Контент


Взаимоотношения СССР и союзников в годы Второй мировой войны на страницах современных учебников по истории России

Роман Викторович Пазин – кандидат исторических наук, главный редактор научно-методического журнала «Преподавание истории в школе», преподаватель истории Лицея НИУ ВШЭ.

 

Проблема Второй мировой войны в школьных учебниках – актуальная тема, которая волнует многих. Даже Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном послании (21 апреля 2021 г.) Федеральному собранию заявил, что «до сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать»[i]. Но необходимо разобраться, как в действительности отражается тема взаимоотношения СССР и союзников в годы Второй мировой войны в современных учебниках по истории. Для анализа возьмем наиболее распространенные школьные учебники по истории России, включенные в актуальный Федеральный перечень Министерства просвещения РФ[ii]:

1) Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. История России. X кл. В 3-х ч. Под ред. А.В. Торкунова.

2) Никонов В.А., Девятов С.В. История. История России 1914 г.– начало XXI в. X кл. В 2-х ч. Под ред. С.П. Карпова.

3) Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. История России: начало XX – начало XXI в. X кл.

4) Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и др. История России. Начало XX − начало XXI в. X кл. Под общ. ред. В.Р. Мединского.

Во всех учебниках раскрываются основные дидактические единицы, предусмотренные Концепцией преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующие основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии министерства просвещения России 23 октября 2020 г.)[iii]. Перечень дидактических единиц по данной проблеме не изменился по сравнению с Историко-культурным стандартом, который был включен в Концепцию нового УМК по отечественной истории. Сравним четыре основные линейки по степени отражения предусмотренных смысловых сюжетов.

Дидактические единицы Учебники
Под ред.

А.В. Торкунова

Никонов В.А., Девятов С.В. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. Под общ. ред. В.Р. Мединского
1. СССР и союзники. Проблема второго фронта + + + +
2. Ленд-лиз + + + +
3. Тегеранская конференция 1943 г. + + + +
4. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман». Польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте + + + +
5. Антигитлеровская коалиция. Открытие второго фронта в Европе + + + +
6. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии + + + +
7. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций + + + +
8. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки холодной войны + + + +
9. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы + +
10. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции + + + +

Во всех учебниках нашли отражение проблема открытия второго фронта, итоги и решения основных конференций (Тегеран, Ялта и Потсдам), а также подчеркнуто, что СССР внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции над нацистской Германией.

Учебник М.М. Горинова, А.А. Данилова, М.Ю. Морукова и др. отличает слабая структурированность сюжетов о взаимодействии СССР и союзников. В издании 2016 г.[iv] не вводится понятие ленд-лиза, отсутствует оценка его роли (не приводится ни точек зрения, ни числовых данных для анализа). Также не упоминается о деятельности французского авиационного полка «Нормандия-Неман» и польских и чехословацких воинских частях на советско-германском фронте. Решения конференций «Большой тройки» приводятся очень кратко, а значение конференции в Сан-Франциско 1945 г. не раскрыто вообще. Также не включены Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Возможно, что все сюжеты нашли отражение в учебнике по всеобщей истории издательства «Просвещение» и / или были отредактированы в последних изданиях.

В учебнике В.А. Никонова и С.В. Девятова 10 параграфов из 29 посвящены Великой Отечественной войне (35 % объема учебника). Такого количества страниц по военной истории нет больше ни в одной линейке (даже в линии, курируемой Российским военно-историческим обществом). Темы ленд-лиз, Вашингтонская декларация, Тегеранская конференция и высадка второго фронта описаны в одном пункте §27 «Победа СССР в Великой Отечественной войне». Ялтинская конференция, создание ООН, Потсдамская конференция, осуждение главных нацистских преступников отражены в §28 «СССР и вопросы послевоенного мирного устройства»[v]. В данном учебнике роль ленд-лиза оценивается в 6–7 % (при этом приводятся разные оценки – от 4 до 10 %), а также отмечается, что по некоторым видам продукции помощь была значительной (например, автопарк). Авторы подчеркивают, что победа в войне была достигнута Советским Союзом за счет «собственных сил». Стоит отметить значительный объем текста, в котором полностью раскрываются дидактические единицы, предусмотренные в историко-культурном стандарте. Учебный текст отличается хорошей структурированностью и логичностью.

Примерно аналогичное распределение материала о взаимоотношении СССР и союзников предлагает учебник О.В. Волобуева, С.П. Карпачева и В.А. Клокова[vi]. В нем в одном пункте изложены все взаимодействия до Тегеранской конференции включительно, но при этом не отражается дискуссия о роли ленд-лиза, а также об участии иностранных соединений, воевавших на советско-германском фронте на стороне СССР. Данные сюжеты вынесены в методический аппарат – предложены задания на самостоятельный поиск и подготовку сообщений. Также стоит отметить некоторые нарушения хронологической последовательности в изложении: события и решения Ялтинской конференции излагаются после Берлинской операции и объединены с Потдсдамской конференцией, при этом, как и в учебнике издательства «Просвещение», наблюдается лапидарное изложение фактов, что затрудняет формирование исторических представлений у учащихся. Осуждение главных военных преступников как обязательная дидактическая единица проигнорировано. Конечно, учебник по всеобщей истории включает информацию о Нюрнбергском и Токийском трибуналах, но не мешало бы отразить эту тему и в учебнике истории России еще раз в условиях повышенного общественного интереса к ней.

Остановимся на учебнике А.В. Шубина, М.Ю. Мягкова, Ю.А. Никифорова и др.[vii]. Все предусмотренные в историко-культурном стандарте дидактические единицы, как и в учебнике В.А. Никонова и С.В. Девятова, представлены. Стоит отметить академическую полноту и соответствие основных положений современной исторической науке при сохранении доступности содержания старшеклассникам. Также одной из особенностей данной линейки учебников является связь с курсом всеобщей истории. К каждому параграфу в начале предлагается сравнительная хронологическая таблица ключевых событий истории России (они в дальнейшем включены в текст параграфа) и аналогичные события из зарубежной истории. Для примера приведем такую таблицу из §25–26 «Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны»…

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2022 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*