Роман Викторович Пазин – кандидат исторических наук, главный редактор научно-методического журнала «Преподавание истории в школе», преподаватель истории Лицея НИУ ВШЭ.
Проблема Второй мировой войны в школьных учебниках – актуальная тема, которая волнует многих. Даже Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном послании (21 апреля 2021 г.) Федеральному собранию заявил, что «до сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать»[i]. Но необходимо разобраться, как в действительности отражается тема взаимоотношения СССР и союзников в годы Второй мировой войны в современных учебниках по истории. Для анализа возьмем наиболее распространенные школьные учебники по истории России, включенные в актуальный Федеральный перечень Министерства просвещения РФ[ii]:
1) Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. История России. X кл. В 3-х ч. Под ред. А.В. Торкунова.
2) Никонов В.А., Девятов С.В. История. История России 1914 г.– начало XXI в. X кл. В 2-х ч. Под ред. С.П. Карпова.
3) Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. История России: начало XX – начало XXI в. X кл.
4) Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и др. История России. Начало XX − начало XXI в. X кл. Под общ. ред. В.Р. Мединского.
Во всех учебниках раскрываются основные дидактические единицы, предусмотренные Концепцией преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующие основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии министерства просвещения России 23 октября 2020 г.)[iii]. Перечень дидактических единиц по данной проблеме не изменился по сравнению с Историко-культурным стандартом, который был включен в Концепцию нового УМК по отечественной истории. Сравним четыре основные линейки по степени отражения предусмотренных смысловых сюжетов.
Дидактические единицы | Учебники | |||
Под ред.
А.В. Торкунова |
Никонов В.А., Девятов С.В. | Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. | Под общ. ред. В.Р. Мединского | |
1. СССР и союзники. Проблема второго фронта | + | + | + | + |
2. Ленд-лиз | + | + | + | + |
3. Тегеранская конференция 1943 г. | + | + | + | + |
4. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман». Польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте | + | + | + | + |
5. Антигитлеровская коалиция. Открытие второго фронта в Европе | + | + | + | + |
6. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии | + | + | + | + |
7. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций | + | + | + | + |
8. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки холодной войны | + | + | + | + |
9. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы | — | + | — | + |
10. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции | + | + | + | + |
Во всех учебниках нашли отражение проблема открытия второго фронта, итоги и решения основных конференций (Тегеран, Ялта и Потсдам), а также подчеркнуто, что СССР внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции над нацистской Германией.
Учебник М.М. Горинова, А.А. Данилова, М.Ю. Морукова и др. отличает слабая структурированность сюжетов о взаимодействии СССР и союзников. В издании 2016 г.[iv] не вводится понятие ленд-лиза, отсутствует оценка его роли (не приводится ни точек зрения, ни числовых данных для анализа). Также не упоминается о деятельности французского авиационного полка «Нормандия-Неман» и польских и чехословацких воинских частях на советско-германском фронте. Решения конференций «Большой тройки» приводятся очень кратко, а значение конференции в Сан-Франциско 1945 г. не раскрыто вообще. Также не включены Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Возможно, что все сюжеты нашли отражение в учебнике по всеобщей истории издательства «Просвещение» и / или были отредактированы в последних изданиях.
В учебнике В.А. Никонова и С.В. Девятова 10 параграфов из 29 посвящены Великой Отечественной войне (35 % объема учебника). Такого количества страниц по военной истории нет больше ни в одной линейке (даже в линии, курируемой Российским военно-историческим обществом). Темы ленд-лиз, Вашингтонская декларация, Тегеранская конференция и высадка второго фронта описаны в одном пункте §27 «Победа СССР в Великой Отечественной войне». Ялтинская конференция, создание ООН, Потсдамская конференция, осуждение главных нацистских преступников отражены в §28 «СССР и вопросы послевоенного мирного устройства»[v]. В данном учебнике роль ленд-лиза оценивается в 6–7 % (при этом приводятся разные оценки – от 4 до 10 %), а также отмечается, что по некоторым видам продукции помощь была значительной (например, автопарк). Авторы подчеркивают, что победа в войне была достигнута Советским Союзом за счет «собственных сил». Стоит отметить значительный объем текста, в котором полностью раскрываются дидактические единицы, предусмотренные в историко-культурном стандарте. Учебный текст отличается хорошей структурированностью и логичностью.
Примерно аналогичное распределение материала о взаимоотношении СССР и союзников предлагает учебник О.В. Волобуева, С.П. Карпачева и В.А. Клокова[vi]. В нем в одном пункте изложены все взаимодействия до Тегеранской конференции включительно, но при этом не отражается дискуссия о роли ленд-лиза, а также об участии иностранных соединений, воевавших на советско-германском фронте на стороне СССР. Данные сюжеты вынесены в методический аппарат – предложены задания на самостоятельный поиск и подготовку сообщений. Также стоит отметить некоторые нарушения хронологической последовательности в изложении: события и решения Ялтинской конференции излагаются после Берлинской операции и объединены с Потдсдамской конференцией, при этом, как и в учебнике издательства «Просвещение», наблюдается лапидарное изложение фактов, что затрудняет формирование исторических представлений у учащихся. Осуждение главных военных преступников как обязательная дидактическая единица проигнорировано. Конечно, учебник по всеобщей истории включает информацию о Нюрнбергском и Токийском трибуналах, но не мешало бы отразить эту тему и в учебнике истории России еще раз в условиях повышенного общественного интереса к ней.
Остановимся на учебнике А.В. Шубина, М.Ю. Мягкова, Ю.А. Никифорова и др.[vii]. Все предусмотренные в историко-культурном стандарте дидактические единицы, как и в учебнике В.А. Никонова и С.В. Девятова, представлены. Стоит отметить академическую полноту и соответствие основных положений современной исторической науке при сохранении доступности содержания старшеклассникам. Также одной из особенностей данной линейки учебников является связь с курсом всеобщей истории. К каждому параграфу в начале предлагается сравнительная хронологическая таблица ключевых событий истории России (они в дальнейшем включены в текст параграфа) и аналогичные события из зарубежной истории. Для примера приведем такую таблицу из §25–26 «Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны»…
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.