Актуальная тема: Проблемы подготовки учителя истории и обществознания
Р.В. Пазин. Размышления о повышении квалификации учителя истории и обществознания.
В статье сделаны предложения об изменении сложившейся системы повышения квалификации учителей истории и обществознания.
Ключевые слова: повышение квалификации, учитель истории и обществознания, методика.
О.Д. Федоров. Урок между молотом и наковальней: учительские практики и дидактические концепции содержания образования.
Дидакты сформулировали несколько концепций, описывающих содержание образования, которые были взяты на вооружение методистами разных предметных областей. Разработанные методики обучения используются учителями в повседневных практиках. Нам представляется, что при этом переходе формируется разрыв, который предопределяет направления развития общего образования.
Ключевые слова: методика обучения истории, куррикулум, содержание образования, дидактика, современная школа.
О.Б. Соболева. Подготовка учителя обществознания в РГПУ им. А.И. Герцена: традиции, состояние, перспективы.
В статье впервые кратко описывается и обобщается опыт подготовки учителя обществознания в системе высшего педагогического образования. Опыт рассматривается в историческом и географическом ракурсе. Основной объект исследования — современная подготовка учителя обществознания на кафедре методики обучения истории и обществознанию в педагогическом университете имени А.И. Герцена.
Ключевые слова: учитель обществознания, педагогическое образование, подготовка учителя, методика обучения обществознанию, кафедра методики обучения обществознанию.
История и обществоведение
Е.А. Воног. Визуальные образы Гражданской войны в России, отраженные в американских и британских кинофотодокументах периода 1918-1920 годов.
В статье представлен обзор американских и британских кинофотодокументов периода 1918-1920 гг., созданных на территории России во время Гражданской войны, и произведена их атрибуция. Также на основе данных исторических источников были рассмотрены и обобщены выводами визуальные образы современников эпохи гражданского противостояния, а именно «красных», «белых» и гражданского населения.
Ключевые слова: Гражданская война в России, визуальная история, военно-историческая антропология, кинофотодокументы, «белые», «красные».
Е.И. Щулепникова. Почему в 1930-е годы в школы вернули историю.
В 1920-е годы в советских школах действовали комплексные программы обучения. История как отдельный предмет не изучалась. Но в конце десятилетия она вернулась к советским школьникам. Государство и педагогическое сообщество пересмотрели свои подходы к предмету. Почему это произошло? На этот вопрос отвечает статья.
Ключевые слова: преподавание, школа, история, 1920-е гг., комплексные программы, дискуссия.
А.В. Кучук. Лига Наций как веха в международных отношениях и фундамент для ООН.
Статья посвящена первой универсальной международной организации — Лиге Наций. Выдвигается тезис, что данная организация при всех ее сильных и слабых сторонах не только базировалась на идеях, существовавших до нее, но и заложила фундамент для всего последующего развития международных отношений.
Ключевые слова: международные отношения, международная организация, международное право, Первая мировая война, Лига Наций, ООН.
Т.В. Евдокимова. Преодоление «травмы Сталинграда» в Германии и России.
Рассматриваются понятия «травма памяти», «культура памяти», «историческая память». Представлены как общие черты, так и особенности процесса трансформации памяти о Сталинградской битве в Германии и России, пути преодоления травмы памяти о Сталинграде.
Ключевые слова: «травма памяти», Сталинградская битва, «культура памяти», «историческая память», Германия, Россия.
А.Ю. Мудрицкий. Антифашистское партизанское и подпольное движение в 1941-1944 годах в оккупированной немецкими захватчиками Белоруссии и роль в нем советских органов безопасности.
Исследуемая тема имеет важную историко-политическую направленность. Автор статьи исследовал антифашистское партизанское и подпольное движение в оккупированной немецкими захватчиками Белорусской ССР в 1941-1944 гг. и роль в нем советских органов безопасности. Все боевые действия советских партизан в Белоруссии были направлены на нанесение максимального урона гитлеровскому оккупационному режиму.
Ключевые слова: Белорусская ССР, советские органы безопасности, белорусское антифашистское партизанское и подпольное движение, немецкие захватчики, советские партизаны и подпольщики.
Д.Д. Богоявленский, В.А. Ермаков, С.А. Малышкин, В.В. Хорихин. Школьная экскурсия в современном арсенале образовательных технологий и средств воспитания.
В статье рассматривается развитие практики использования познавательной экскурсии в качестве универсального инструмента организации познавательной деятельности в условиях школы. Особое внимание уделено проблеме формирования практических навыков использования огромного культурно-исторического потенциала у будущих учителей. На конкретных примерах столичного региона показано как студенты педагогических направлений подготовки учатся составлять маршруты, методические указания и экскурсионные тексты для новых региональных экскурсий по истории родного края.
Ключевые слова: историческое краеведение, экскурсия, воспитательная работа, Московская область.
Методика
Л.Н. Алексашкина. Развитие ценностной и оценочной компетентностей школьников при изучении истории.
В статье дается анализ взаимосвязи ценностных и оценочных аспектов изучения истории, рассматриваются аксиологические аспекты школьного исторического образования, приводятся примеры заданий.
Ключевые слова: ценности, оценочная деятельность, эмоциональное отношение, планируемые результаты изучения истории.
В.А. Непряхин. Тематический урок по биографии Ю.А. Гагарина: «Онлайн лаборатория значений и смыслов».
В разработке использован новый мультимедийный продукт для изучения исторических артефактов, организованных на материале биографии Ю. Гагарина. Применён метод создания биограмм как новый способ организации исследования исторической личности учениками школ.
Ключевые слова: СССР, наука и техника, межпредметные связи, урок, проекты, Ю. Гагарин.
Труды молодых ученых
С.А. Чекмарев. Два незнаменитых юбилея и один забытый десант.
В статье представлен вопрос планирования и подготовки Босфорской экспедиции в конце XIX — начале XX в. Анализ стратегии России на Балканском направление по материалам военных и военно-морских архивов.
Ключевые слова: Российская империя, Восточный вопрос, Черноморские проливы, Босфорская экспедиция.
Л.Р. Ильясова. И.А. Кущевский — «беллетрист-фотограф»: об одной параллели двух дискуссий.
В статье рассматриваются критические оценки о романе И.А. Кущевского «Николай Негорев, или Благополучный россиянин» и его аналогии с фотографией. Литературная дискуссия о романе разбирается в контексте общественной полемики о фотографии и выявляются точки их пересечения.
Ключевые слова: разночинцы, роман о «новых людях», фотография XIX века, русская литература.
А.Д. Хасьянова. «Пионер крымской прессы» Н.В. Михно.
В статье восстановлена биография журналиста, издателя-редактора первой частной газеты Крыма и общественного деятеля второй половины XIX в. Николая Васильевича Михно. Исследованы этапы его публицистической деятельности в газетах «Русская сцена», «Петербург». «Крымский листок», «Салгир». А также рассмотрен вклад в развитие частной провинциальной печати в Таврической губернии.
Ключевые слова: периодическая печать, Таврическая губерния, Николай Михно, «Крымский листок», «Салгир», цензура.
Ма Ифэн. Этнические проблемы в Казахстане на примере дунган.
В статье рассмотрены вопросы формирования и развития этнической политики Казахстана, а также истоки и причины межэтнических конфликтов. Обосновано развитие этнических проблем на фоне исторической миграции народов на территории Казахстана. Представлена современная этническая политика Казахстана, которая основана на культурном, мирном взаимодействии больших и малых этнических групп.
Ключевые слова: Казахстан, этнические проблемы, этническая политика, Дунган, конфликт, этнос, этническая политика, национальные традиции, межэтническое взаимодействие.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.