Контент


Инструкция для части 2 ЕГЭ-2023 по истории

Александр Юрьевич Морозов – кандидат исторических наук, Председатель Редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе», преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, Москва;
Роман Викторович Пазин – кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе», заместитель директора по содержанию образования ГБОУ Школа № 2116, Москва.

Публикуемая инструкция основана на последних изменениях в ЕГЭ по истории, методических рекомендациях И.А. Артасова для учителей (подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 г.) , нашем собственном опыте и здравом смысле. Она предназначена выпускникам и специально написана живым и образным языком, а не казенным новоязом.

***

Скачайте с сайта ФИПИ демоверсию ЕГЭ по истории, внимательно прочитайте часть 2 и критерии оценивания. Распечатайте ее. По мере знакомства с инструкцией просматривайте критерии оценивания соответствующих заданий.
Обязательно заполните ВСЮ часть 2. Старайтесь писать разборчиво, хорошим почерком (или даже печатными буквами, если умеете быстро), чтобы не создать о себе неблагоприятное мнение у экспертов. Постарайтесь избегать орфографических ошибок. Особенно это касается исторических и общекультурных терминов – к примеру, митрополит – это от митры, а не от метро, Просвещение – от слова свет, а не святость.

Задание 13

В задании 13 надо правильно атрибутировать документ (определить, время, место, персоналии и т.п.). Для этого очень внимательно, несколько раз прочитайте его, рассмотрите все возможные варианты. Как правило, в документе имеются более-менее однозначные подсказки (имена, даты, понятия, названия должностей и государственных органов и т. п.), причем этих подсказок обычно несколько!
Особое внимание следует уделить точности формулировок. Если, например, ответ «революция 1905–1907 гг.» будет признан правильным, то ответ на тот же вопрос «революция» (без указания годов или более полного названия революции) правильным не является.
Внимание к деталям! Типичная ошибка – спрашивалось, кто сменил Н.С. Хрущева на должности Председателя Совета министров СССР. Очень многие написали «Брежнев», даже если вспоминали (если их внимание обращалось на должность), что это был Косыгин!
В данном задании «каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной». Это против тех, кто писал в ответе в примере выше «Брежнев или Косыгин». Не надо так писать.

Задание 14

Задание 14 требует работы с текстом документа. Ответы на него, как правило, «спрятаны» в тексте. Старайтесь не цитировать документ напрямую, а изложить содержание ответа своими словами (по пунктам) и в скобках процитировать тот фрагмент текста, из которого вы «выудили» информацию. НО избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Как и везде, здесь требуется в ответе точность и полнота. Например, к фрагменту статьи задавался вопрос, на каких условиях большевики готовы были пойти на частичное изменение своей политики в рамках предложенного ими компромисса. В самом фрагменте говорилось, что «условием, само собою разумеющимся и неновым для эсеров и меньшевиков, была бы полная свобода агитации и созыв Учредительного собрания без новых оттяжек или даже в более короткий срок». Многие написали в ответе, что условие – созыв Учредительного собрания. Неверно! Правильный ответ: созыв Учредительного собрания в ближайшее время.

Задания 15 и 16

Задания 15 и 16 по работе с изображениями. В задании 15 необходимо на основе анализа изображения определить какой-либо его элемент и объяснить, как этот элемент был определен. Объяснение должно быть бесспорным и полным. Например, дана марка с изображением М.Н. Тухачевского и стрелками наступления в районе Уфы. Задание: «Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа». Объяснение может быть следующим: «в период жизни М.Н. Тухачевского в районе городов, подписанных на марке, масштабные боевые действия велись только в ходе Гражданской войны». Однако объяснение «на марке изображен Тухачевский, который участвовал в Гражданской войне, поэтому война, отражённая на марке, Гражданская» не является правильным, так как М.Н. Тухачевский был участником не только Гражданской, но и Первой мировой, и советско-польской войны.
Для полного объяснения не всегда достаточно определить название войны, события которой изображены на марке стрелками, – Гражданская. Например, ответ «на марке обозначена Уфа, поэтому война Гражданская» не является полным и не будет принят. Дело в том, что только обозначения Уфы недостаточно для установления названия войны. Необходимы указание связи Уфы с боевыми действиями, которые обозначены в районе этого города, а также вывод о том, что боевые действия в районе этого города в обозначенное на марке время велись только в период Гражданской войны.
Может потребоваться приблизительное знание годов правления монархов и вычисление даты события по уже указанному юбилейному сроку (то есть знание математики на уровне начальной школы).
В задании 16 требуется выбрать по указанным критериям, связанным с изображением, представленным в задании 15, один памятник культуры из четырех предложенных и указать какой-либо факт об этом памятнике культуры. Например, даны четыре памятника архитектуры и задан вопрос: Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите архитектора, по проекту которого создан данный памятник архитектуры (это Мавзолей Ленина, архитектор Щусев).
Опыт показывает, что в задании 16 спрашиваются в первую очередь памятники архитектуры и скульптуры. Но может быть и что-то другое – например, театральные афиши или киноплакаты. Могут быть совсем незнакомые изображения, но правильный ответ будет узнаваемым!

Задание 17

Задание 17 посвящено исключительно Великой Отечественной войне. Оно простое и требует внимательного чтения двух фрагментов источников, а также знания элементарных фактов по истории войны. По статистике 2022 г. с ним справились даже более 10% участников экзамена, не набравших в целом минимального количества баллов. Но, с другой стороны, и некоторые высокобалльники здесь допускали ошибки.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2022 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*