Светлана Витальевна Токмянина – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой общественно-научных дисциплин ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г. Екатеринбург;
Ольга Сергеевна Уколова – кандидат исторических наук, доцент кафедры общественно-научных дисциплин ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г. Екатеринбург.
Князь Александр Ярославич, вошедший в историю под прозванием Невский, – одна из самых ярких фигур российской истории. Он жил и действовал в рамках одного из самых сложных периодов истории нашей страны – эпоху борьбы с внешней экспансией как с Востока, так и с Запада. Возможно, именно поэтому с течением времени опыт военной и государственной деятельности Александра Ярославича приобретал всё большую значимость в исторической памяти, события его жизни обрастали легендами, потомкам становилось очевидным влияние князя на последующие события и процессы истории России. Личность Александра Невского и проводимая им политика привлекали внимание не только историков, но и писателей, публицистов, журналистов, размышлявших о судьбах России и ее месте в мире.
В 2021 г. торжественно отмечалось 800-летие рождения князя Александра Невского. Вместе с тем на протяжении веков образ Александра Ярославича как в исторической памяти народа, так и в исторической науке претерпел ряд значительных изменений.
На уроках истории в основной и средней школе уделяется особое внимание изучению личности и деятельности Александра Невского. Речь идет как об усвоении определённой суммы знаний и формировании метапредметных умений на историческом материале, так и о патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о формировании у школьников собственного исторического мировоззрения, собственных оценок деятелей отечественной истории.
Личность и деятельность Александра Невского традиционно интересна школьникам. На данном историческом материале можно обучать начальным навыкам исследовательской работы с историческим источником. Ведь «ремесло историка» начинается с понимания текстов разных исторических эпох. Так, например, уже на уроке истории в VI кл. можно использовать для фронтальной, командной или индивидуальной работы фрагмент жития князя с рассказом о Невской битве: «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый – по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй – по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий – Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый – новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый – из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой – из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве».
Первый шаг в работе с историческим источником – внимательное чтение, прояснение непонятных слов и выражений (здесь – «шнек», «в шестом часу дня» «сходни» и др.), краткий пересказ для проверки понимания. После предварительной подготовки можно предложить шестиклассникам вопросы содержательного характера, например:
- Чем житие отличается от летописи?
- Почему автор жития называет шведов римлянами?
- Как автор жития объясняет причины победы новгородской дружины в Невской битве?
- Предположите, из представителей каких групп населения состояло войско Александра в Невской битве? Аргументируйте свой ответ.
- Что общего и что различного вы видите в описании Невской битвы в учебнике и в историческом источнике? Чем это можно объяснить? О чём это свидетельствует?
Таким образом, уже в начале изучения истории России мы формируем читательскую грамотность и развиваем критическое мышление детей при работе с документом. Однако жития святых являются одним из наиболее сложных для исследователя исторических источников. Ещё В.О. Ключевский заложил основы источниковедческого анализа древнерусской житийной литературы. Он высказал сомнение в достоверности информации, представленной в житиях, поскольку главной задачей автора жития является не описание реальных событий, а прославление действия Божьей воли, воплощённой в деяниях того или иного исторического персонажа. Разумеется, степень достоверности жития как любого исторического источника зависит от времени, места и обстоятельств его создания, от личности автора. Но вместе с тем в житии исторические факты нередко приносятся в жертву определённому канону. Современный отечественный историк И.Н. Данилевский выделяет ряд особенностей жития как исторического источника: многослойность (исторические факты тесно переплетаются с религиозными, нравоучительными мотивами), достаточно жёсткий канон, безусловная апология героя. Однако жития, написанные до XVI в., исторически более содержательны, т. к. канон начинает превалировать над содержанием в период укрепления централизованного государства. «Повесть о житии Александра Невского» была создана в 80-х гг. XIII в., вероятно, кем-то из младших современников Александра Ярославича, входивших в круг митрополита Кирилла и сына князя Дмитрия Александровича, известна в нескольких списках, обычно излагается по Лаврентьевской летописи.
Поэтому житие Александра Невского в школе можно использовать и как источник информации о важных событиях истории России XIII в. в тех случаях, когда это оправдано с научной точки зрения, и как определённый тип исторического источника для обучения основам источниковедения (как правило, в гимназических, профильных классах), и как материал для нравственного и патриотического воспитания в школьном курсе истории и во внеурочной деятельности.
На уроках истории и занятиях по олимпиадной подготовке эффективным способом развития аналитических умений обучающихся является работа с визуальными образами, связанными с личностью и эпохой Александра Невского. Например, можно предложить несколько заданий (для командной или индивидуальной работы) к набору фотографий памятников Александру Невскому в различных городах России (см. цветную вкладку журнала):
- Расположите памятники в хронологическом порядке их появления (даты установки памятников школьникам не сообщаются). Почему вы расположили их именно таким образом?
- Сгруппируйте памятники Александру Невскому в 2–3 группы по самостоятельно выбранному основанию, прокомментируйте группировку.
- Представьте, что данные памятники представлены в качестве проектов на конкурс, а вы входите в состав жюри этого конкурса. Какому памятнику вы отдадите первое место? Аргументируйте свой выбор.
- Найдите в сети Интернет информацию об истории создания каждого памятника. Покажите, как с течением времени менялось отношение общества и государства к образу Александра Невского и к роли князя в истории России. Чем вы можете объяснить такие изменения?
Подобные задания, а также сравнение живописных изображений князя, созданных в разные эпохи, от древних икон до картин современных художников позволяют обсуждать сложные для понимания детей и подростков проблемы сохранения и трансформации исторической памяти. Из такой работы на уроках или занятиях по олимпиадной подготовке вполне могут вырасти интересные исследовательские проекты – индивидуальные или командные.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.