Актуальная тема: Воспитание в школе и на уроках истории и обществознания
Е.Е. Вяземский, Р.В. Пазин, М.Г. Цыренова. Воспитание в школе и на уроках истории и обществознания: обзор дискуссионной площадки по актуальным проблемам исторического образования.
В статье предлагается обзор межрегиональной дискуссионной площадки по актуальным проблемам воспитания в контексте исторического образования. Участники дискуссии в онлайн формате обсудили наиболее сложные вопросы практики воспитания в современной школе, выявили проблемы, внесли предложения.
Ключевые слова: воспитательный идеал, воспитание и социализация, рабочая программа воспитания, базовые ценности, личностное развитие обучающихся, формы воспитания.
Г.Э. Давидовская, Т.И. Шумель. Творческая реконструкция исторического прошлого на основе метода структурированной драмы.
Метод структурированной драмы нацелен на обучение истории через непосредственное переживание. От личных переживаний обучающиеся переходят к изучению более глубокого и широкого контекста исторического прошлого и через это к лучшему пониманию не только изучаемого исторического события, но и всей исторической обстановки того времени. В ходе реализации метода происходит творческая реконструкция исторического прошлого, что соответствует идее образного обучения истории. Метод обеспечивает интенсивное взаимодействие всех участников, каждый из которых имеет возможность проявить самостоятельность, инициативность и личную заинтересованность в образовательном процессе.
Ключевые слова: образное обучение истории, творческая реконструкция, структурированная драма.
История и обществоведение
Ю.Н. Красникова. Удельное хозяйство в первой половине XIX века: почему стоит уделить этому внимание в школьном курсе.
В статье рассматривается удельная система хозяйствования, которая была создана для обеспечения младших членов императорской фамилии денежными средствами. Для пополнения удельного бюджета Департаменту уделов предавались различные имущества и крестьяне, которых и стали называть удельными. Материал данной статьи может быть использован в школьном курсе истории России XIX в. или при составлении заданий высокого уровня сложности.
Ключевые слова: удельные крестьяне, российская империя первая половина XIX в., Департамент уделов.
В.В. Гончаров. Реконструкция школьного исторического образования в посткризисных регионах: опыт Боснии и Герцеговины (1999-2008 годы).
Изучение опыта реконструкции школьного образования в посткризисных регионах является новым направлением анализа содержания исторических учебных пособий в условиях применения методологии «кризисного образования». На примере Боснии и Герцеговины подобная реконструкция проанализирована с позиции сравнительного и количественного анализа. Ретроспективные исследования программ с участием международных институтов могут иметь не только прогностическую функцию, но и оценить влияние кризис-менеджмента в образовании на содержание учебников.
Ключевые слова: реконструкция образования, учебники истории, визуальная коммуникация, количественный анализ, «кризисное образование», теория кризисов.
Л.Н. Орлова, М.В. Мартынова, Е.А. Цыганкова. Практико-ориентированные технологии трудового воспитания пионеров в 1950-1980 годы: исторический обзор.
В статье представлен опыт трудового воспитания пионеров в нашей стране в 50-80 гг. XX в. Раскрыты основные формы и направления трудового воспитания детей и подростков в период учебного процесса и на летних каникулах.
Ключевые слова: пионер, технологии, воспитание, труд.
О.П. Окопная. Взаимоотношение церкви и государства в эпоху Петра I: диалог или противостояние?
В статье раскрываются проблемы взаимоотношения церкви и государства в период правления Петра I. Состояние Русской православной церкви и русского духовенства изменилось: было упразднено патриаршество, учрежден Святейший Синод. Русский царь стал председателем и судьею церковных дел. Автор приходит к выводу, что итогом петровских преобразований стала ликвидация административной и экономической самостоятельности церкви.
Ключевые слова: церковь, преобразования, упразднение патриаршества, практическая польза, зависимое положение, безграничная власть монарха.
Е.И. Гончарук. Историческая наука в Донецке: историография вопроса.
В статье рассматривается степень изученности исторической науки в стенах Донецкого государственного университета (ДонГУ) в 1950-1980-х гг. Основной акцент сделан на анализе научной литературы по данному вопросу, где ключевое место занимают библиографические характеристики, текстовая и концептуальная наполненность материала.
Ключевые слова: Донецкий государственный университет, история, научная литература, монография; статья.
Методика
С.В. Токмянина, О.С. Уколова. Изучение эпохи Александра Невского на уроках истории и при подготовке к олимпиадам: работа с историческими источниками, иллюстративным материалом и историографией.
Статья посвящена вопросам изучения образа князя Александра Невского на уроках истории. Рассматриваются формы и методы организации деятельности обучающихся при работе с историческими источниками, иллюстративным материалом и историографией на уроках истории и занятиях по олимпиадной подготовке.
Ключевые слова: Александр Невский на уроках истории, исторический источник, памятники Александру Невскому, историческое эссе.
А.Б. Драхлер. «Газета с форонта»: работа по проекту продолжается.
В статье на конкретных примерах показан опыт поисковой работы со школьниками с привлечением фронтовых газет времен Великой Отечественной войны. Приведен алгоритм и трудности этой работы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, фронтовая печать, проектно-исследовательская работа школьников, Фонд президентских грантов.
Н.С. Калмыкова. Формирование оценочных суждений учащихся в процессе многоуровневого анализа источника.
Статья посвящена проблеме интерпретации исторического источника. Автор через обращение к идеям Г.Г. Гадамера рассматривает структуру герменевтического круга, результатом которого становится (ре)конструкция образа, включающего сущностные и личностно-оценочные компоненты.
Ключевые слова: герменевтика, интерпретация, оценочные суждения, понимание, источник, анализ.
А.А. Дорофеева. Обзор интернет-ресурсов в области повышения финансовой грамотности обучающихся в рамках уроков истории и обществознания.
Cовременное общество ассоциируется с веком информации и технологий, с «миром Интернета», в котором глобальная компьютерная сеть стала важнейшей частью любой сферы деятельности человека, в том числе и образования. Существуют интернет-ресурсы, имеющие дидактический характер, которые могут быть использованы на уроках или во внеурочное время, быть методическим инструментом или источником самообразования. В данной статье мы рассмотрим универсальные интернет-ресурсы и мобильные приложения, способные стать эффективными средствами повышения финансовой грамотности обучающихся средней школы (в рамках изучения истории или обществознания).
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, методический инструмент, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, мобильное приложение, финансовая грамотность, геймификация.
Труды молодых ученых
А.М. Швецов. В.О. Ключевский в советской историографии.
В статье отмечаются особенности творчества В.О. Ключевского, его роль в советской историографии в 20-30-е гг. XX в. Проводится анализ взглядов историков на творчество В.О. Ключевского. Результатом исследования стало выявление основных направлений творчества В.О. Ключевского, событий, которые затрагивал ученый в своих произведениях, его роли в советской историографии.
Ключевые слова: научная школа, школа В.О. Ключевского, отечественная историография, интеллектуальная традиция, современная историографическая практика.
Т.С. Красильников. Роль Политбюро ЦК ВКП(б) в развитии советского спорта во второй половине 1930-1940-х годов.
В статье рассматриваются роль высшего политического органа СССР — Политбюро ЦК ВКП(б) — в установлении международных связей советского спорта во второй половине 1930 — 1940-х гг. Отмечается, что в указанный период Советский Союз начинает выходить из международной изоляции, а спорт начинает рассматриваться как средство пропаганды советского государства и советского образа жизни. В статье раскрывается роль Политбюро ЦК ВКП(б) в управлении советским спортом в предвоенные и первые послевоенные годы.
Ключевые слова: Политбюро, международное сотрудничество в спорте, советское общество, выход из международной изоляции.
А.В. Азарова. Особенности репрезентации Первой мировой войны в русских детских иллюстрированных журналах.
Детские иллюстрированные журналы в годы Первой мировой войны освещали события с фронта, тем самым формировали образы войны, героев, пленных, сестер милосердия у подрастающего поколения, формировали у детей чувство патриотизма. В статье рассматриваются особенности репрезентации Первой мировой войны в детских иллюстрированных журналах «Солнышко», «Родник», «Маяк», «Светлячок», «Восходы».
Ключевые слова: Первая мировая война, периодическая печать, дети войны, иллюстрации.
В.В. Егоров, А.Ф. Гавриленков. Значение Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 года для развития антирелигиозного курса советской власти в 1918-1930 годах.
Настоящая статья посвящена изучению значения Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. как важнейшего источника религиозной дискриминации советской властью Русской православной церкви. Ключевые вопросы, на которые отвечает настоящая статья: почему советская власть выбрала путь дискриминации РПЦ и почему Декрет от 23.01.1918 г. стал главным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимоотношения советской власти с РПЦ.
Ключевые слова: Русская православная церковь, советская власть, антирелигиозная политика.
А.Н. Абянова. Создание советской высшей медицинской школы в 1920-е годы.
В данной статье рассматривается процесс создания советской высшей медицинской школы в 1920-е гг. в рамках новой модели здравоохранения. Основное внимание автор акцентирует на ключевых этапах и мероприятиях в деле создания новой системы высшего медицинского образования.
Ключевые слова: Народный комиссариат здравоохранения, Советская высшая медицинская школа, советский врач, профилактические мероприятия.
В.А. Иващенко. Взаимоотношения Советского государства и церкви (на примере принятия решения о разрушении Успенского собора в г. Хабаровске).
В статье характеризуются взаимоотношения Русской православной церкви и Советского государства (отношение государства к церкви) в начале 1930-х гг. на примере принятия решения о разрушении Успенского собора в г. Хабаровске.
Ключевые слова: СССР, Хабаровск, быт и нравы, религия, городской Совет, Успенский собор.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.