Контент


Содержание журнала № 4 2022

Актуальная тема: Обновление школьного исторического образования на современном этапе

Е.Е. Вяземский. «Эпоха 2020-х» и модернизация общего исторического образования: поиск подходов.
В статье проанализированы глобальные вызовы образованию в 2020-е гг., обосновано, что 2020-е могут стать периодом глубокой трансформации системы образования. Выявлены и проанализированы ведущие тенденции развития общего и общего исторического образования в РФ, рассмотрены подходы к обновлению системы общего исторического образования в РФ. Проведен анализ Концепций преподавания курса «История России» (2020 г.), сделан вывод о степени соответствия Концепции требованиям «эпохи Двадцатых».
Ключевые слова: концепция преподавания курса «История России», Концепция исторического образования школьников в 2020-е годы, система общего исторического образования.

Л.Н. Алексашкина. Примерная рабочая программа по истории: педагогический проект и пути его реализации.
В статье характеризуются структура и основные компоненты Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «История», разработанной в 2021 г. (цели и планируемые результаты изучения предмета в 5-9 классах, содержание курсов отечественной и всеобщей истории, примерное тематическое планирование). Автор рассматривает вопрос о путях реализации программы, в связи с чем обращает внимание на актуальные для современной образовательной практики подходы к организации учебного процесса, исходящие из приоритетности активной познавательной деятельности школьников.
Ключевые слова: учебная программа, планируемые результаты изучения истории, тематическое планирование, деятельностный подход.

История и обществоведение

А.В. Лубков, М.В. Новиков. Российские учебники истории об участии Китая во Второй мировой войне.
Статья посвящена проблеме освещения темы участия Китая во Второй мировой войне в современных учебниках по всеобщей новейшей истории. События Второй мировой войны в контексте Китайской антияпонской войны по-прежнему остаются острой дискуссионной проблемой, что отражается и в учебной литературе. Статья апеллирует к данному дискурсу, подробно характеризуя позицию авторов.
Ключевые слова: новейшая история, Китайская антияпонская война, учебная литература.

В.В. Кириллов. К вопросу о терминологически и исторических подходах к оценке правительственной политики Александра III.
Статья посвящена анализу различных концептов историко-терминологического понимания политики правительства императора Александра III. Рассматриваются сущностно-оценочные понятия, относящиеся к характеристике этого периода, такие как, — «контрреформы», «коррекция реформ», «консервативная стабилизация». Делается вывод о том,что устоявшаяся и продолжающая доминировать в историческом дискурсе сегодня оценка политики императора Александра III требует уточнения и даже, возможно, пересмотра в терминологическом и историческом плане.
Ключевые слова: консерватизм, правительственная политика, реформы, контрреформы, коррекция реформ, консервативная стабилизация.

С.О. Буранок, Я.А. Левин. История и гражданская идентичность: анализ всероссийского опроса школьников.
Статья строится на анализе, сделанном по итогам проведения авторским коллективом всероссийского опроса школьников по таким темам как история, гражданская идентичность и их взаимосвязь. По итогам статьи сделаны выводы о понимании современными школьниками важности истории, патриотизма и гражданственности.
Ключевые слова: история, Великая Отечественная война, гражданская идентичность, патриотизм.

А.С. Божич. Отречение Николая II: взгляд мемуаристов.
В статье исследуются мемуарные источники об отречении императора Николая II. Автор пытается выявить факторы, вынудившие последнего русского императора пойти на этот шаг.
Ключевые слова: император, императрица, престол, Ставка, Царское село, отречение, мемуары.

В.Л. Даноян. Деятельность гласных Нижегородской городской думы по развитию медицинских и благотворительных учреждений города в пореформенный период.
В статье изучается деятельность гласных Нижегородской городской думы, направленная на развитие сети медицинских и лечебных учреждений города в 1870-1892 гг.
Ключевые слова: городское самоуправление, Нижний Новгород городская дума, гласные, больницы, роддом, образование, призрение, благотворительность.

Методика

В.М. Овчинников. Виртуальная экскурсия на уроке истории.
В статье рассматриваются основные аспекты применения такой формы изложения учебного материала как виртуальная экскурсия. Автор демонстрирует концепт инструментализации предыдущего опыта в рамках ранее упомянутой практики, превращающейся на данный момент в своеобразный инструментарий преподавания истории в рамках такой тенденции ее трансформации, как геймификация.
Ключевые слова: геймификация, виртуальная экскурсия, процедурная риторика, изучение истории, репрезентация исторического процесса.

Т.А. Полковникова. Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках обществознания: условия, приемы, результаты.
Автор рассматривает проблему развития коммуникативных умений учащихся на уроках обществознания, анализирует возможности использования в этом процессе художественной литературы, условия развития коммуникативных умений, описывает возможные приемы, способы организации образовательного процесса, приводит конкретные примеры уроков.
Ключевые слова: метапредметные результаты, коммуникативные умения, дискуссия, диалог, «проблемное поле».

В.С. Меркурьева, Ф.А. Такташева. Опыт применения Историко-культурного стандарта в подготовке будущего учителя истории.
Данная статья актуализирует необходимость применения Историко-культурного стандарта при подготовке будущих учителей истории. Авторы показывают, что использование материала Историко-культурного стандарта способствует более успешной реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
Ключевые слова: Историко-культурный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, историческое образование, компетенция, история России.

О.Ф. Баланецкий. Создание условно-графической наглядности для уроков истории и обществознания.
Предложены авторские схемы для уроков истории и обществознания.
Ключевые слова: методика преподавания истории и обществознания, наглядное обучение, графическая схема.

Труды молодых ученых

Д.А. Шаповаленко. Смута как катализатор развития военного дела в Московском царстве XVII века.
Статья посвящена военной истории Смуты в Московском царстве XVII века.
Ключевые слова: Смутное время, Московское царство, русская и европейская армия.

О.Д. Кожевникова. Идея интеграции на постсоветском пространстве в избирательных кампаниях политических партий РФ.
В статье автор рассматривает внешнюю политику Российской Федерации в 1990-х начале 2000-х гг., которая формировалась под определяющим воздействием не только президентской власти и МИДа, но и при участии политических партий, которые с 1993 г. играют существенную роль в политическом процессе. В статье путем проведения сравнительного анализа были сопоставлены положения программных документов политических партий РФ во внешнеполитической деятельности государства по вопросам интеграционных процессов на постсоветском пространстве в избирательных циклах 1993-2003 гг. (в Государственную думу РФ), а также отражено взаимодействие партий РФ с гражданским обществом в ходе избирательных кампаний.
Ключевые слова: Российская Федерация, внешняя политика, политические партии, постсоветское пространство.

М.А. Подрезов. Развитие российско-иранских отношений в 1991-2021 годах.
В статье анализируется современный этап развития российско-иранских отношений, предпосылки их улучшения, сферы взаимодействия двух стран, проблемы и перспективы сотрудничества между Россией и Ираном.
Ключевые слова: российско-иранские отношения, СВПД, поворот на Восток.

Опубликовано в Журнал в 2022 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*