Актуальная тема: Дистанционное и традиционное обучение истории: итоги и перспективы
М.В. Короткова. Особенности методики обучения истории в условиях проведения традиционных и дистанционных занятий.
Статья посвящена теоретическому анализу современного школьного урока в условиях классического и дистанционного обучения истории. Автор рассматривает феномен дистанционного обучения, его элементы, методические варианты организации обучения. На основе обобщения учительского опыта в статье предлагаются фрагменты уроков в традиционном и дистанционном вариантах.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная технология, учебный материал, визуальные комплексы, дистанционные задания.
Н.Н. Маслова, И.А. Нидерман. Дистанционное обучение будущих учителей истории в педагогическом вузе: подходы, дефициты и перспективы.
В статье обоснован вывод, что в условиях дистанционного обучения студенты выбирают обучение в сотрудничестве, стимулируя преподавателей осваивать цифровые технологии, конструировать новые форматы учебных заданий. При формулировании учебных заданий для практических занятий в дистанте были учтены подходы и приемы мотивации, «драйверы вовлечения в онлайн-обучение», представленные в работах экспертов в области геймификации и игрового дизайна. Представлены учебные задания, создающие условия для диалогового и дискуссионного обсуждения учебных результатов в командах, системно-деятельностного подхода к организации дистанционных занятий.
Ключевые слова: геймификация, приемы мотивации, дистанционное обучение удаленное обучение, смешанное обучение, гибридное обучение, онлайн-обучение, системно-деятельностный подход к организации дистанционных занятий.
М.Ю. Павлова. Развитие исследовательских умений в проектной деятельности школьников в условиях онлайн обучения истории.
На сегодняшний день вопрос онлайн-обучения остаётся одним из приоритетных. В данной статье рассматривается вопрос формирования исследовательских умений учащихся в проектной деятельности в онлайн-пространстве, преимущества и противоречия.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательские умения, онлайн-обучение, онлайн-пространство.
История и обществоведение
Д.Н. Ракачев. Особенности презентации отечественной истории в школьных учебниках России и Беларуси с позиции локального и глобального.
В статье представлены результаты сравнительного анализа материалов школьных учебников отечественной истории Российской Федерации и Республики Беларусь. Сделан вывод о том, что школьный учебник, решая образовательную и воспитательную задачи, неизбежно вынужден искать компромисс между локальной и глобальной подачей исторического процесса, отмечено, что российский и белорусский варианты этого компромисса заметно отличаются.
Ключевые слова: история, школьный учебник, История России, История Беларуси, СССР, локальность, глобальность, национальная идентичность.
А.Ю. Гаврилов. История советской текстильной промышленности в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
Статья посвящена исследованию основных событий, связанных с развитием советской текстильной промышленности в период Великой Отечественной войны. В ней дается оценка ситуации, в которой оказалась текстильная промышленность в начале войны, анализируются особенности эвакуации предприятий указанной отрасли в ходе передислокации производственных мощностей в восточные районы страны во второй половине 1941-1942 гг. В статье рассматриваются основные проблемы функционирования и итоги работы текстильной промышленности, достигнутые к концу войны, продемонстрированы существенные отличия в ее развитии в исследуемый период от ключевых отраслей тяжелой, оборонной промышленности страны.
Ключевые слова: текстильная промышленность, производственные мощности, производственные задачи, эвакуация, реэвакуация, остаточный принцип обеспечения, основные фонды, уровень производительности труда, социалистическое соревнование.
А.В. Урядова. Использование образовательно-просветительского портала «РИО. Компас» на уроках, во внеурочной и проектной деятельности
Данная статья посвящена образовательно-просветительскому порталу «РИО. Компас», его структуре и наполнению, особенностям использования на уроках истории, обществознания, МХК, краеведения, во внеурочной и проектной деятельности.
Ключевые слова: преподавание, история, обществознание, МХК, проектная деятельность, источники, исследования, научная литература, видео, аудио, ресурсы.
М.А. Поночевный, М.А. Рубцов. Портрет сельского учителя в годы войны: содержательные и методически аспекты микроисторического проекта.
В статье показан пример успешного микроисторического школьного проекта: на основе архивных документов и материалов школьных музеев района реконструируются общие и особенные черты жизни сельского учительства на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Через призму личных судеб учителей показаны вопросы уровня жизни, социальной мобильности, профессиональной подготовки.
Ключевые слова: сельское учительство, восстановление школ, образование в годы войны, учителя Приазовья.
С.Е. Лазарев. «Десятилетие обманутых надежд»: как бывшие школьники и студенты воспринимают сегодня хрущёвский период истории СССР.
Автор настоящей статьи, посвящённой Хрущёвскому периоду в истории СССР, осуществил анкетирование очевидцев того времени — бывших школьников и студентов, а ныне представителей отечественной интеллектуальной элиты. Из результатов опроса следует, что все респонденты получили в 1953-1964 гг. прекрасное образование, ностальгируют по своему детству, дружбе в школе, пионерской и комсомольской юности. В тоже время оценки, адресованные тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущёву и данные с высоты прожитых лет, разительно отличаются — от восхищения до откровенного разочарования и осуждения.
Ключевые слова: XX съезд Коммунистической партии Советского Союза, Никита Сергеевич Хрущёв, образование, «оттепель», полёт Ю.А. Гагарина в космос, Советское государство, школа.
И.И. Баринова. Аксиологический аспект дополнительного образования.
В статье речь идет о том, какие ценности могут быть сформированы у школьников в системе дополнительного образования, поскольку времени в формальном образовании на это недостаточно.
Ключевые слова: аксиология, ценностная ориентация, неформальное образование, дополнительное образование, ценностные ориентации личности.
Методика
Н.В. Гришук. Системный подход к проектированию самостоятельной работы обучающихся как условие эффективной подготовки к ЕГЭ по истории: методический аспект.
В статье рассматривается основные подходы, элементы организации самостоятельной работы учащихся по подготовке к ЕГЭ по истории.
Ключевые слова: ЕГЭ, образовательные технологии, самостоятельная работа, элективные курсы.
Д.И. Рождественский. Тематический урок «Человек и война» в школьном музее истории Великой Отечественной войны.
В статье рассматриваются особенности такого образовательного события в школе как «Тематический урок» и раскрывается его методический потенциал.
Ключевые слова: историческая память, Тематический урок, Великая Отечественная война, школьный музей.
Н.В. Фролова. Построение занятия с позиции деятельностной школы как основы развития профессиональных компетенций у студентов педагогических вузов.
Данная статья демонстрирует имеющийся опыт по внедрению деятельностного подхода в учебный процесс студентов, обучающихся на уровне бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями)», направленность История и обществознание. Научная новизна исследования заключается в описании учебного занятия как варианта занятия в деятельностном подходе, направленного на отработку конкретного учебного действия в рамках дисциплины «Проектирование системы обучения истории и обществознания».
Ключевые слова: деятельностный подход, ориентировочная основа действия, анализ, учитель истории и обществознания.
А.А. Дружинин. Проблема преподавания спорных вопросов истории в общеобразовательной школе на примере Ливонской войны.
В статье автор акцентирует внимание на возможных проблемах при преподавании Ливонской войны в школе. Делает вывод о необходимости корректировки терминологии, причин, итогов, временных рамок для правильного понимания и значения данного исторического события.
Ключевые слова: Ливонская война, Балтийский регион, спорные вопросы истории.
ЕГЭ и ОГЭ
Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. Картографический практикум по истории России: правление Николая I.
В статье представлен набор заданий для работы с картами и схемами.
Ключевые слова: ЕГЭ, карты и схемы, межпредметные связи.
Труды молодых ученых
Н.М. Миловский. Трактовка причин русско-турецкой войны 1768-1774 годов в российской историографии.
В статье рассматривается общее и особенное в подходах отечественных историков к причинам русско-турецкой войны 1768-1774 гг., которые и на сегодня остаются важнейшими вопросами для российской историографии, поскольку до сих пор и сами они, и последствия этого военного противостояния являются причинами современных геополитических конфликтов.
Ключевые слова: новая история, Россия, Турция, Черноморский регион, причины русско-турецкой войны 1768-1774 годов
М.С. Малафай. Военная эмигрантская периодика Сан-Франциско в 1920-1930-е годы.
В статье рассматривается история возникновения и развития военных периодических изданий в Сан-Франциско, крупнейшем центре концентрации русской эмиграции 1920-1930-х годов на западном побережье США.
Ключевые слова: русская эмиграция, периодическая печать, эмиграция в США.
К.А. Гасюкова. Образ Ричарда III как отражение влияния политики на историю.
В статье представлен образ Ричарда III и как он менялся в зависимости от политических курсов.
Ключевые слова: война алой и белой розы, история Средних веков, история Англии, Ричард III.
М.В. Сиднева. Из истории русской церковной поэзии: протоиерей Иоанн Попов и его акафист «Взбранной Воеводе Российской земли».
В статье приводится история создания акафиста протоиереем Иоанном Поповым, а также изменение его религиозных взглядов и мировоззрения через призму Первой мировой войны и февральской революции в России.
Ключевые слова: протоиерей Иоанн Попов, русский акафист, Августовская икона Божьей Матери, Первая мировая война.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.