Ирина Владимировна Крутова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград.
16 ноября отмечается Международный день толерантности. В этот день в 1995 г. государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996 г. Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ООН ежегодно отмечать этот день и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Проблема толерантности / нетолерантности в определенном смысле является вечной. Она представляет собой следствие существования в мире неодинаковых субъектов. Вместе с тем в современном социуме значение толерантности неизмеримо возросло, что обусловлено целым рядом факторов. Увеличение контактов между людьми и культурами как следствие глобализации, распространение различных видов вооружения, глобальные проблемы, интеграция финансовых и производственных рынков, появление поколения людей постиндустриального общества, которые формируются под влиянием множественных источников информации, ведущих к невиданному ранее разнообразию мировоззренческих позиций – все это усиливает значение толерантности в мире. В современном российском обществе требование толерантности обусловлено наряду с обозначенными выше факторами – особой остротой экономических и социальных проблем, многоэтническим и поликонфессиональным составом населения, не вполне устоявшимися традициями демократии и плюрализма. Толерантность сегодня – это условие выживания и сосуществования человечества, возможность мирного и эффективного взаимодействия между людьми. Требование толерантности актуально на уровне мирового сообщества, государств, отдельных индивидов. Толерантность в современном мире предстает не просто как личностное качество, а как социальный императив, как социально значимая ценность.
Толерантность сегодня не сводится исключительно к терпимости. Ее содержание расширяется и включает в себя понимание Другого на основе общечеловеческих ценностей, признание за ним права на существование, критический (осмысленный) диалог . К числу важнейших функций ценности толерантности относятся: обеспечение существования, развитие и взаимное обогащение различных людей, сообществ, общества в целом. Границы допустимости толерантности определяются нормами цивилизованного общежития, основой которых является добро как отсутствие зла. Истинная толерантность не может ставить под угрозу безопасность, свободу и комфорт субъекта толерантности – человека или общества.
В самом широком понимании предметом толерантности является неодинаковость отдельных людей и человеческих сообществ по самым различным критериям: этнический (национальный) признак; религиозные убеждения; политические взгляды человека и / или группы людей, позиция власти; научные воззрения; гендерные различия; социальное положение человека и / или группы (социальный статус, материальный достаток, принадлежность к той или иной субкультуре); физическое состояние (здоровье, внешность и др.); культурная (цивилизационная) разность человеческих сообществ.
Важная роль в культивировании в обществе идей толерантности принадлежит школьному образованию. Школа имеет потенциальные возможности для формирования у обучающихся отношения к толерантности как значимой ценности современного мира. Это связано с системностью школьного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Воспитание толерантности возможно как во внеурочной, так и в урочной деятельности в разных классах.
При этом вся внутришкольная воспитательная работа должна быть скоординирована, иметь системный и поэтапный характер. Воспитание представляет собой сложный многоаспектый и длительный процесс, в его основе – научные подходы к формированию системы ценностных отношений человека. Ценностные отношения – это относительно устойчивые личностные новообразования, которые характеризуются связью человека с конкретной ценностью и включают в себя знания о сущности ценности, эмоционально-оценочное отношение к ней, осознание ценности как личностно значимой и проявляются в непосредственной деятельности. Психологической основой процесса формирования ценностных отношений могут выступать выделенные Д.А. Леонтьевым процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства . Безусловно, что разработка на научной основе программы и средств воспитания школьников как на предметном, так и на внеурочном уровне не может являться компетенцией отдельных учителей и администраторов. Это задача государства, которая должна быть отражена в примерных образовательных программах и школьных учебниках. Учителю важно понимать общие подходы и принципы к реализации воспитательной составляющей урока, уметь эффективно включать ценностный компонент в предметный курс и конкретный давать на уроке. На примере формирования у школьников ценностного отношения к толерантности рассмотрим эти возможности более подробно.
Наибольшим ценностным потенциалом среди предметов школьной программы для формирования ценностного отношения к толерантности являются гуманитарные дисциплины, т. к. содержание гуманитарного предмета непосредственно связано с социальными аспектами человеческого бытия. Мировоззрение человека, мотивы его деятельности, свобода выбора, последствия поступков людей, готовность человека к ответственности за свои действия – все это содержательная проблематика гуманитарного урока, непосредственно соприкасающаяся с темой толерантности. История, литература, мировая художественная культура представляют собой, по сути, сокровищницу человеческого опыта, обществознание и иные социальные дисциплины могут заставить ученика осмыслить этот опыт, научить использовать его для решения актуальных жизненных задач.
Воспитательные компоненты урока при его грамотном проектировании органично вписываются в контекст урока и не только не отнимают много времени от обучения, а, наоборот, углубляют, расширяют и закрепляют содержание темы.
Структура ценностного отношения к толерантности, как и любого ценностного отношения, включает в себя знаниевый, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и деятельностный компоненты . Знания о толерантности отражают дидактические единицы о сущности толерантности, ее актуальности и границах допустимости. Важным является положительное эмоциональное отношение к ценности и осознание ее значимости для себя лично. Проявлением любых отношений человека является деятельность. В данном случае – это оценка событий, осознанный выбор собственной модели поведения и ее анализ с позиции толерантности.
Формирование ценностного отношения к толерантности – это поэтапный и взаимопроникающий процесс, формирование всех его компонентов, работа над которым может осуществляться в течение всего периода обучения в школе. Идеальным вариантом является внутрипредметное, межпредметное и даже метапредметное его планирование. Однако осуществляться это должно на внешкольном уровне. В рамках урочной деятельности для формирования ценностного отношения к толерантности (как и для других ценностей) важны: отбор базовых уроков в рамках разных предметных дисциплин, учет возрастных особенностей школьников и содержания конкретного предмета, разработка соответствующего методического контента. Результаты воспитательной работы при этом не всегда оказываются очевидны в ближайшей перспективе. Нередко они проявляются уже во взрослой жизни выпускника школы. Поэтому в образовательном процессе важны не столько диагностики личностных результатов обучения, сколько создание на основе дидактических средств ценностно-образующих педагогических ситуаций, позволяющих освоить, «попробовать» содержание ценностного отношения.
Средства формирования ценностного отношения к толерантности могут быть различны, их выбор определяется целями конкретного урока, структурой ценностного отношения и этапностью его формирования, возрастом школьников, их индивидуальными возможностями, особенностями педагогического стиля учителя.
Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с различными документами, художественными, публицистическими и учебными текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов, использование изобразительной наглядности, эссе, дискуссий, проектной деятельности и др. В зависимости от компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы на формирование знаний о толерантности, эмоциональные переживания и осознание личностной значимости ценности. Так же они могут поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, мотивировать, дать оценку событию, явлению, спроектировать модель собственного поведения в той или иной ситуации. При этом нередко работа над разными составляющими ценностного отношения может происходить одновременно, в рамках одного и того же содержания и методического средства. Так, приобретение знаний и их эмоциональное восприятие человеком обычно происходит одновременно, т. к. любая информация влечет за собой ее эмоциональную оценку. Работа по формированию ценностного отношения к толерантности на этом этапе больше соотносима с курсами истории, литературы, МХК, которые насыщены живыми примерами событий, поступков, эмоций людей, способными вызвать яркие эмоциональные переживания у школьника, показать значение толерантности в истории и культуре человеческой цивилизации. Осознание личностной значимости ценности толерантности, деятельностные аспекты ценностного отношения в значительной степени опираются на курс обществознания и частично на материал новейшей истории. Это обусловлено их спецификой, ориентированной на обращение к реалиям современности, субъектом которой является сам школьник.
Ниже рассмотрим конкретные примеры методических средств, которые могут быть использованы для формирования ценностного отношения к толерантности.
Примеры методических средств, ориентированных на формирования знаний и положительного эмоционального отношения к толерантности .
· Понятие «толерантность» появляется в ХVI в. во Франции со времен Нантского Эдикта 1598 г. В это время вышло множество законов о терпимости, и французские протестанты (гугеноты) получили право на свободное проявление религиозной жизни. Его появление было обусловлено эпохой религиозных войн и стало проявлением компромисса, на который были вынуждены согласиться католики и протестанты. Какие выводы сделало европейское общество из эпохи религиозных войн? Как вы полагаете, могли ли быть иные пути преодоления религиозных противоречий? Актуальна ли проблема религиозной толерантности в современном мире? Приведите примеры. Какие исторические уроки может извлечь человечество из прошлого? (история: учебная задача).
· В эпоху Просвещения XVIII в. Вольтер в «Философских письмах», «Трактате о веротерпимости» показал, что религии милосердны по своей сути, но они могут разрушать предрассудками и нетерпимостью. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Как вы понимаете мысль Вольтера? Как вы полагаете, почему идея толерантности в европейском обществе впервые возникла именно на религиозном уровне? (история: учебная задача).
· Идея культурной толерантности впервые прозвучала в произведениях французского Просветителя Жан Жака Руссо. Руссо выступал за светское государство и гражданское согласие, подчеркивая равенство людей и их равноправие. Он также выступил первым критиком европоцентризма, защитником толерантного, уважительного отношения к первобытным народам Африки, Австралии, Америки. Какие новые аспекты идеи толерантности были выделены в трудах Ж.Ж. Руссо? В чем значение этих идей философа? (история: учебная задача).
· Константинополь – перекресток Востока и Запада, «золотой мост» между Европой и Азией. Это символ Византийской истории. Как вы понимаете, в чем заключается эта символичность? Какие торговые пути пролегали через Византию? На материале Византийской истории приведите примеры межцивилизационного диалога между Западом и Востоком. Каково его значение в историческом аспекте? (история: учебные вопросы и задания).
· Европейский путешественник Марко-Поло писал о последнем великом монгольском хане Хубилае: «В день Пасхи, зная, что это один из главных праздников, великий хан велел всем христианам явиться к нему и принести с собой то священное писание, в котором заключается четвероевангелия; окурив торжественно ладаном эту книгу, он благоговейно поцеловал ее, то же должны были сделать по его приказанию и все тут бывшие вельможи; это у него всегдашний обычай при всяком большом празднике у христиан, в Рождество и в Пасху. То же соблюдал он в праздники сарацин, иудеев и язычников». Каким было отношение монгол к христианству и другим религиям? Какое значение это имело в историческом контексте? (история: учебная задача).
· Ниже приводятся отрывки из частных писем эпохи Гражданской войны :
«Нашу деревню сожгли красноармейцы. У нас была междоусобная война. Две волости открыли стрельбу по красноармейцам, которые ездили и искали дезертиров. Крестьяне пошли на них войной, да трудно с ними бороться, потому что они вооружены» (Тверская губерния, Торжок, 18 июля 1919 г.).
«Вчера весь совет разбили и в Краснове тоже, и в Бурмакине. Сегодня во всей волости дома и в управлении иконы поставили и портрет царя повесили, и молебен отпели» (Костромская губерния, Николаевское, 27 июня 1919 г.).
«Ходят целые отряды красноармейцев и ловят дезертиров… Красноармейцы надругаются над родителями (дезертиров) и бьют их очень сильно» (Владимирская губерния, Успенская ферма, 21 июня 1919 г.).
«Белые нас очень обидели, все отобрали, что только было: корову, телегу и деньги до копейки. Деньги не отдавала, как стали бить, я и отдала все. Сапоги тоже утащили и все твои рубахи, брюки, пиджак и фуражку» (Вятская губерния, Залазинский завод, 13 августа 1919 г.).
«Какие ужасы творили белые, когда заняли Ямбург. Массу перевешали. Где был памятник Карлу Марксу, была устроена виселица. С коммунистами разговаривать не стали, за пустяки вешали» (Петроград, 26 августа 1919 г.).
«Кроме белых и красных появились еще и зеленые черти, банды которых состоят из дезертиров» (Петроградская губерния, Луга, 4 июня 1919 г.).
«Люди едят мох, дерево, мякину одну, без примеси муки и живут все, не помирают… живучи люди» (Псковская губерния, Ратин, 2 июня 1919 г.).
«Половина деревни померла от тифа» (Владимирская губерния, Орехово-Зуево, 10 августа 1919 г.).
«Ходим к неприятелю на братание, а они к нам. Они дают нам белого хлеба, а мы им табаку. Они зовут к себе, обещая по 3 фунта белого хлеба, а мы говорим: «Иди к нам, у нас табаку много, покурим» (154-й стрелковый полк, август 1919 г.).
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.