Актуальная тема: Работа с письменными историческими источниками
М.Г. Цыренова, Н.И. Голавская, Т.А. Богомоева. Развитие у школьников читательской грамотности при работе с текстами на уроках истории: методические акценты.
В статье описывается работа с текстом на уроках истории в качестве контекста, основания развития у обучающихся читательской грамотности. Раскрываются методические основания, которые необходимо учитывать при формулировании педагогом заданий к учебном, направленных на развитие у обучающихся читательской грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, учебный текст, учебная ситуация, задание, принцип диалогичности.
Е.С. Манданова. Методические аспекты изучения исторических источников в курсе истории Древнего мира и Средних веков.
В статье рассматриваются методические приемы изучения исторических источников в курсе истории Древнего мира и Средних веков, создающие условия реализации деятельностного подхода в обучении истории. Проблемараскрываетсявтеоретическомипрактическомаспектах.
Ключевые слова: деятельностный подход, познавательная деятельность, исторический источник, методические приемы, система заданий для работы с источниками.
Ю.В. Дикая. Адаптация письменных исторических источников для дистанционной формы обучения.
В статье рассмотрены проблемы организации дистанционного обучения. Описаны способы адаптации учебного материла, на примере письменных исторических источников, с помощью электронных средств для дистанционного обучения.
Ключевые слова: педагогика, компьютеризация, электронные средства обучения, письменные источники.
История и обществоведение
Г.Г. Пиков. Является ли «Возрождение» особенностью развития европейской культуры?
В статье речь идет о «возрождении» как особенности развития европейской культуры. На примерах из средневековой культурной истории Европы показывается специфика этого процесса и конкретные проявления. В такие эпохи с помощью обращения к «древности» осуществляется решение разных важных задач, в том числе не только культурных, но и социальных и политических.
Ключевые слова: «Возрождение», культура, Европа, гуманизм, средние века.
С.Ю. Болдырева. Глобальные проблемы человечества (материалы к уроку обществознания в X-XI классе).
В данной статье содержится актуальная теоретическая информация о глобальных проблемах человечества, а также основных тенденциях развития современного мира и международных отношений.
Ключевые слова: глобальные проблемы, Цели устойчивого развития, урбанизация, индустриализация, ООН, международный терроризм.
А.В. Журавель. Предатели в земле Русской.
В данной статье ставится проблема предательства в русской истории, фактически обойденная в исторической литературе и в отечественной общественной мысли.
Ключевые слова: предательство, подвиг, патриотизм, европеизация.
О.А. Закиров. Сергей Фёдорович Бондарчук: к 100-летию со дня рождения.
Фильмы С.Ф. Бондарчука широко используются в работе образовательных организаций. Учителя истории применяют их в урочной и внеурочной работе. Цель статьи — привлечь внимание педагогического сообщества к некоторым незаслуженно малоизвестным работам С.Ф. Бондарчука.
Ключевые слова: С.Ф. Бондарчук, история, экранизация, воспитание, кино
В.В. Ситдиков. Общественно-политические и историко-философские взгляды Л.А. Тихомирова в зарубежной историографии (окончание).
В статье рассмотрены проблемы освещения зарубежной историографией общественно-политического и историософского наследия Л.А. Тихомирова. Автором проанализирован широкий круг историографических источников — диссертации, монографии и статьи историков из Великобритании, Польши, США, Швейцарии и Японии. Зарубежная историография значительно опередила отечественных исследователей в изучении многогранного наследия Л.А. Тихомирова.
Ключевые слова: Л.А. Тихомиров, зарубежная историография, консерватизм, народничество.
Г.С. Широкалова. Историческая память о Великой Отечественной войне: факторы формирования.
Статья посвящена сравнению исторической памяти студентов, выросших в городах-миллионниках, и студентов из сельской местности. И хотя образовательные программы одинаковы для всех, но территориальная и информационная замкнутость сельских территорий оказывает влияние на мировоззрение и жизненные стратегии селян.
Ключевые слова: школа, Великая Отечественная война, историческая память, студенты.
Х.И. Дупате, Г.Г. Нагиев. Антифашистское сопротивление народов Прибалтики в период ее гитлеровской оккупации.
В данной статье рассмотрено антифашистское партизанское движение в годы гитлеровской оккупации Латвии, Литвы и Эстонии. В статье делается попытка проведения анализа деятельности антифашистского партизанского движения в интересах обеспечения действий Красной армии по освобождению Прибалтики от немецких оккупантов и общего вклада латышских, литовских и эстонских партизан в дело разгрома гитлеровцев в прибалтийском регионе.
Ключевые слова: Советская Прибалтика, немецкие спецслужбы, гитлеровский оккупационный режим, антифашистское подполье, партизаны и подпольщики.
О.Ю. Орешкин. Дополнительные источники финансирования индустриализации CCCР (на примере деятельности Торгсина в Ивановской промышленной области в 1933-1935 годы).
В статье показана актуальность данной проблемы в условиях индустриализации СССР в 1930-е гг. Описана краткая история создания торговой сети Торгсин на территории Ивановской промышленной области в СССР. Представлены сведения об основных валютных ценностях, привлеченных Ивановской областной конторой Торгсин в 1933-1935 гг.
Ключевые слова: Ивановская областная контора Торгсин, межрайонная база, торговая точка.
Методика
И.И. Баринова. Электронная школа: плюсы и минусы.
В статье дан анализ опыта работы электронной школы в условиях пандемии, показаны основные положительные и отрицательные стороны работы ЭШ, роль учителя в процессе обучения и воспитания.
Ключевые слова: электронная школа (ЭШ), электронные ресурсы, материальная база ЭШ, требования СанПин, учебная нагрузка учителя и учеников.
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова. Учебный комплект по истории для общеобразовательных школ Великобритании.
В статье описывается современный учебно-методический комплект по истории «Постижение истории» для VII-IX кл., позволяющий составить общее представление о современных учебных изданиях в Соединенном Королевстве. Авторы показывают, как современные обучающие материалы позволяют выявлять личностно значимые проблемы, могущие стать предметом дискуссии в классе, как формулируется рабочая гипотеза и выстраивается алгоритм подготовки к дискуссии.
Ключевые слова: дискуссия, дискуссионный вопрос, критическое мышление, педагогическая технология, учебно-методический комплект.
О.Д. Мишина. Анекдот на уроках обществознания.
В статье описан опыт организации работы с анекдотами на уроках обществознания в качестве средства достижения предметных результатов обучения.
Ключевые слова: обществознание, анекдот, предметные результаты.
А.Н. Федоров. Универсальный подход к оцениванию сочинений ЕГЭ по обществознанию: реальность или перспектива?
В статье рассматриваются перспективы разработки универсального подхода к оцениванию сочинений. Высказано предположение, что согласованность может зависеть от сопоставления критериев проверки и их практической реализации.
Ключевые слова: преподавание, государственный экзамен, смыслопорождение.
Среди книг журналов и сайтов
Г.И. Каневская. Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI веках (научно-популярное издание).
Рецензия на книгу.
Ключевые слова: Россия, Океания, Миклухо-Маклай, исследования и путешествия.
Уникальное издание о Пушкиных.
Анонс уникального издания.
Труды молодых ученых
А.К. Мордовин-Залесский. Послужной список как исторический источник.
В статье на примере отобранных послужных списков некоторых генералов Первой Мировой войны проанализирована история возникновения и изменений данного типа источников, изучены его особенности и продемонстрирована специфика работы с подобными документами.
Ключевые слова: послужной список, командный состав, военная история России XIX — начал ХХ вв., исторический источник.
В.А. Дзюбинский. Духовное образование на Подолье в XVI-XVIII веках.
Данная статья призвана описать ключевые вопросы, связанные с духовным образованием на Подолье в XVI-XVIII вв. На основании имеющихся источников автор исследует деятельность Католических и Греко-Католических духовных училищ.
Ключевые слова: духовное образование, ректор, Подольская духовная семинария, Львовское братское училище, Острожская академия.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.