Актуальная тема: 100-летие Волочаевской битвы
О.Ю. Стрелова. «И останутся как в сказках… Волочаевские дни» (review-презентация Книги Памяти «Бессмертие имен земли Волочаевской»).
Аналитико-педагогический обзор посвящен Книге Памяти, подготовленной в рамках проекта «Бессмертие имен земли Волочаевской» в Еврейской автономной области на средства одноименного президентского гранта в канун столетия Волочаевской битвы и окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке (1922 г.).
Ключевые слова: Гражданская война на Дальнем Востоке, Волочаевская битва, историческая память, содержательные линии учебного предмета «История».
М.И. Романова. Кинофильм «Волочаевские дни» как образец исторического мифотворчества и отражения образа советской эпохи 1930-х годов XX века.
Статья посвящена отражению в кинематографе событий Гражданской войны на Дальнем Востоке и формированию исторического мифотворчества на примере фильма «Волочаевские дни» 1937 г., ставшего очень необычной и противоречивой смесью реального и сказочного отражения событий Гражданской войны.
Ключевые слова: Волочаевское сражение, исторический кинематограф, мифологизация, образ эпохи.
Т.В. Томашевич. «Боевые ночи Ина, Волочаевские дни»: квест-игра краеведческой направленности.
Сценарий квест-игры «Боевые ночи Ина, Волочаевские дни» разработан и многократно апробирован автором статьи во внеурочной деятельности краеведческого характера.
Ключевые слова: квест, краеведение, историческая память, Волочаевская битва, Инский бой.
История и обществоведение
В.Н. Рудаков. Дмитрий Донской, Тохтамыш и другие.
Статья посвящена истории нашествия на Москву хана Тохтамыша (август 1382 г.), бегству из города великого князя Дмитрия Донского и оценке его поступка младшими современниками и потомками. Вплоть до середины XV в. мы не имеем свидетельств осуждения Дмитрия Ивановича, которые, возможно, просто не дошли до нас. Однако затем негативные оценки великого князя появились не только в летописании независимого от Москвы Новгорода, но и московских летописях. Осуждение бегства князей перед лицом вражеской угрозы опирается на формирующиеся представления о пастырской функции правителя по отношению к подданным. В наибольшей степени такой подход возобладал в «Послании на Угру» Ивану III, написанному архиепископом Вассианом Рыло. Впрочем, даже спустя столетие осознание недостойности такого поведения не остановило Ивана IV от бегства из Москвы перед лицом крымского хана.
Ключевые слова: великий князь Дмитрий Донской, нашествие Тохтамыша, бегство князей, «Послание на Угру», Вассиан Рыло, Иван III, Ивана IV.
С.Н. Ценюга, В.А. Ерисова, И.Н. Ценюга. К вопросу об организации работы с одаренными детьми в обучении истории: опыт и современные тенденции.
Статья раскрывает основные проблемы в работе с одаренными детьми в обучении истории на примере Красноярского края. На практическом уровне обобщены и проанализированы результаты организации работы с одаренными детьми по истории как составной части инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС, исследована заинтересованность учителей по работе с детьми в углубленном изучении истории; обоснованы методы выявления одарённых в изучении истории детей, в помощь молодым учителям разработан, наполнен информацией и апробирован веб-сайт как форма работы с одарёнными детьми по предмету истории.
Ключевые слова: одаренные дети, история России, веб-сайт, ФГОС, Историко-культурный стандарт.
С.А. Разумов. Сергей Иванович Чижов и становление научной бонистики в России.
В статье исследуется вклад известного нумизмата и бониста С.И. Чижова (1870-1921) в становление отечественной бонистики как самостоятельной сферы научного знания. Показано значение трудов ученого для развития источниковедческих, археографических, методических, иконографических и музейных аспектов дисциплины. Выявлено, что С. И. Чижов был склонен к использованию комплексных подходов при исследовании бумажных знаков, методов критического источниковедческого анализа, проявлял интерес к антропологическому аспекту прошлого.
Ключевые слова: Сергей Иванович Чижов, нумизматика, бонистика, историография, ассигнации, кредитные билеты.
У.К. Мусаева. Государственный Херсонесский историко-археологический музей.
В научный оборот вводится новый корпус архивных документов, посвященный истории музейного строительства в Крыму в первой половине 20-х гг. ХХ в., выявленный в фондах ГАРФ (Москва). Анализируется участие центральных органов Народного комиссариата просвещения РСФСР в этом процессе, представляются формы взаимодействия руководящих органов и их региональных подразделений в обеспечении организационной, методической, материальной, исследовательской инициативы в процессе работы крымских музеев.
Ключевые слова: музеи, Крымская АССР, Главмузей Наркомата просвещения РСФСР, КрымОХРИС, Я. П. Бирзгал, А. И. Полканов, археологические раскопки.
Методика
Т.А. Полковникова. «Параграф, написанный кистью»: к вопросу об использовании репродукций картин как визуального источника на уроках истории.
Автор рассматривает проблему использования репродукций картин в учебнике истории в качестве визуального источника, обосновывает актуальность использования учителем визуальных источников на уроках истории, приводит конкретные примеры возможных форм работы по данной теме, анализирует возможности использования заданий по работе с репродукциями картин на разных этапах урока.
Ключевые слова: визуальные источники, современная визуальная культура, искусство, урок истории, художественный образ, картина как визуальный источник.
О.В. Гугнина. Функциональная грамотность в преподавании обществознания.
В статье раскрыта необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся в современных образовательных организациях, средства работы на уроках обществознания по формированию финансовой, читательской, математической грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС, урок обществознания.
Д.А. Хитров. Исследовательский проект «Союз за четыре года до войны: Международная политика тильзитской эпохи и Восточный вопрос» на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории 2021-2022 годов.
В статье представляется одно из ключевых заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории — исторический проект. В этом году проект был посвящен международным отношениям начала XIX в. Участники должны были разобраться в обстоятельствах обсуждения проекта раздела Турции между Францией и Россией, предложенного Наполеоном I Александру I в 1808 г. Источниками при этом выступал комплекс отчетов французского посла в России, А. де Коленкура. Обсуждаются сложности, с которыми столкнулись участники, и подходы к написанию сочинений такого типа.
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников по истории, исторический проект на олимпиадах, Тильзитский союз, Наполеон I, Александр I, А. де Коленкур, Н.П. Румянцев.
Среди книг журналов и сайтов
С.А. Тиханкина. «Татуировщик из Освенцима»: герой или предатель?
Автор знакомит с содержанием книги Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима» и возможностями использования книги при изучении истории Холокоста, рассуждает о проблеме выбора и смысла жизни.
Ключевые слова: Холокост, Аушвиц, Освенцим, освобождение.
Труды молодых ученых
А.М. Швецов. Феномен В.О. Ключевского в историко-культурном наследии России.
В статье отмечаются особенности творчества В.О. Ключевского, его значение в историко-культурном наследии России, проанализированы взгляды на проблему историко-культурных взаимодействий России с Западом и Востоком. Дается анализ работ В.О. Ключевского, а также трудов авторов, занимающихся исследованием творчества историка.
Ключевые слова: В.О. Ключевский, история России, научные труды, актуализация, западное влияние, восточное влияние, историко-культурные взаимодействия.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.