. земля не переходила в собственность крестьянам, указ от 24 ноября 1866 г. распространял возможность получения частной собственности на землю крестьянам Европейской России, но на сибирских крестьян указ не распространялся по причине не привидения земель в известность. Долгое время в Сибири господствовала захватная форма землепользования. Последующее законодательство окончательно закрепило право собственности на землю за государством.
Ключевые слова: крестьяне, собственность, земля, Сибирь, обычное право, формы землепользования, общественная мысль.
Методика
А.С. Дикун, Т.А. Дикун. Интегрированный урок истории и литературы по поэме А.А. Ахматовой «Реквием» в XI классе (методическая разработка по технологии «Педагогическая мастерская»).
Методическая разработка представляет интегрированный урок истории и литературы. Через изучение материалов о периоде 30-40 гг. XX в. и поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» составляется целостная картина взаимосвязи судьбы страны и судьбы отдельной творческой личности.
Ключевые слова: государственный социализм, сталинские репрессии, «ежовщина»; судьба и творчество А. Ахматовой, поэма «Реквием».
Е.К. Калуцкая, В.В. Осин. Особенности изучения раздела «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» на уроках обществознания в средней школе.
Изменения, происходящие в системе образования, приводят к необходимости менять подходы к изучению такого важного раздела обществознания, как право. В статье дается анализ отличий изучения права в основной и средней школе, а также методические рекомендации по отбору приемов и средств правового образования.
Ключевые слова: право, ФГОС СОО, инфографика, комикс, практико ориентированный подход.
ЕГЭ и ОГЭ
В.П. Киселев. Практикум по процессуальному праву в рамках подготовки к ЕГЭ.
Данный практикум посвящен закреплению теоретических знаний по процессуальному праву в объеме, необходимом для общего образования, а также отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.
Ключевые слова: процессуальное право, ЕГЭ, тренинг.
Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. Картографический практикум по истории России: правление Александра III.
В статье представлен набор заданий для работы с картами и схемами.
Ключевые слова: ЕГЭ, карты и схемы, межпредметные связи.
Труды молодых ученых
В.В. Черемухин. «Вольный город»: воля и власть в повстанческом городе Нестора Махно.
В статье рассматривается проблема эволюции концепта «вольный город» в условиях Русской революции и Гражданской войны в России в 1917-1922 гг. На основе широкого круга источников реконструируется концепция «вольного города», применявшаяся анархическим движением во главе с Н.И. Махно, определяются характерные черты взаимоотношений власти и общества в условиях городского пространства повстанческого города.
Ключевые слова: Гражданская война в России, Н.И. Махно, анархисты, «вольная территория», «вольный город», повстанческое движение.
Ю.А. Гаркушенко. Андрес Нин и Лев Троцкий: от сотрудничества к разрыву.
В статье рассматривается столкновение политических взглядов лидера испанской левой оппозиции и главы Международной левой оппозиции (МЛО) — А. Нина и Л. Троцкого. Сотрудничество, зародившееся в начале 1920-х гг., между революционерами привело, в итоге, к их расхождению во взглядах по ключевым вопросам революционной борьбы в Испании и к созданию А. Нином независимой от МЛО партии — Рабочей партии марксистского единства, которая в период Гражданской войны в Испании была обвинена официальными коммунистическими силами в связах с троцкизмом и фашизмом и разгромлена.
Ключевые слова: внутрипартийная борьба, Андрес Нин, троцкизм, Международная левая оппозиция, левая оппозиция в Испании, Коминтерн, Гражданская война в Испании.
П.М. Селиверстова. Военная и политическая карьера братьев Фридриха Великого.
Статья посвящена проблеме участия принцев дома Гогенцоллернов в военных кампаниях Фридриха II и дипломатических контактах с иностранными державами. Знакомство с судьбами родственников прусского короля раскрывает противоречивые стороны характера самого Фридриха, а также позволяет проанализировать успехи и неудачи внешней политики Пруссии XVIII в.
Ключевые слова: Новое время, международные отношения, Пруссия, Гогенцоллерны.
Очень актуальная тема!