Контент


Что посоветовать ученикам для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам по истории?

Александр Юрьевич Морозов – кандидат исторических наук, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, Председатель редакционного совета ПИШ;
Павел Андреевич Пучков – кандидат исторических наук, преподаватель Подготовительных курсов ИСАА МГУ.

У многих коллег возникает трудность, что посоветовать сильным ученикам из современной исторической литературы. Начать ее подбор, на наш взгляд, следует с понимания того чрезвычайно важного факта, что эта литература делится на учебную и нон-фикшн (научная и научно-популярная). Общее здесь только то, что книги посвящены истории России, а также их авторы не ставили перед собой цель что-то выдумать. На этом сходство заканчивается. Учебники и учебные пособия у нас до сих пор пишутся для того, чтобы меньше думать. Хороший учебный текст – к которому нет вопросов, выходящих за рамки этого текста. Это удобно, особенно для подготовки к ЕГЭ – есть объем материала, который ученики должны как-то вместить в свои головы. Хороший нон-фикшн устроен иначе – он предполагает взаимодействие с читателем, пробуждение у него активной мыслительной деятельности. А это не всегда легко (мышление – это работа).
У ученика должна быть и, слава Богу, есть возможность выбора. Если он хочет сдать ЕГЭ примерно на 75 баллов, то можно ограничиться списком учебной литературы и сосредоточиться на закачивании в себя всей необходимой информации. Это позволит легко справиться с первой частью экзамена и получить хорошие (но не максимальные) баллы за вторую часть. Если ученику нужно больше 80 баллов или выиграть вузовскую олимпиаду по истории – ему придется научиться работать с текстами: внимательно их читать, анализировать, извлекать полезную информацию и отметать словесную шелуху. А еще придется учиться работать с фактами: правильно их отбирать, интерпретировать, выстраивать из них цепочки и т. д. Учебная литература в этом не поможет, нужен более серьезный читательский и аналитический опыт. Для этого понадобится работать с научно-популярной и научной литературой. Ну а если ученик ставит перед собой задачу превратиться (со временем) в думающего человека, то подобная литература должна стать его постоянным жизненным спутником.

Литература для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам по истории
Учебники и пособия

Существует ли книга, которая содержала бы все нужные факты для успешной сдачи ЕГЭ? Да, такие книги есть. Это, в первую очередь, учебник в трех частях, специально созданный для подготовки к экзамену:
1) Пазин Р.В., Ткачук И.И., Чернышева О.А. История России. Учебник: 10–11 кл. С древнейших времен до конца XVII века. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2019.
2) Пазин Р.В., Ушаков П.А., Морозов А.Ю. История России. Учебник: 10–11 кл. Конец XVII — начало XX века. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2019.
3) Пазин Р.В., Морозов А.Ю. История России. Учебник: 10–11 кл. XX — начало XXI века. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2019.
Трехтомник содержит всю информацию, которая наличествует в Историко-культурном стандарте (ИКС) – документе, на который обязаны ориентироваться авторы-составители Контрольно-измерительных материалов (КИМов) ЕГЭ. То есть там есть Батырша, Табеев, Бабаджанян и прочие редкие персонажи, которых не знает даже Word, но ученик вроде как обязан знать. Там также множество заданий в формате ЕГЭ и других форматах как к отдельным параграфам, так и к большим темам (главам). Но надо быть готовыми к тому, что составители ЕГЭ иногда выходят за границы ИКС и позволяют себе повеселить нас какими-то неожиданностями – например, вспомнить о существовании некоего Василия Уса (в ИКСе его нет). Так что некоторые сюрпризы на экзамене почти неизбежны. Как правило (но не всегда), они не критичны, и к правильным ответам можно прийти методом исключения и/или через построение логических цепочек, оперируя другой известной информацией. Впрочем, некоторые варианты хорошо сбалансированы и не содержат откровенно «завальных» вопросов.
Также можно порекомендовать «Справочник-навигатор по истории для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ» А.Ю. Морозова и Э.Н. Абдулаева (М.: Русское слово, 2020). Он содержит краткий теоретический материал по отечественной истории с древнейших времён до наших дней и в этом качестве призван заменить имеющиеся справочники и пособия, которые к настоящему времени очевидно устарели (см. об этом ниже). В справочнике есть предварительное обобщение, т. е. взгляд на историю России своего рода «с высоты птичьего полёта». Это позволяет ученикам всегда держать в голове общую картину, не тонуть в частностях и действительно «видеть за деревьями весь лес». Материал справочника скомпонован по крупным темам, в основу деления на темы положен ИКС с некоторыми корректировками, обусловленными практикой. Каждая тема по общему правилу включает в себя подразделы: «Внутренняя политика», «Внешняя политика», «Хозяйство и общественные отношения», «Культура». Такая структура поможет избежать один из самых распространенных типов ошибок на ЕГЭ – когда в задании спрашивается, например, о социально-экономическом развитии, а выпускник пишет об управлении и удивляется потом низкому результату. Каждой теме предшествует перечень наиболее важных дат, персоналий (отдельно выделены правители – своего рода «стержень» истории), географических названий (с картами), памятников культуры, понятий и терминов, основных причинно-следственных связей. Перечень соответствует ИКС (с небольшим обоснованным расширением). Часть информации представлена в табличной форме, дополняющей (но не подменяющей!) основной текст. Также в основном в форме таблиц к каждой теме дана информация по всеобщей истории, соответствующая кодификатору ЕГЭ. С учётом психологических особенностей современных учеников и имеющихся благодаря Интернету возможностей в конце каждой темы даны рекомендации по лекциям историков, телепередачам, документальным и художественным фильмам, знакомство с которыми позволит лучше закрепить изученный материал.
Как известно всем практикам, особую сложность для минимально подготовленных абитуриентов представляют не задания на знание фактов, а задания на умение работать с текстом (особенно большого объема, как в первых трех заданиях второй части) и задания, которые предполагают оперирование известными фактами (задания 23 и 24). Немалую сложность представляет и последнее задание (сочинение). Кроме того, актуальными остаются проблемы картографических заданий (зачастую они возникают уже на уровне знания географии и элементарной логики) и иллюстративных заданий (умение извлекать информацию из плакатов, марок, денежных знаков, правильно атрибутировать известные произведения искусства и т. д.). Здесь можно посоветовать следующие пособия:

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2020 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*