Письмо в номер
Память о жертвах террора — вызов современной педагогике.
Актуальная тема: Актуальные вопросы истории средневековой Руси
Е.В. Пчелов. Рюрик и начало Руси: современные подходы и версии.
В статье представлен современный научный взгляд на проблему роли варягов в процессе образования Древнерусского государства и на личность основателя княжеской династии Рюрика. Кроме того, проведён анализ новейших исследований, посвящённых начальному периоду истории Руси.
Ключевые слова: Древняя Русь, образование государства, личность в истории.
А.С. Ищенко. Казус Юрия Долгорукого или кто основал Москву.
Статья посвящена вопросу выяснения личности основателя Москвы. Подмечаются противоречия господствующей точки зрения, согласно которой будущая столица была основана князем Юрием Долгоруким. В качестве альтернативной версии рассматриваются встречающиеся в историографии суждения о строительстве Москвы Андреем Боголюбским. Показано, почему в качестве основателя Москвы в исторической памяти утвердился не он, а Юрий Долгорукий.
Ключевые слова: основание Москвы, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, летописи, Повести о начале Москвы, миф.
А.В. Журавель. Истоки предательства: князь против волости.
В статье разбираются взаимоотношения князя и волости в Древней Руси. Древнерусская система власти в корне отличалась от монархической государственности. Волость как власть, как территория и как община проживающих на ней людей заключала с князьями договоры, нарушения которых каждая из сторон толковала как предательства.
Ключевые слова: Древняя Русь, князь, волость, договор, взаимные обязательства, предательство.
История и обществоведение
И.А. Ахтамзян, А.Ю. Сидоров. Истребление и ограбление: нацистский Генеральный план «Ост».
В статье проанализированы основы нацистской стратегии на оккупированных территориях Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны. Авторы раскрывают процесс формирования и ключевые направления политики А.Гитлера, направленной на истребление населения и ограбление захваченных районов. Исследованы и практические результаты зверств немецко-фашистских оккупантов.
Ключевые слова: генеральный план «Ост», Великая Отечественная война, массовое уничтожение, НСДАП, СС, А. Гитлер.
Д.А. Плужников. Особенности преподавания дисциплины «История» иностранным учащимся в системе образования Российской Федерации.
В статье авторы рассматривают трудности, с которыми в российских учебных заведениях сталкиваются иностранные учащиеся при изучении дисциплины «История», а также учителя и преподаватели при ее преподавании. Кратко рассказывается об изучении истории в других странах.
Ключевые слова: иностранные учащиеся, учебник, учебное пособие, дисциплина «История», преподавание, преподаватель, дистанционное образование, контроль знаний.
М.В. Семиколенов. Дискуссии о праве собственности крестьян на свой земельный надел в общественной мысли дореформенной России.
В статье автором рассматривается проблема собственности на землю во взглядах общественной мысли первой половины XIX в. Анализируются представления крестьян, на основании которых они считали землю своей собственностью. Возможность освобождения крестьян без земли не рассматривалась ни западниками, ни славянофилами.
Ключевые слова: собственность, земля, славянофилы, западники, крестьяне.
В.В. Тулубец, Г.Г. Нагиев. Деятельность эстонских националистов в оккупированной немцами Эстонии в 1941-1944 годах.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Автор публикации доказал то, что эстонские националисты являлись ведущим карательным инструментом гитлеровского оккупационного режима на оккупированной территории Эстонии и совершали массовое уничтожение советских военнопленных и лиц еврейской национальности.
Ключевые слова: Эстонская ССР, эстонские националисты, преступления, немецкие спецслужбы, гитлеровский оккупационный режим, убийства мирных жителей.
А.Ю. Климов, И.А. Потёмкин. Образование Государственной стражи Управления внутренних дел правительства при Главнокомандующем Вооруженных сил на Юге России А.И. Деникина в годы Гражданской войны.
В статье освещается ключевой аспект формирования органов внутренних дел белого правительства на территории, подконтрольной Добровольческой армии под командованием А.И. Деникина. Таким ключевым аспектом стало образование Государственной стражи, для функционирования которой было принято Временное положение «О Государственной страже».
Ключевые слова: гражданская война, Государственная стража, Управление внутренних дел, Временное положение, бригады, милиция.
Методика
О.Ю. Стрелова. Ключевые аспекты подготовки учителей к использованию PISA-инструментария в обучении истории: ЧГ-умения.
Во второй статье цикла, посвященного вопросам интеграции PISA-инструментария в процесс обучения истории, проанализирована система умений, формирующих и диагностирующих читательскую грамотность. ЧГ-умения соотнесены с предметными и метапредметными умениями и со свойствами ЧГ-текстов, которые были охарактеризованы в первой статье. Приведены примеры ЧГ-умений и выявлены дефициты их использования в практике обучения истории.
iencies of their use in the practice of teaching history are revealed.
Ключевые слова: читательская грамотность, ЧГ-умения, метапредметные и личностные результаты исторического образования школьников, профессиональные компетенции учителя истории.
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова. Школьный учебник истории как инструмент пропаганды.
Авторы статьи детально рассматривают главу 12 «Как рост тоталитаризма привел ко Второй мировой войне?» учебника по всемирной истории, разработанного в рамках Michigan Open Book Project, и показывают ее тенденциозность, бездоказательность утверждений и вредность для воспитания учеников в духе объективности и способности к критическому мышлению.
Ключевые слова: история, учебник по истории, фальсификация истории, тоталитаризм, демократия.
Н.Г. Масюкова, А.Б. Анисимова. Проблемы изучения битвы за Кавказ
в современной школе и пути их преодоления в преподавании региональной истории.
В данной статье авторы рассматривают проблему изучения истории битвы за Кавказ в школе, а также знакомят с заданиями для обучающихся по этой теме.
Ключевые слова: битва за Кавказ, день воинской славы России, учебник «История Ставрополья».
В.Н. Богданова. История Холокоста на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
Автор знакомит с собственным опытом работы по преподаванию изучения истории Холокоста в средней школе.
Ключевые слова: трагедия Холокоста, художественная литература, фильмы, памятники.
ЕГЭ и ОГЭ
А.В. Ковалев. Всеобщая история в контексте ГИА по истории.
В статье рассматривается содержание единого государственного экзамена по истории. Автор акцентирует внимание на проблемах изучения всеобщей истории в контексте государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: всеобщая история, история России, государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен, изучение истории.
Труды молодых ученых
К.А. Карпова. Благосостояние в Российской Федерации 1990-х годов. Постановка проблемы.
Статья посвящена проблеме определения термина «благосостоянии» в РФ, поиску его наиболее оптимальной трактовке. Автор делает попытку установить взаимосвязь между политической системой и стремлением государственной власти способствовать росту благосостояния населения.
Ключевые слова: благосостояние, уровень жизни, материальные и духовные блага, доходы, дифференциация населения.
М.С. Панасенкова. «Суждено ли бедствиям Крыма повториться?»: сипайское восстание и Крымская война на страницах русской периодической печати 1857-1859 годов.
В статье проанализированы многочисленные сравнения двух крупнейших конфликтов 1850-х гг. с участием англичан — Крымской войны 1853-1856 гг. и сипайского восстания 1857-1859 гг. на страницах отечественной прессы, выходившей в годы восстания. Определены критерии, по которым шло сравнение, а также какой из конфликтов был показан в печати более тяжелым для английской стороны.
Ключевые слова: русско-английские отношения, Новое время, военное дело, Большая игра, публицистика, компаративизм.
А.К. Мордовин-Залесский. Высший командный состав русской императорской армии в Первую мировую войну.
Статья посвящена определению понятия «высший командный состав» русской армии в период Первой Мировой войны. На значительном источниковом материале автор рассматривает основные положения и ступени военной иерархии, раскрывая принцип управления подразделениями и вооруженными силами. На основании проанализированного материала, дается авторское определение термина «высший командный состав».
Ключевые слова: Первая мировая война, высший командный состав, генералитет, военная элита, Верховный главнокомандующий, главнокомандующий армиями фронта, командующий армией, командующий корпусом.
Д.Н. Глухов. Основные направления педагогической профилактики правонарушений в системе СОШ.
В статье рассмотрены основные направления реализации педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних и ее этапы. Обоснованы задачи, стоящие перед родителями и учителями для разрешения проблемы педагогической профилактики правонарушений учащихся СОШ.
Ключевые слова: профилактика, педагогическая профилактика, правонарушение, несовершеннолетний.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.