Людмила Николаевна Алексашкина – доктор педагогических наук, веду-щий научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего об-разования Института стратегии развития образования РАО, Москва.
Динамичное развитие современного общества, а также научного знания закономерно влечет за собой потребность в обновлении содержания общего образования. Важным событием для российской школы стало принятие в 2021 г. нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . В соответствии с названным стандартом в Институте стратегии развития образования РАО были разработаны пример-ные рабочие программы по учебным дисциплинам, входящим в базовый учебный план, в том числе – по истории (одобрены решением ФУМО по об-щему образованию 27.09. 2021) .
Если образовательный стандарт определяет главным образом общие цели образования, состав изучаемых дисциплин и планируемые результаты их освоения, то миссия учебных программ состоит в развитии положений стандарта применительно к учебным предметам. В программах даются ха-рактеристики содержания учебного материала и видов деятельности школь-ников при изучении конкретного предмета по этапам, ступеням обучения, классам. В силу этого программы служат практическими ориентирами для авторов учебников и учителей.
Примерная рабочая программа по истории имеет структуру, общую для всего пакета программ основного общего образования, подготовленного в 2021 г.
1. Пояснительная записка, представляющая цели изучения предмета, его общую характеристику, место в учебном плане.
2. Содержание образования (по годам обучения).
3. Планируемые результаты освоения рабочей программы: личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебной дисциплины), предметные (по годам обу-чения).
4. Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное содержание учебного материала; основ-ные виды деятельности обучающихся).
Принимая во внимание вводную общую информацию, уместно задать конкретные вопросы: каковы определяющие черты новой примерной рабочей программы по истории? Какие приоритеты в методике преподавания предме-та она намечает?
Содержание курсов истории: status quo – плюсы и вопросы
Согласно ФГОС ООО 2021 г. сохраняется линейная структура курсов истории, введенная Историко-культурным стандартом по отечественной ис-тории (2014 г.) и Примерной основной образовательной программой основ-ного общего образования (2015 г.). В рамках данной структуры в V–IX кл. предусматривается изучение базовых курсов отечественной и всеобщей ис-тории с древности до 1914 г. В V кл. это история Древнего мира, в после-дующих – разделы всеобщей и отечественной истории VI–XV вв. (VI кл.), XVI–XVII вв. (VII кл.), XVIII в. (VIII кл.) и XIX – началао ХХ в. (IX кл.).
Содержание программы, относящееся к курсу истории России, отража-ет положения ИКС по отечественной истории (2014 г.), а также их развитие в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образователь-ных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные про-граммы (2020 г.). В названной Концепции обновлено содержание раздела по отечественной истории первых десятилетий XXI в. Кроме того, выведены в приложения перечни дат, событий и персоналий, входившие ранее в содер-жательные блоки ИКС.
Сохранение в названных выше нормативных документах общей струк-туры предмета, а также отбора содержания курсов отечественной истории в целом позволяет говорить об определенном status quo. Это отразилось и в примерной рабочей программе. Все вместе означает возможность использо-вать в основной общеобразовательной школе действующие ныне учебники истории, входящие в Федеральный перечень.
В то же время относительно содержательного блока программы может быть поставлен ряд вопросов, требующих размышления. Прежде всего, речь идет о сохраняющейся перегруженности курсов отечественной истории ин-формацией: а) сложной для школьников, б) слишком детальной, специаль-ной. Объемное описание содержания курсов отечественной истории, состав-ленное в 2014 г. в помощь авторам создававшихся новых учебников, выгля-дит слишком расширительным для учебной программы. Возможно, здесь стоило бы ориентироваться на документ под названием «Ядро содержания», помещенный в приложении к упомянутой Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (2020 г.) . Во всяком случае, здесь есть проблема для дальнейшего обсуждения.
Достоинством примерной рабочей программы является включение в содержание курса отечественной истории сюжета об истории края, региона в каждый из рассматриваемых значительных периодов. В развитие этого в планировании учебной деятельности школьников предусмотрена работа с материалами локальной и региональной истории. В связи с этим представля-ется важным специальное рассмотрение проблемы органичного соотнесения истории страны и истории родного края как на уровне программ, так и в практике изучения предмета.
Сфера целеполагания: планируемые результаты учения
Предусматриваемые в ФГОС ООО категории личностных и мета-предметных результатов освоения школьниками учебных дисциплин кон-кретизированы в примерной рабочей программе применительно к содержа-нию, когнитивному и аксиологическому потенциалу предмета «История».
Приведем примеры. Так, личностные результаты, связанные с пони-манием ценности научного познания, определены в программе следующим образом: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествую-щих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.
Другой пример относится к овладению коммуникативными навыками, входящему в группу метапредметных результатов. В программе по исто-рии обращено внимание на следующие способности школьников, формируе-мые при изучении данного предмета: представлять особенности взаимодей-ствия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различия и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения; ос-ваивать и применять правила межличностного взаимодействия людей, в том числе относящихся к разным общностям, в школе и социальном окружении. Из примеров видно, что речь идет об особом, не побоимся этого слова – уни-кальном значении познания истории учениками для их личностного разви-тия.
Предметные результаты изучения истории представлены в пример-ной рабочей программе: а) на основе общей структуры познавательной дея-тельности школьников с историческим материалом; б) в сочетании содержа-тельных и деятельностных компонентов; в) по годам обучения и в развитии от V к IX кл.
Структура познавательной деятельности школьников при изучении ис-тории первоначально была определена в предметной методике на этапе раз-работки стандартов общего образования в 1990-х гг. . С появлением в стан-дартах категории планируемых результатов обучения она составила основу для системного проектирования предметных результатов. Данная структура включает следующие элементы.
1. Знание хронологии, работа с хронологией.
2. Знание фактов, работа с фактами.
3. Работа с источниками исторической информации (в том числе – аутен-тичными историческими источниками).
4. Описание, реконструкция событий прошлого.
5. Анализ, объяснение исторических событий, явлений, процессов.
6. Представление о суждениях, оценках в истории.
7. Применение исторических знаний в учебной и внеучебной деятельно-сти, общении в современной поликультурной среде .
Отметим, что в приведенном перечне сопряжены знаниевые и деятель-ностные слагаемые. Если можно так сказать, деятельность «опредмечена» (дана предметно), предполагается, что школьники на доступном им уровне осваивают процедуры исторического познания, делают то, чем занимаются историки.
Соотнесение представленной структуры с историческим содержанием школьных курсов, их основных разделов позволило выстроить систему пла-нируемых предметных результатов по годам обучения (классам), предусмат-ривающую поступательное развитие достижений учеников от V к IX кл.
Покажем на примерах отдельных видов учебной деятельности, как реа-лизована эта система в примерной рабочей программе. При этом важно обра-тить внимание и на «развертывание» деятельности учеников, и на то, как от-ражено в предметных результатах содержание изучаемого в том или ином классе исторического материала .
Работа с источниками
VI класс
• Различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
• характеризовать авторство, время, место создания источника;
• выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последст-вий исторических событий);
• находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключе-вые символы, образы;
• характеризовать позицию автора письменного и визуального историче-ского источника.
Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.