Актуальная тема: Гендерные аспекты преподавания истории в школе
М.В. Короткова. Гендерный подход в преподавании истории: семейные ценности и миссия полов в контексте прошлого.
Статья посвящена проблемам разработки понятия «гендерный подход» в разных ракурсах понимания этого термина. Автор рассматривает различные точки зрения на понятия «гендерное образование и воспитание» и «гендерная устойчивость». На основе обобщения литературы в статье более детально рассматривается гендерный подход в дворянском образовании и воспитании и его использование в качестве примера в обучении истории.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход, гендерное образование и воспитание, гендерная устойчивость, семейные ценности, миссия мужчины и женщины.
К.Р. Будаев. Реализация гендерного подхода со школьниками с учетом особенностей музейного пространства.
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации гендерного подхода в музейном образовательном пространстве. Затронута проблема противоречивости понимания гендерного подхода в образовании среди современных исследователей. Кратко представлен ряд преимуществ и особенностей учебной деятельности в музейном пространстве. На базе выделенных теоретических аспектов представлена программа музейного урока.
Ключевые слова: музейная педагогика, гендер, гендерный подход в образовании, музей, музейное образовательное пространство, когнитивные способности, музейный урок.
А.А. Самойлова. Гендерные аспекты изучения школьниками повседневной культуры русского дворянства.
Статья посвящена проблеме использования гендерного подхода в практике школьного обучения. Автором предлагается концепция двунаправленного внедрения гендерного подхода. В качестве примера первого направления рассматривается проект урока по истории русского дворянства для демонстрации ранее существовавших в обществе гендерных стереотипов и их влияния на современность.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход, урок в музее, повседневная жизнь дворянства.
История и обществоведение
Е.И. Щулепникова. Как советские школьники начали изучать историю Древнего мира.
Эта статья о начале изучения истории Древнего мира в советских школах и о первых учебниках.
Ключевые слова: Древний мир, учебник, 1930-е годы.
В.Л. Даноян. Законодательная деятельность Екатерины II в области городского общественного управления.
В статье изучается законотворческая деятельность Екатерины II в области городского общественного управления России, которая наряду с реформой Петра I стала важной вехой в формировании института местного городского самоуправления.
Ключевые слова: Городское самоуправление, городская дума, магистрат, ратуша городской голова, городское общественное управление, губернатор, реформы, сословия, призрение, финансы, суды.
И.Р. Гайнутдинова, Г.В. Еременко, Е.А. Шишкина. Домовые церкви и их влияние на учебно-воспитательный процесс (XIX — начало XX века): региональный аспект.
Выявлены домовые церкви при светских средних учебных заведениях г. Саратова на рубеже XIX-XX вв. Проанализирована их роль в учебно-воспитательном процессе. Поставлена проблема возрождения института домовых храмов на современном этапе обучающего процесса.
Ключевые слова: православие, домовая церковь, Саратов, учащиеся, законоучителя.
И.С. Мокшина, Т.Ю. Нечаева. Роль молодежной печати в организации всенародной помощи фронту в годы Великой Отечественной войны
В наши дни актуальной остается проблема исследования факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, в том числе в связи с непрекращающимися попытками фальсификации отдельных сторон истории этого периода и пересмотра итогов войны в целом. В статье рассмотрен ряд направлений работы молодежной печати в обеспечивании патриотического подъема народа, мобилизации его сил на разгром противника. Важнейшим из них было расширение и развитие связей фронта и тыла, укрепление морально-политического единства советского народа. Молодежная печать является ценным источником изучение подвигов молодежи, сражавшейся на фронтах и в тылу немецко-фашистских войск; трудовых и патриотических свершений молодежи советского тыла.
Ключевые слова: печать, фронт, тыл, пропаганда, агитация, героизм, соревнование, переписка, патриотизм.
Методика
Е.А. Данилова, М.А. Артамонов. Примеры работы с наглядностью на уроках истории.
В статье авторы поднимают проблему, связанную с формированием навыков учащихся в работе с фотодокументами, и предлагают приемы для ее решения.
Ключевые слова: метапредметность, наглядность, фотодокументы.
А.Б. Драхлер. «Газета с фронта»: из опыта проектно-исследовательской работы в школе с источниками по истории Великой Отечественной войны.
В статье на конкретных примерах показан опыт поисковой работы со школьниками с привлечением фронтовых газет времен Великой Отечественной войны. Приведен алгоритм и трудности этой работы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, фронтовая печать, проектно-исследовательская работа школьников, Фонд президентских грантов.
Е.Ф. Бехтенова, Ю.В. Дружинина. «Олимпийские хлопоты начинаются задолго до первого старта»: советские диафильмы как исторический источник изучения летних Олимпийских игр 1980 года на уроках истории.
Авторы статьи предлагают использовать на уроках истории материалы советских диафильмов как исторических источников. Предложены варианты организации познавательной деятельности школьников на уроке при изучении истории XXII летних Олимпийских игр. В публикации представлены варианты работы с материалами диафильма, способствующие расширению содержания школьного учебника об Олимпиаде-80, а также ознакомлению школьников с основными олимпийскими спортивными сооружениями, которые были задействованы во время спортивных состязаний.
Ключевые слова: диафильм, XXII летние Олимпийские игры (Олимпиада-80), исторический источник, современный урок истории, история России.
Труды молодых ученых
А.А. Блохин. Роль и влияние Социал-демократической партии Австрии на развитие государственности в Первой Австрийской республике.
В статье проанализированы некоторые аспекты политики Социал-демократической партии Австрии, деятельность которой была отмечена созданием, а затем и стремлением к сохранению Австрийской федеративной республики в 1919-1934 гг. Кроме того, осуществлена попытка дать детальный пересмотр политических действий Социал-демократической партии, направленных на построение и укрепление федеративного австрийского государства, в основе которого лежала конституция 1920 г.
Ключевые слова: австрийский федерализм, австрийская конституция 1920 г., Социал-демократическая партия Австрии, Первая Австрийская Республика, австрофашизм.
Ю.Э. Айдин. Лозово-Севастопольская железная дорога: от замысла к воплощению.
Проектирование и строительство железной дороги в Крыму отражает формировавшуюся противоречивую стратегию правительства Российской империи в области железнодорожного дела. Лозово-Севастопольская дорога является примером государственной поддержки и контроля концессионного железнодорожного строительства.
Ключевые слова: Лозово-Севастопольская железная дорога, Крым, концессия, П.И. Губонин, транспорт.
В.В. Черемухин. Разные подходы для одной цели: редакционная политика изданий Юга России в годы Гражданской войны.
В статье предпринимается попытка изучения редакционной политики изданий под руководством В.В. Шульгина и Б.А. Суворина в годы Гражданской войны в России, которые поддерживали Белое движение на Юге России и являлись ее главными информационными ресурсами.
Ключевые слова: Гражданская война в России, Русская революция, периодическая печать, юг России, В.В. Шульгин, Б.А. Суворин.
А.А. Дорофеева. Педагогические кадры церковно-приходских школ Астраханской губернии в конце XIX — начале XX века.
Автором анализируются проблемы комплектования учительских кадров церковно-приходских школ Астраханской губернии в конце XIX — начале XX в. Рассматриваются способы профессиональной подготовки учителей, их образовательный ценз и материальное положение.
Ключевые слова: церковно-приходские школы, законоучитель, дьякон-учитель, учитель, курсы для учителей, епархиальное женское училище, духовная семинария.
В.В. Егоров. Борьба Русской православной церкви с дискриминацией в 1917-1930 годах.
Настоящая статья посвящена борьбе Русской православной церкви с дискриминацией в 1917-1930 гг. Ключевые вопросы, на которые отвечает настоящая статья: почему советская власть выбрала путь дискриминации РПЦ и постепенного ее исключения из жизни общества и государства, и каковы были меры РПЦ по борьбе с дискриминацией.
Ключевые слова: Русская православная церковь, советская власть, антирелигиозная пропаганда.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.