Актуальная тема: Проблема формирования исторической памяти
О.Ю. Стрелова. «Все, что было не со мной, помню»: проблемы и ресурсы воспитания исторической памяти в «эпоху Двадцатых».
Историческая память как объект формирования / воспитания в школьных курсах истории не является «открытием» XXI века. Но современные вызовы обществу, новые представления о феномене «исторической памяти», цели и способы ее ретрансляции в мире информации и культурного многообразия заставляют глубже вникнуть в суть «теории памяти», экстраполировать и обосновать научно-методические подходы к воспитанию памяти в школьных курсах истории, в системе подготовки и повышения квалификации учителей-гуманитариев. Три формы / уровня исторической памяти проанализированы в статье в двух взаимосвязанных аспектах: цель и ресурсы формирования в школьных курсах истории.
Ключевые слова: историческая память, теория памяти, воспитание культуры памяти.
С.В. Панов. Школьное историческое образование в Республике Беларусь: реализация функции формирования исторической памяти.
В статье рассматриваются некоторые инструментальные и содержательные аспекты формирования коллективной исторической памяти средствами школьного исторического образования в Республике Беларусь. Актуализируется концепт белорусской национальной государственности, требущий в условиях реализации государственной исторической политики закрепления собственно белорусской модели памяти. Приводятся конкретные примеры образов исторической памяти из учебной литературы, созданной с участием автора.
Ключевые слова: школьное образование, коллективная историческая память, история Беларуси.
С.А. Курасов. Кино и историческая память современной молодежи: от поиска идей к реализации.
В работе рассматриваются концептуальные подходы к использованию кино как текста культуры в формировании исторической памяти современной молодежи в рамках образовательных событий. Предложенные подходы легли в основу методического пособия, написанного коллективом авторов по фильму «Свидетели» режиссера Константина Фама.
Ключевые слова: кино, историческая память, текст культуры, образовательное событие, конструктор педагогических идей, Холокост.
История и обществоведение
С.А. Головин. Отечественная война 1812 года в отзывах современников.
Данная статья обращена к страницам истории Отечественной войны 1812 г. и посвящена освещению причин войны в отзывах её современников. При подготовке и подборке материала был использован широкий и разнообразный круг источников историографического, биографического и библиографического содержания.
Ключевые слова: отечественная война, причины, современники, российский император Александр I, император Франции Наполеон I, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
Н.Г. Масюкова. Подготовка учебно-методического комплекта по региональной истории: опыт Ставрополья.
В данной статье автор рассматривает проблему изучения региональной истории в школе, а также знакомит с опытом Ставропольского края по подготовке учебников «История Ставрополья».
Ключевые слова: региональная история, учебник «История Ставрополья».
М.М. Пантелеев. Как Париж помогал Гитлеру (факты и гипотезы).
В этой статье автор излагает аргументы в пользу гипотезы, что французское правительство помогло Гитлеру прийти к власти в 1933 году.
Ключевые слова: нацизм, А. Гитлер, Франция, 1933 год.
Н.С. Тюнёв. Совершенствование подготовки командиров стрелковых частей Красной армии на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
Исследуемая тема имеет актуальную военно-историческую направленность. Автор публикации исследовал особенности совершенствования подготовки командного состава стрелковых войск Красной армии в 1944-1945 гг. Исследователь на основе различных публикаций показал, что совершенствование подготовки командиров стрелковых войск в третий (завершающий) период войны представляло собой дальнейший процесс поэтапного овладения, выработки, развития и совершенствования у обучаемых знаний, умений и навыков выполнения боевых задач на основе опыта предыдущих периодов войны.
Ключевые слова: Красная армия, совершенствование подготовки командиров, завершающий период Великой Отечественной войны, стрелковые войска, опыт войны, военные училища, курсы подготовки офицерского состава.
Методика
Р.В. Пазин. Взаимоотношения СССР и союзников в годы Второй мировой войны на страницах современных учебников по истории России.
Статья посвящена отражению взаимодействия Советского Союза и союзников по антигитлеровской коалиции в современных учебниках истории России для старшеклассников. Проанализированы содержание и методический аппарат четырех наиболее распространенных учебников. Предложены методические пути усовершенствования педагогической практики изучения темы взаимоотношений СССР и союзников в годы Второй мировой войны.
Ключевые слова: учебник истории, методический аппарат, преподавание истории, антигитлеровская коалиция.
Е.К. Калуцкая. Система учебных задач на уроках истории как инструмент развития финансовой грамотности учащихся.
Финансовая грамотность школьников — одна из важных комплексных задач. Формирование у обучаемых не только набора знаний и фактов, а умение использовать их в жизненных ситуациях — именно к этому должна стремиться школа. В статье будут рассмотрены эффективные приемы формирования финансовой грамотности в истории, даны рекомендации по проектированию учебных заданий и задач, а также «двухэтажного» урока — финансовая грамотность в истории с использованием УМК и веб-сайта.
Ключевые слова: финансовая грамотность, история, деньги, развивающее обучение, учебная задача.
Ю.В. Дружинина, Г.С. Хорохордин. Картографические материалы XIX — начала XX века на уроках региональной истории (история Сибири, история Новосибирской области).
Авторы статьи предлагают использовать при изучении региональной истории картографические материалы XIX — начала XX в. В публикации предложены варианты заданий по работе с картами, которые расширят знания школьников о местах расселения и проживания коренных народов Сибири, процессе освоения сибирского региона, первых поселениях, возникших в регионе, специфике территориального деления Сибири в изучаемый период и т. д. Сделан вывод о значимости использования картографического материала при изучении региональной истории.
Ключевые слова: историческая карта, умения школьников, региональная история, история Сибири, история Новосибирской области мотивация.
ЕГЭ и ОГЭ
Е.И. Белянкова. Подготовка обучающихся к выполнению заданий экономического модуля на ОГЭ по обществознанию (на основе учебников О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой).
В статье автор предпринимает попытку обобщить задания с развернутым ответом экономического модуля по обществознанию, содержащиеся в открытом банке заданий ФИПИ. В статье анализируется содержание и методический аппарат учебников VI и VIII кл. авторского коллектива О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой на предмет возможностей подготовки к успешному выполнению указанных заданий, даются методические советы учителю по организации учебной деятельности обучающихся. В статье не затрагиваются задания по текстам экономического содержания.
Ключевые слова: методика обучения, обществознание, основной государственный экзамен, экономика, открытый банк заданий.
Труды молодых ученых
А.И. Бережнов. Роль православия в освоении Аляски.
В данной работе рассматриваются особенности деятельности православной церкви на Аляске, и исследуется роль православия в освоении русскими промышленниками данного региона. В статье используются работы не только российских и советских ученных (Р.В. Макарова и Н.Н. Болховитинов), но и деятелей церкви (И.Е. Вениаминов, М. Дж. Олекса, архимандрит Августин).
Ключевые слова: русская православная церковь на Аляске, Русская Америка, Аляска, Российско-американская компания, алеутские народы, остров Кадьяк, Герман Аляскинский.
Ю.В. Жильцов. Выборы в Государственную думу Российской империи I-III созывов в Москве.
В центре внимания автора особенность организации и проведения выборов в Государственную думу I-III созывов в Москве. Автор предпринял попытку изучить электоральные настроения москвичей, участие политических партий в избирательном процессе. Рассмотрены особенности и результаты организации выборов по декабрьскому (1905 г.) избирательному закону и третьеиюньскому избирательному закону. Отдельно рассмотрены электоральные предпочтения московских избирателей.
Ключевые слова: выборы, Государственная дума, Российская империя, избирательное законодательство, политические партии, московские избиратели, московское городское право.
А.И. Демидов. Молявко-Высоцкий и преподавание геральдики.
В статье анализируется курс геральдики, который читал А.П. Молявко-Высоцкий в Донском археологическом институте в 1918-1922 гг. Рассказывается о его источниках, структуре, содержании, взаимосвязи с культурологической концепцией герба Ю.В. Арсеньева и археологической концепцией герба А.Б. Лакиера. Сделан вывод о том, что автор предложил новую модель преподавания геральдики, основанную на расширенной трактовке понятия «герб».
Ключевые слова: А.П. Молявко-Высоцкий, геральдика, герб, Донской археологический институт, преподавание геральдики, европейская геральдика.
Е.А. Безина. Вопросы женского образования в Западном крае на страницах газеты «Московские ведомости».
В статье дается анализ женского школьного образования дореволюционной России в западном крае с учетом политики империи по его обрусению.
Ключевые слова: женское образование в Западном крае, М.Н. Катков, газета «Московские ведомости».
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.