Актуальная тема: Историческое образование в российских регионах
А.В. Дамдинов, Н.С. Ламуева. Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. История становления и современное развитие (1932-2022 годы).
Статья посвящена Бурятскому государственному университету им. Д. Банзарова от истории его возникновения, развития и современного состояния за 90 лет своего существования с 1932 по 2022 гг., о его вкладе в Победу в годы Великой Отечественной войны, о реорганизации института в университет и преобразовании его в ряды ведущих классических вузов страны. Важнейшей составляющей Бурятского госуниверситета стало его широкое региональное и международное сотрудничество. Сегодня это один из ведущих университетов в Республике Бурятия.
Ключевые слова: агропединститут, бурят-монгольский, бурятский, пединститут, преподаватели, студенты, отделения, курсы, Великая Отечественная война, Почетная грамота, Доржи Банзаров, факультеты, реорганизация, мемориал, сотрудничество, международная деятельность, консорциум.
О.Н. Полянская. Традиции востоковедного образования в России. Становление монголоведа Д. Банзарова.
Статья представляет основные вехи биографии ученого, монголоведа Доржи Банзарова, сыгравшего важную роль в становлении научного монголоведения в контексте развития востоковедного образования России в XIX — начале XX вв. Д. Банзаров — яркий пример человека, прошедший все ступени в структуре востоковедного образования первой половины XIX в. Память о Доржи Банзарове необходимо передавать молодому поколению, рассказывая о нем и увековечивая его имя в названиях учебных заведений, научных обществ.
Ключевые слова: монголоведение в России, Казанский университет, Первая Казанская гимназия, Русско-монгольской войсковой школе в Троицкосавске, Д. Банзаров, О.М. Ковалевский, А.В. Попов, А.М. Позднеев.
История и обществоведение
В.В. Номогоева, Л.Б. Иванова. Становление системы высшего педагогического образования в Бурятии.
В статье проанализирован вклад Бурятского государственного педагогического института, первого высшего педагогического учебного заведения в национальных районах Сибири и Дальнего Востока, в социально-экономическом и культурном развитии республики. Изучены основные этапы становления системы высшего педагогического образования в Бурятии. Проведенное исследование показало, что институт за годы своего существования оказал решающую роль в подготовке педагогических кадров для республики и стал основой общественного, экономического и культурного роста.
Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, Бурят-Монголия, Бурятский государственный педагогический институт, Бурятский государственный университет.
Б.В. Базаров, А.М. Плеханова, Е.В. Нолев. У истоков академической науки в Бурятии: Бурят-Монгольский ученый комитет.
Статья посвящена описанию истории первого научного учреждения Бурятии. Бурят-Монгольский ученый комитет, созданный в июле 1922 г., был призван содействовать национально-культурному строительству бурят-монгольского народа и решать научно-исследовательские и просветительские задачи. Сотрудниками Буручкома было организовано изучение истории, археологии, духовной и материальной культуры бурят, их языка и религии, положено начало экспедиционной деятельности. Значительное место в работе организации занимали перевод на бурятский язык учебной и общественно-политической литературы, терминологическая и словарная работа, подготовка и издание методических руководств, учебников, учебных пособий для бурят-монгольских школ. Ученый комитет решил важную задачу создания основ научных исследований в Бурят-Монголии, став центральным научным учреждением республики, исследующим проблемы гуманитарных наук.
Ключевые слова: СССР, наука и техника, Бурят-Монгольский ученый комитет, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Республика Бурятия.
А.Н. Балакирев. Эпоха пионерских слетов (к 100-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина).
Статья посвящена ретроспективному анализу десяти Всесоюзных пионерских слётов, состоявшихся в период с 1929 по 1990 гг. в СССР. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, стабильным и всё возрастающим интересом общественности к такому феномену мирового детского движения, каким является Всесоюзная пионерская организация, а также необходимостью обобщения богатого научно-методического опыта, накопленного за десятилетия активной деятельности юных пионеров. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке базовых программ для учеников профильных исторических и общественно-гуманитарных классов общеобразовательных школ, а также при разработке факультативных курсов для студентов сузов.
Ключевые слова: Всесоюзная пионерская организация им. Ленина, Всесоюзный слёт юных пионеров, детское движение, тимуровское движение, Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций) СССР.
С.З. Ахмадулина, Ц.Д. Доржиева. Фольклорно-этнографические экспедиции Академии наук СССР в Монгольскую народную республику в 1960-1980-е годы.
Статья посвящена анализу фольклорно-этнографических экспедиций Сибирского отделения Академии наук СССР в Монгольскую Народную Республику в 60-80-е гг. ХХ в. Актуальность данной темы определяется тесными научными связями, которые существуют межу Россией и Монголией, недостаточной изученностью экспедиционных материалов обозначенного хронологического периода. Экспедиции, организованные во второй половине XX века, дают нам возможность проследить процесс развития научных связей двух стран, дополнить новыми фактами процесс изучения МНР через призму архивных материалов. В настоящее время складывается тенденция активного развития межгосударственных отношений России и Монголии.
Ключевые слова: экспедиция, фольклор, этнография, Монгольская Народная Республика, Академия наук СССР.
А.М. Шойдонова, А.А. Очиров. Этнорегиональные особенности гражданско-патриотического воспитания в Бурятии (2000-2021 годы).
Гражданско-патриотическое развитие общества и человека имеет важнейшее значение в современных реалиях. Авторы анализируют, какие конкретные мероприятия реализуются на федеральном и региональном уровнях для создания условий воспитания современной личности. В статье рассматривается процесс создания целостной системы патриотического воспитания за 2000-2021 гг.
Ключевые слова: воспитание, внутренняя политика, патриотизм, гражданственность, общественные организации.
Методика
Д.К. Чимитова, М.Г. Цыренова, А.Б. Дамбуева. Методический проект «Путешествие Ирбиса по Бурятии» как инструмент формирования краеведческих знаний.
Важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации является формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения. Авторы считают, что обогащение учащихся знаниями о родном крае, его истории и культуре способствует формированию гражданственных и патриотических понятий в сознании учащихся. Разработанный методический инструмент имеет значительный воспитательный и творческий потенциал, способствует доступному и интересному изложению краеведческого материала, комплексному воздействию на развитие личности ребенка, формированию мировоззренческих и нравственных ориентиров.
Ключевые слова: краеведение, личностные результаты, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, патриотическое воспитание, метапредметные результаты.
М.Г. Цыренова, Т.А. Богомоева. Задания для развития и диагностики финансовой грамотности на уроках обществознания: из опыта работы.
В статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности школьников, конструирование практических заданий и роль их использования на уроках обществознания. Приводятся примеры заданий, которые ориентированы на такие жизненные ситуации, как «Финансовая пирамида», «Как выбрать кредит и не пожалеть», «Банковская карта». Дается характеристика этих заданий и система оценивания в соответствии с критериями.
Ключевые слова: финансовая грамотность, практические задания, диагностика, проблемность, личный опыт.
Н.О. Двойнишникова. Конкурсный урок, посвященный 200-летию первого бурятского ученого Доржи Банзарова: достойный сын бурятского народа.
В статье представлена методическая разработка внеклассного мероприятия, занявшего первое место по итогам Республиканского конкурса на лучший урок, посвященный 200-летию со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова.
Ключевые слова: историческая личность, бурятский ученый, историческая память.
Труды молодых ученых
Ж.Ж. Цырендашиев. История среднего общего образования в новых городах Бурятии (1950-1980-е годы).
В статье рассматриваются основные аспекты среднего общего образования городов-новостроек Бурятии в 1950-1980-е гг. На основе архивных материалов проанализированы вопросы строительства школ, ремонтных работ, материально-технического обеспечения, успеваемости учащихся. Автор выявляет особенности молодых поселений и приходит к выводу, что ограниченность материальных возможностей школ, приводила к их тесному сотрудничеству с предприятиями и организациями города.
Ключевые слова: среднее общее образование, новые города, школьное питание, общеобразовательные учреждения, успеваемость, учебно-воспитательная работа.
С.М. Исаков. Детская и молодежная пресса Сибири 1920-1930 годов как элемент воспитания «нового человека».
Статья посвящена особенностям формирования материалов детских журналов Сибири в 1920-1930 гг. Автор рассматривает особенности развития системы детских и юношеских периодических печатных изданий, затрагивает проблему идеологического давления на детскую прессу, формирование патриотического воспитания детей через СМИ.
Ключевые слова: детская пресса, журналы, СМИ, товарищ, Пионерская правда, Комсомолия.
Т.Л. Одорова, А.И. Коняев. Обеспечение советской школы Бурятии учебно-методической литературой (1920-1930-е годы).
В статье рассматриваются особенности издания учебной литературы, выпущенной главным образом на бурятском языке. Издательская деятельность осуществлялась в 1923-1928 гг. ,бурятским ученым комитетом, и позднее — бурятским государственным издательством. До первой реформы письма в книгах использовался старописьменный монгольский язык; с 1931 г. — латиница и с 1939 г. — русский алфавит. Первые опыты в области учебного книгоиздания связаны с выпуском букварей, книг для чтения, задачников.
Ключевые слова: учебная литература, школа, книгоиздание, Бурятия, монгольская письменность, реформа письменности, бурятский язык.
С.В. Васильева, Е.Н. Пешняева. История БГПИ-БГУ в научном наследии: библиографический указатель к 90-летию университета.
Информация об уникальном библиографическом указателе «История БГПИ-БГУ в научном наследии».
Ключевые слова: Бурятский государственный университет, научное наследие, библиографический указатель.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.