Актуальная тема: Функциональная грамотность на уроках истории
О.С. Нагорная, В.В. Кумсков. Дидактические приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории.
На основе анализа нормативно-правовой базы, методических наработок предшественников и авторского опыта по разработке и апробации дидактических решений в статье систематизируются требования к формированию функционального контекста читательской грамотности на уроках истории, описываются три конкретных приема по работе с множественными историческими текстами.
Ключевые слова: читательская грамотность, функциональный контекст, множественные тексты, дидактические решения.
Г.Н. Мурадян. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории.
Методическая разработка, посвященная методам формирования читательской грамотности с приведением конкретных примеров в помощь учителю истории.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, сплошной текст, несплошной текст, смешанный текст.
История и обществоведение
В.Л. Даноян. Реформа Петра I в сфере городского общественного управления.
В статье анализируется реформаторская деятельность Петра I в сфере городского общественного управления в первой четверти XVIII в.
Ключевые слова: Городское самоуправление, ратуша, государство, Земские избы, Петр I, реформы.
И.А. Потёмкин. Бронепоезда войск НКВД на фронтах Великой Отечественной войны.
В статье освещаются этапы деятельности бронепоездов в составе полков войск НКВД СССР и отдельными частями (БЕПО) в годы Великой Отечественной. Дается краткая характеристика их боевой работы на трех этапах войны: в первый период — с июня 1941 по ноябрь 1942 гг., второй период — с 19 ноября 1942 г. по 31 декабря 1943 г. и в третий период — с 1 января 1944 г. по 9 мая 1945 гг. По каждому периоду приводятся отдельные характерные примеры участия в боевых действиях.
Ключевые слова: бронепоезд, войска НКВД, Великая Отечественная война, фронт, охрана, оборона, боевые действия, железные дороги.
О.А. Закиров. Исторические исследования и научно-методические работы В.В. Кириллова.
Статья посвящена научным работам известного историка и педагога В.В. Кириллова. Материал подготовлен к его 70-летию. Исследуется его вклад в современную российскую историографию и методику преподавания истории.
Ключевые слова: В.В. Кириллов, история, методика преподавания, гуманитарные науки, схемы, таблицы, учебные пособия.
Методика
М.А. Шаронов, Е.А. Мануйлова, И.Ю. Зая, С.И. Грандова. Опыт повышения квалификации учителей истории в контексте нового ФГОС.
Статья основана на опыте преподавания на курсах повышения квалификации, организованных в Академии социального управления с целью ознакомления школьных учителей истории из Подмосковья с требованиями нового образовательного стандарта. В статье представлены некоторые эффективные обучающие технологии, служащие реализации установок нового образовательного стандарта.
Ключевые слова: ФГОС, школьные учителя истории, литературный источник, системно-деятельностный подход, метапредметные связи, надпредметные цели, онтодидактический подход, читательская и функциональная грамотность, междисциплинарный фактор образовательной траектории, ЕГЭ по обществознанию, ЕГЭ по истории, «Песнь о купце Калашникове», эпоха Ивана Грозного.
И.Е. Барыкина, В.М. Кузнецов. Зачем и как нужно обучать истории: подходы к реализации ФГОС СПО в свете идей В.И. Кареева.
В статье рассматривается проблема построения общеобразовательного курса истории в организациях среднего профессионального образования в соответствии с обновленными ФГОС. Опираясь на идеи выдающегося историка и методиста начала ХХ в. В.И. Кареева об исторической образованности, авторы раскрывают на конкретных примерах способы достижения метапредметных результатов — формирования таких аспектов эмоционального интеллекта, как самосознание, саморегулирование, внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки.
Ключевые слова: историческое образование, историческая образованность, методика обучения истории, среднее профессиональное образование, Федеральные государственные образовательные стандарты, эмоциональный интеллект, технологическая карта урока.
Е.К. Калуцкая. Творчество учителя обществознания в условиях стандартизации образования.
Материал публикации посвящен анализу требований к деятельности учителя. Насколько возможно творчество в условиях стандартизации? В чем может проявляться творчество учителя в урочной деятельности? Ищем ответ на эти вопросы и рассматриваем сложности, возникающие в творческом процессе педагога.
Ключевые слова: предметно-языковая интеграция, концепция, история повседневности, методика.
В.Н. Андреев, Е.В. Симонова. Концептуальные основы предметно-языкового интегрированного преподавания истории и английского языка в средней школе.
В статье рассмотрены концептуальные основы предметно-языкового интегрирования истории и английского языка, а также представлена методическая разработка интегрированного урока на тему «Повседневная жизнь в России в XIX веке».
Ключевые слова: предметно-языковая интеграция, концепция, история повседневности, методика.
ЕГЭ и ОГЭ
В.П. Киселев. Тренинг по трудовому праву в рамках подготовки к ЕГЭ.
Данный трениг посвящен закреплению теоретических знаний по трудовому праву в объеме, необходимом для общего образования, а также отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.
Ключевые слова: гражданское право, ЕГЭ, тренинг.
Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. Картографический практикум по истории России: правление Александра II.
В статье представлен набор заданий для работы с картами и схемами.
Ключевые слова: ЕГЭ, карты и схемы, межпредметные связи.
Труды молодых ученых
Е.В. Гресь. М.Н. Покровский в отечественной историографии середины 1990-х годов — начала XXI века.
В статье рассмотрены мнения ученых конца XX — начала XXI вв. о творчестве М.Н. Покровского. Исследователи обращались к различным направлениям, этапам жизни и творчества М.Н. Покровского. Рассмотрены основные аспекты, касающиеся роли теории торгового капитала в развитии рыночных отношений и вхождения России в мировую капиталистическую систему, идейных взглядов и принципиальности Покровского, его концепции русской истории. Затрагиваются аспекты классового характера исторической науки, значения школы Покровского, развития советской историографии. Наряду с положительными отзывами о деятельности М.Н. Покровского также отражены критические замечания со стороны ученых. В заключении проводится сравнение с более ранними работами о Покровском, на основании чего делается вывод.
Ключевые слова: М.Н. Покровский, историческая наука, современная историография, мнения ученых, положительная оценка, критические замечания, трансформация взглядов, школа Покровского.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.