Контент


Содержание журнала № 8 2020

Актуальная тема: Групповая работа на уроках истории и обществознания

И.В. Крутова. Организация групповой работы в обучении истории и обществознанию.
В статье рассматриваются цели и механизмы организации групповой работы школьников, определены типичные ошибки при организации группового обучения, приведены некоторые методические рекомендации.
Ключевые слова: групповая работа, обучение, образовательные результаты.

История и обществоведение

В.Н. Захаров, Я.В. Сольвьев. Восстановление русско-английских торговых связей в начале правления Петра I.
Статья посвящена восстановлению в конце XVII — начале XVIII в. торговых контактов России с Англией и ролью в этом табачной торговли.
Ключевые слова: Россия, Англия, Московская компания, Петр Первый, Великое посольство, табачная торговля.

А.Б. Соколов. Английская карикатура второй половины XVIII — начала XIX века.
В статье подчеркивается возрастание интереса к визуальным источникам, особенно карикатуре как в современных исторических исследованиях, так и в преподавании истории. Автор указывает, что в Англии во второй половине XVIII — начале XIX вв. карикатура как особый жанр приобрела огромную популярность и рассматривает социальные и политические причины этого феномена, его последствия для общественной жизни страны.
Ключевые слова: карикатура, Англия второй половины XVIII — начала XIX вв., монархия, Георг III, Дж. Гилрей, образ «Другого», Россия.

В.В. Синиченко, И.А. Потёмкин. Негласная агентура в работе жандармерии и военной контрразведки на востоке Российской империи накануне и в годы Первой мировой войны.
В статье рассматриваются вопросы деятельности контрразведывательных отделений царской России в годы Первой мировой и гражданских войн. Деятельность органов военной контрразведки и жандармерии была в организации наружного наблюдения, создания аппарата секретных агентов и проведения арестов шпионов — так называемой «ликвидации».
Ключевые слова: переписка, военная цензура, корреспонденция, военнопленные, Приморье, наружное наблюдение, секретные агенты.

Д.Н. Караичев. Начало преподавания украинского языка в школах Крыма во второй половине 1950-х годов насильственная украинизация или скрытая русификация?
В статье на основе архивных материалов исследуется спорный тезис, выдвинутый украинским ученым О.Г. Бажаном, о том, что в школьном образовании Крыма в1950-1960 гг. практиковалась «скрытая русификация». Данное явление рассмотрено в контексте общего процесса украинизации на Крымском полуострове рассматриваемого периода.
Ключевые слова: СССР, Украинская ССР, украинизация, национальная политика, этнос и национальные отношения, внутренняя политика, образование, стандарты и программы.

А.М. Демидов, Л.О. Затолокина. Влияние колониализма на развитие Африки.
В статье рассматриваются политические, экономические и социальные аспекты влияния колониализма на африканские страны, отмечается противоречивый характер колониального наследия в Африке.
Ключевые слова: Африка, колониализм европейцы.

В.В. Тулубец. Деятельность советских силовых структур против эстонских националистов после освобождения Эстонии от гитлеровских оккупантов.
Автор публикации доказал, что деятельность правоохранительных органов СССР в Советской Эстонии после освобождения от немецких оккупантов была направлена на нейтрализацию сопротивления латышского националистического подполья и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Эстонии.
Ключевые слова: Эстонская ССР, советские силовые структуры, немецкие разведывательные службы, гитлеровские агенты и диверсанты.

Методика

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Календарь образовательных событий и воспитание культуры памяти российских школьников как актуальная задача педагогов.
Авторы статьи раскрывают теоретические и практические подходы к воспитанию культуры памяти российских школьников на основе Календаря образовательных событий как педагогического инструмента работы с образами прошлого во имя будущего.
Ключевые слова: Календарь образовательных событий, коммеморация, культура памяти, коммеморативная политика (политика памяти), образовательное событие коммеморативной направленности.

М.Н. Руденко. Межпредметные связи как фактор мотивации учащихся к изучению истории и обществознания.
В статье рассмотрены примеры межпредметных связей при изучении истории и обществознания, показано как их можно использовать для повышения мотивации учащихся.
Ключевые слова: межпредметные связи, мотивация, фактор мотивации.

Е.Ф. Бехтенова, Ю.В. Дружинина. «Серп и молот, звезды и шестерёнки, колосья и ракеты…»: агитационный текстиль 1920-1930-х годов на уроках истории.
Авторы статьи обосновывают актуальность использования текстильного агитационного рисунка на уроках истории в школе как исторического источника. Предложен алгоритм анализа текстильного рисунка как исторического источника. Сделан вывод о важности использования агитационного текстиля на уроках истории для успешного понимания школьниками особенностей протекания процесса индустриализации в советском государстве, усвоения учащимися основных событий и образов, символизирующих этот период.
Ключевые слова: современный урок истории, исторический источник, агитационный текстиль, индустриализация.

Т.А. Полковникова. Формирование коммуникативной грамотности школьников на материале истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда
Автор рассматривает проблему развития коммуникативной грамотности обучающихся, анализирует возможности использования в этом процессе материала истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, описывает возможные формы работы, приемы, способы организации образовательного процесса, приводит конкретные примеры уроков, внеурочных занятий, классных часов.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, коммуникативная грамотность, функциональная грамотность, коммуникативные универсальные учебные действия, дискуссия.

Труды молодых ученых

А.К. Мордовин-Залесский. Высший командный состав русской армии
в Первой мировой войне в дневниках современников.
В статье отражена проблема нового взгляда на личность в истории на основании дневников, воспоминаний и других ЭГО документов. Объектами исследования были выбраны генералы Н.В. Рузский, А.А. Брусилов и М.В. Алексеев, так как существует различные оценки деятельности данных генералов, что позволяет подвергнуть их критическому восприятию.
Ключевые слова: Первая Мировая Война; генералы; ЭГО документы; критический анализ; личность в истории.

Е.Э. Сорокин. В.Ф. Раевский в Отечественной войне 1812 года.
В данной статье рассматривается биография и творчество В.Ф. Раевского в период Отечественной войны 1812. В работе изучается взаимосвязь исторических событий и литературы как важного общественно-политического фактора. Целью исследования является изучение Отечественной войны 1812 года в литературе, поэзии, воспоминания и мемуарах участников и современников.
Ключевые слова: Отечественная война 1812 года, общественно-политическая мысль, В.Ф. Раевский, поэзия, Бородинская битва.

Опубликовано в Журнал в 2020 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*