Контент


Содержание журнала № 9 2022

Актуальная тема: ЕГЭ по истории

А.Ю. Морозов, Р.В. Пазин. Инструкция для части 2 ЕГЭ-2023 по истории.
Предлагается инструкция для выполнения части 2 ЕГЭ по истории, учитывающая актуальные изменения в экзамене.
Ключевые слова: ЕГЭ, методические рекомендации, задания с развернутым ответом.

В.В. Горский. Опыт методических рекомендаций по выполнению задания № 21 на выявление и аргументацию аналогий в процессах отечественной и всемирной истории в рамках ЕГЭ.
Статья посвящена разбору концепции задания № 21 в актуальной модели ЕГЭ по истории, предложенной ФИПИ для использования на экзаменах летом 2023 г. и связанных с ней сложных вопросов. Автор демонстрирует на примере противоречия, с которыми сталкиваются как составители данного типа задания, так и выполняющие его, сопоставляет требуемую для выполнения информацию с наличной в школьной учебной литературе и предлагает возможную методику оптимизации подготовительной работы на основе максимального использования информации, предлагаемой учебными пособиями базового уровня для общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: задание № 21, ЕГЭ, сравнение, информация, методика.

Е.А. Опрышко. Проблемы ЕГЭ по истории через призму дополнительного вступительного испытания.
Автор, анализируя информацию приемной комиссии исторического факультета МГУ 2022 г., обращает внимание на значительное количество абитуриентов, получивших низкие баллы за ДВИ при высоких баллах ЕГЭ и ищет объяснения этому факту.
Ключевые слова: ЕГЭ и ГИА, педагогика и психология, ДВИ.

История и обществоведение

М.А. Бычков. Итальянское праворадикальное движение второй половины XX века.
В статье анализируются основные этапы развития итальянского праворадикального движения во второй половине XX в. Оно представляло собой политическое течение, которое, с одной стороны, базировалось на идеях итальянского фашизма, а с другой стороны, выступало в качестве механизма американского вмешательства во внутренние дела Италии в рамках противостояния эпохи холодной войны. Ее завершение, а также крушение партийно-политической системы несовершенной двухпартийности в конце XX в. способствовали трансформации правого радикализма путем размежевания на правоконсервативное и правоэкстремистское направления при ведущем положении первого.
Ключевые слова: Альмиранте, Боргезе, Италия, Итальянское социальное движение, неофашизм.

Д.В. Ковалев. Демократизация и возрождение многопартийности в России и Венгрии накануне распада СССР: сравнительный аспект.
В статье проводится сравнительный анализ процессов демократизации и формирования многопартийной системы в Советском Союзе и Венгерской народной республике конца 1980-х — начала 1990-х гг.
Ключевые слова: СССР, Венгерская народная республика, «перестройка», демократизация, многопартийная система.

С.А. Разумов. Илларион Игнатьевич Кауфман и научная бонистика в России.
Ключевые слова: Илларион Игнатьевич Кауфман, нумизматика, бонистика, историография, ассигнации, кредитные билеты.
В статье исследуется вклад известного экономиста И.И. Кауфмана (1847-1915) в становление отечественной бонистики как научного знания. Показано значение трудов ученого для изучения бумажных книжных знаков. Установлено, что И.И. Кауфман связывал возникновение и развитие бумажных денег с общеисторическими процессами и с интересами правительства покрывать чрезвычайные расходы во время войн. Он использовал компаративные подходы при исследовании бумажных знаков (сравнивал состояние финансов в России и европейских странах), обращал особое внимание на связанное с ними законодательство.
Ключевые слова: Илларион Игнатьевич Кауфман, нумизматика, бонистика, историография, ассигнации, кредитные билеты.

Е.И. Гончарук. Научно-исследовательская составляющая профессиональной подготовки студентов-историков в Донецке.
В статье рассмотрен вопрос о ключевых векторах научно-исследовательской подготовки студентов-историков ДонГУ в 1960-1980-х гг., включающих в себя обучение на лекциях и семинарах, реализацию приобретенных знаний в ходе практик, получение навыков исследовательской деятельности в рамках кафедральных научных кружков и через Студенческое научное общество, апробацию своих изысков на конференциях различных уровней, а также тесное сотрудничество с учеными из ведущих вузов страны.
Ключевые слова: студенты, историки, наука, семинар, подготовка.

Методика

Ю.В. Дружинина. Мемориальные доски как исторический источник по изучению истории России ХХ века в школьном курсе истории.
Автор статьи обращается к актуальной проблеме формирования исторической памяти школьников при изучении истории XX в. на уроках. Предлагается вариант ответа на вопрос, как выстроить процесс образования и воспитания, чтобы прошлое, с которым знакомятся современные ученики, приобрело для них определенную ценность и значимость. Представлен теоретический обзор уже имеющихся работ ученых о формировании исторической памяти у школьников при изучении истории в школе, а также одного из средств сохранения памяти о прошлом — мемориальных досках, которые могут стать информативным историческим источником на уроках истории и во внеурочной деятельности. Сделан вывод о том, что мемориальные доски являются комплексным историческим источником, который направлен на формирование и развитие предметных умений школьников, а также способствует сохранению исторической памяти, повышению интереса учеников к прошлому своей страны, приобретению личностного смысла в изучении исторических событий.
Ключевые слова: современный урок истории, исторический источник, историческая память, мемориальные доски.

О.Г. Щенина. Модернизация образования в условиях реализации ФГОС: ЕГЭ по обществознанию.
В статье рассматриваются проблемы подготовки школьников к ЕГЭ по обществознанию, основные подходы к выполнению заданий части 2 модели ЕГЭ 2023 г., даны методические рекомендации по подготовке школьников к ЕГЭ по обществознанию.
Ключевые слова: обществознание, федеральные государственные образовательные стандарты, старшая школа.

С.В. Любичанковский. Ролевая игра «Первые парламентарии от Оренбургской губернии в Государственной думе Российской империи» как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся.
В статье представлена методическая разработка ролевой игры с краеведческим материалом.
Ключевые слова: ролевая игра, краеведение, Государственная дума.

А.А. Олейник. Квест «Тропой Дерсу Узалы».
Методическая разработка внеклассного мероприятия для знакомства учеников с историей и бытом одного из коренных малочисленных народов Приамурья — нанайцами.
Ключевые слова: Дальний восток, коренные малочисленные народы, шаманизм, нанайцы.

Труды молодых ученых

А.М. Швецов. В.О. Ключевский в оценке современных историков.
В современных реалиях проблема сохранения исторической памяти как фактора, способствующего формированию национальной идентичности, становится политически значимой. Разнообразие и противоречивость в прочтении генезиса исторических событий актуализирует тему, аннотируемую в статье. Целью статьи является компаративно-обобщающий анализ оценок творчества выдающегося русского историографа В.О. Ключевского в исследованиях историографического научного сообщества как отечественного, так и зарубежного. В качестве методологии исследования научной школы историка использованы сравнительно-историографический, типологический, ретроспективный методы, а также методы, принятые в научно-исторической практике.
Ключевые слова: В.О. Ключевский, историческая память, научная школа, историческое наследие, историография.

Опубликовано в Журнал в 2022 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*