Контент


Особенности методики обучения истории в условиях проведения традиционных и дистанционных занятий

Короткова Марина Владимировна – доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории, Института истории и политики Московского педагогического государственного университета

Настоящая статья посвящена некоторым особенностям методики обучения истории в контексте сравнения традиционного и дистанционного обучения. В связи с внедрением технологического подхода в процесс обучения истории некоторая часть методистов считает сутью методики обучения истории овладение учителем и учениками технических возможностей всеобщей компьютеризации и переход к онлайн обучению. Другие же методисты полагают, что внедрение онлайн-приемов вносит некоторую инновационную струю в процесс обучения, но не может заменить классической системы предметного обучения.

Дистанционная технология – это обучение, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения – учитель и ученик – осуществляют образовательный процесс с помощью различных средств коммуникации. В этом случае отсутствует непосредственный контакт с преподавателем «глаза в глаза», но из этого совсем не следует, что данная технология предполагает более высокую степень активности, мотивации и самоконтроля субъектов обучения. Образовательный процесс становится субъектно-субъектным, гораздо более расширяет информационное поле ученика по сравнению со школьным учебником. Дистанционная технология дает некоторый шанс обучающимся стать действительно субъектом образовательного процесса, активным его участником, строить индивидуальные образовательные траектории в соответствии с личными образовательными потребностями.

Элементами дистанционной технологии в методическом контексте являются комплекс учебных материалов, дистанционные задания, визуальные комплексы, объяснения и консультации учителя, вопросы учеников к педагогу (обратная связь) и диагностические комплексы.

Первый компонент – учебный исторический материал, предъявление которого в классической методике и дистанционном обучении имеет определенные различия. Проблема заключается в том, что свободный доступ учителя и ученика к множеству источников информации различных типов дезориентирует ученика в поиске информации. Однако информация – это еще не знание. Методика призвана определять, как в бесконечном потоке информации научить усваивать и сохранять знания, развивая при этом умения и компетенции. Главная проблема здесь – не потерять смыслового контента, глубины содержания материала в процессе реализации технологического подхода.

Способы получения и предъявления информации в дистанционном обучении отличаются от классической системы с традиционным объяснением, эмоциональными рассказами и изучением предложенных учителем или учебником документов. Учитывая сокращенный объем дистанционного урока по сравнению с классическим уроком, перед учителем стоит более сложная предварительная работа по отбору исторического материала. Для эффективного поиска учеником важной для усвоения информации необходимы четко поставленная проблема, запрос на поиск конкретной информации и точное указание источников ее получения. Только в этом случае ученик может дать адекватную оценку материала, необходимого для решения поставленной проблемы.

В процессе поиска учеником учебного материала могут использоваться три стратегии. Первая стратегия предполагает запрос ученика в Интернете в виде названия темы, однако в рамках данной стратегии он может получить неполную и недостоверную информацию. Вторая стратегия заключается в прицельном обращении к специальным сайтам, форумам, электронным ресурсам библиотек и музеев, что значительно расширяет возможности получения достоверной информации. Третья стратегия – наиболее продуктивная, т. к. она основана на адаптации и критической оценки информации для решения проблемы уже в процессе ее поиска.

Одним из недостатков дистанционного обучения является снижение объемов и уровня устной речи и ученического чтения. Поэтому даже короткий дистанционный урок должен включать небольшие фрагменты объяснения, но непременно с проблемными вопросами и обратной связью в связи с обсуждением заранее предложенных ученикам заданий.

В связи с этим становится совершенно понятно, что эффективность усвоения первого компонента во многом зависит от второго. Второй компонент составляет познавательные задания ученикам и консультирование учителя, которые помогают выбрать нужный вектор в осмыслении, преобразовании и обработке найденного материала. С одной стороны, задания должны быть очень конкретными, четко сформулированными, с другой – побуждать учеников к творческой деятельности. Векторы заданий (даже одного) могут быть разными для каждого ученика и проектироваться в плоскости собственной индивидуальной траектории в зависимости от его интересов, познавательных возможностей и компьютерных компетенций.

Наиболее продуктивными заданиями творческого плана являются практические – направлены на поиск и презентацию историко-бытовых артефактов эпохи и проектные – предполагают создание творческого продукта по заданной теме. При выполнении таких заданий поиск необходимой для их выполнения информации становится личностно-значимым, поэтому для ученика не представляет трудности для ее усвоения, переработки и использования.

Необходимо учитывать, что дистанционное обучение значительно снижает уровень непосредственного общения в учебном процессе и социализации учеников. Поэтому игровые ситуации и мини-дискуссии в формате видеоконференции не только возможны, но и необходимы на дистанционных уроках. В данном формате дистанционного обучения групповая работа может быть организована за пределами урока в онлайн-сервисах. Организация работы в парах или группах может быть организована в процессе самого дистанционного урока на платформе Zoom в сессионных залах. Группы выполняют индивидуальные задания в этих залах, а результаты докладывают в общем зале. Итоговые материалы работы в группах в сжатом виде могут размещаться в общем чате для обсуждения и объективной оценки. В этом случае учебный диалог будет продуктивным.

Третий компонент – визуальные комплексы и визуальная поддержка образовательного процесса – меняет свой статус в дистанционном обучении. Картинирование учебного материала и создание визуальных исторических образов помогает ученикам сделать историческую картину «присутствующей» для учеников, поэтому визуализация в дистанционном обучении выполняет лидирующую функцию. В классической методике визуальные ряды являются дополнительными носителями информации от учителя к ученику, а в случае выполнения визуальных заданий – от ученика к учителю. В дистанционном обучении визуализация в известной степени покрывает пробелы устного изложения и ученического чтения текстов. Компьютерные возможности позволяют использовать различные формы прямой и обратной визуализации исторического материала на дистанционных уроках.

Видеофрагменты, видеоэкскурсии, электронные альбомы, фрагменты видеоуроков МЭШ и презентации от учителя или учеников, другие формы использования визуальных образов в дистанционном обучении не столько являются иллюстрацией объяснения учителя или мысли ученика, сколько конечным продуктом его мыслительной деятельности. Другими словами, дистанционное обучение призвано развивать визуальное мышление. Одним из путей этого развития является создание компьютерных реконструкций разрушенных в ходе истории архитектурных объектов, создание исторических интерьеров, костюмов, сцен общения. Исторические знания ученика в сочетании с творческим элементом превращаются в визуальный продукт.

Четвертый элемент дистанционного обучения – диагностика и параметры оценки учеников. Учителя отмечают проблемы оценивания учеников на онлайн-уроках, трудности отслеживания их реакций и действий. В определенный момент ученик может отключиться от урока, ссылаясь на неполадки связи или компьютера. Поэтому в данной системе обучения учитель вынужден разрабатывать новые формы диагностики, использовать сервисы Google для проверки знаний и умений учеников. Создание и презентация творческих продуктов, реализация проектных заданий и их рефлексия, защита электронных проектов, составление визуальных образов изученных тем, заполнение интерактивных карт, лент времени, схем и создание собственных рисунков – все эти формы являются важными компонентами диагностики результатов обучения.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2022 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*