Марина Владимировна Короткова – профессор кафедры методики обучения истории МПГУ, Руководитель научной лаборатории «Музейная педагогика» МПГУ, доктор исторических наук, академик МАНПО.
Мы живем в век глобальной коммуникации. Происходящие сегодня перемены позволяют с помощью информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только получать любую интересную справочную информацию, но и виртуально оказаться в любом другом пространстве, в любой точке мира. «Живая» коммуникация между людьми претерпела значительные изменения. Коммуникационная деятельность стала более гибкой, избирательной и адаптивной. Все это не могло не отразиться на образовательной деятельности в целом и процессе обучения истории в частности.
Особенно остро вопросы коммуникации стали востребованы в период тотального перехода на онлайн обучение в условиях возникновения эпидемии короновируса. Многие в одночасье осознали важность учителя в преподавании, почувствовали ценность «живого» общения с педагогом, с товарищами по учебе, осознали важность реальной образовательной среды. Обучающиеся, родители и учителя задались общим вопросом: В чем преимущества и недостатки «живой» и дистанционной коммуникации? Как создать баланс между этими двумя формами?
Определение стратегии коммуникационной деятельности в образовательном процессе связано с разрушением сложившихся в школьной практике стереотипов, с преодолением психологических, экономических и технических барьеров коммуникации. Квинтэссенцией коммуникационных связей в поле ребенка является, кроме школы, музей. Развитие музейной коммуникации способствует позитивной и продуктивной ориентации человека информационного общества в межличностностной, межгрупповой и межкультурной коммуникации, которая во многом определяет отношения человека с окружающим миром. Инструментом коммуникации является виртуальная культура, позволяющая всесторонне осваивать мир в его ценностных и эмоциионально-личностных характеристиках. Таким образом, коммуникационные процессы становятся важной частью образования и нуждаются в дальнейшем осмыслении и структурировании.
Обратимся, прежде всего, к понятию «коммунникация», которое имеет разные толкования и долгую историю. Современное понятие коммуникации имеет две предистории. Первая связана с разработкой в 1949 г. Клодом Шенноном теории связи, согласно которой были намечены основные элементы акта передачи информации: источник информации, передатчик, канал, приемник и адресат1. Вторая история связана с трудами канадского философа Маршалла Маклюэна, который стал рассматривать развитие человеческого общества как развитие средств коммуникации2. Соединение структурных представлений о коммуникации Шенона и философского взгляда Маклюэна привело к широкому распространению понятия «коммуникация» в различных областях знания. Тогда под коммунеикацией (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) понималась передача информации от одного субъекта к другому.
В 1968 г. канадский музеолог Дункан Камерон, директор музея г. Калгари, создал теорию коммуникации, под которой он понимал сущность коммуникационной схемы как реализацию диалога между посетителем и экспонатом3. Для того чтобы посетитель стал участником процесса коммуникации, собеседником, партнером, он должен включиться в коммуникационную систему знаков. О.С. Сапанжа дает следующее определение коммуникации: «Смысловое поле понятия “коммуникация” более широко, чем смысловое поле ряда близких понятий, например, общение и диалог. Коммуникация – специфическое отношение, при котором его элементы посредством знаков или систем знаков взаимно влияют друг на друга»4.
Б.А. Столяров предлагает две трактовки этого сложного понятия. Коммуникация – это информационное взаимодействие между источником информации, генерирующим сообщение для передачи, передатчиком, передающим сообщение по каналам связи, каналом связи, приемником информации, декодирующим сигналы и переводящим их в сообщение, и адресатом, которому предназначено сообщение. Межличностная коммуникация имеет своим объектом деятельность, связанную с содержательным анализом информации и смыслоформирующими стремлениями, которые хочет реализовать, с одной стороны, источник, а с другой – получатель информации5.
Коммуникация – понятие, которое включает в себя различные аспекты: деятельность, взаимодействие и отношение. Это и обмен информацией, и социальное объединение индивидов, и способ деятельности. Это широкое понятие, таким образом, имеет три стороны: информационно- коммуникативную, которая предполагает обмен информацией, интерактивную, обеспечивающую организацию взаимодействия индивидов в процессе общения, перцептивную – установление понимания между партнерами в процессе общения6. В последнем аспекте важно достигнуть коммуникации именно в совместной деятельности обучающихся.
О.И. Матяш выделяет в педагогическом процессе три модели коммуникации: коммуникация как акция воздействия на получателя; коммуникация как интеракция – подчеркивает двусторонний процесс воздействия и реагирования; коммуникация как трансляция подчеркивает ее совместность, динамичность и активность обеих сторон7.
И.В. Плаксина отмечает, что процесс коммуникации имеет следующие составляющие:
1) участники (отправитель, получатель);
2) сообщение и его передача (кодирование и раскодирование), при этом каждый из участников привносит в процесс коммуникации свои «личностные» смыслы, свою систему координат;
3) обратная связь, т. е. реагирование одного на действия другого, позволяющая понять, как было принято предыдущее сообщение;
4) медиум, канал – прямой, опосредованный (записка или письмо по электронной почте);
5) среда, контекст – пространство коммуникации (физический, психологический и социально-культурный); барьеры коммуникации8.
К барьерам коммуникации относят психологический настрой, низкую способность восприятия потребителем, предвзятое отношение обеих сторон, превышение количества участников коммуникации, технические неполадки.
Главным принципом реализации «живой» коммуникации в познавательной деятельности современного ученика исследователи считают интерактивность. Под интерактивным обучением понимается способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем9.
Авторы учебника по методике обучения истории дали понятие интерактивных технологий, которые ставят ученика в ситуацию активного взаимодействия с окружающим миром. Отличительным их признаком является то, что деятельность школьников обязательно направлена на установление связи с другими объектами и на ведение с ними диалога. В обучении истории это могут быть следующие связи: ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – виртуальный герой, ученик – источник информации (текст, компьютер)10.
Для реализации интерактивного обучения в процессе «живой» коммуникации учитель истории должен обладать соответствующими компетенциями. Коммуникативная культура педагога связана с коммуникативной компетентностью и представлена следующими компонентами: коммуникативные знания, умения и навыки, наличие определенного коммуникативного стиля, разные модели общения, коммуникативная толерантность и коммуникативная этика. Н.А. Морева выделила следующие модели и уровни общения в процессе коммуникации:
1) слушание – сопереживание – на этом уровне слушающие воздерживаются от высказываний по поводу говорящего, ставят себя на его место;
2) слушание – неслушание – на этом уровне люди остаются на поверхности общения и не понимают всей глубины сказанного;
3) слушание с временным отключением – слушающий в основном сосредоточен на себе;
4) активное слушание11.
Возвращению обучающихся к активному слушанию способствуют следующие приемы педагога: возврат к сказанному, прояснение смысла, резюмирование, подведение итогов услышанного, перефразирование (эхотехника) – иначе сказанная мысль, развитие высказанной идеи.
Н.А. Морева выделила три коммуникативных стиля: 1) нонсинергический – ученик не хочет и не может содействовать успеху в совместной деятельности (отстраненность, воздержание, неучастие, непереживание); 2) антисинергический – активные деструктивные формы поведения личности при взаимодействии с партнерами; синергический – личность своим взаимодействием с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности12. Это становится возможным благодаря, во-первых, беспрепятственному информационному обмену между участниками отношений, во-вторых, синхронизации их энергий, слаженности их деятельности. Это стиль сотрудничества.
Признаками педагога с высокой коммуникативной компетентностью можно считать следующие параметры:
1) Быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах.
2) Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации.
3) Установка в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное и доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей.
4) Уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию.
5) Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении и передать ее партнеру.
6) Большая удовлетворенность общением и уменьшение затрат в процессе общения.
7) Высокий статус и популярность в том или ином коллективе.
8) Умение организовать дружную совместную работу.
9) Умение создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности его состава.
В тесной связи с понятием «живой» коммуникации находится понятие дистанционной коммуникации, т. к. и в том, и в другом случае происходит общение и обучение. Б.А. Столяров под дистанционной коммуникацией понимает «такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, базирующуюся на самостоятельном обучении. При том, что учащийся отделен от преподавателя пространством и временем, они имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации»13. И.М. Осмоловская предложила такое определение дистанционной коммуникации: «Это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателя и учащегося в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени»14.
Два определения отражают два подхода к проблеме дистанционной коммуникации. Первый подход, когда учитель и ученик разделены расстоянием и между ними нет общения в режиме реального времени. Второй связан с использованием средств телекоммуникаций, при котором имеет место взаимодействие обучающегося и обучаемого в режиме реального времени15. А.В. Хуторской в трактовке понятия дистанционной коммуникации выделяет два подхода. Первый – это обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств коммуникаций (например, электронная почта). Второй – личностная продуктивная деятельность учащегося, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Именно эта деятельность обеспечивает интерактивность взаимодействия субъектов образования (чат, видеосвязь, скайп). Под дистанционной коммуникацией он понимает обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями)16.
В дидактике определены принципы и преимущества дистанционной коммуникации. Два принципа – открытости и индивидуализации определяют практически все специалисты. Принцип индивидуализации предполагает, что дистанционная коммуникация позволяет выстроить процесс обучения в соответствии с потребностями и особенностями учащихся, раскрыть его потенциальные возможности. Принцип открытости подчеркивает «мягкие» ограничения в получении образования для различных категорий учащихся и открытость методической системы учителя. Основополагающим принципом дистанционной коммуникации, без которого ее реализовать просто невозможно, И.М. Осмоловская считает принцип интерактивности, который определяет наличие обратной связи, постоянное информирование ученика о том, насколько он продвинулся в изучении материала, что было сделано неверно, где допущены ошибки, на какие моменты стоит обратить особое внимание. Ученик четко понимает, что его учебная деятельность протекает совместно с соответствующей деятельностью преподавателя и товарищей17. А. В. Хуторской выделяет принцип продуктивной ориентации обучения и создания собственных творческих продуктов, а также принцип приоритета деятельностного содержания перед информационным18.
Очевидность позитивных сторон дистанционной коммуникации не вызывает сомнений. Прежде всего, коммуникационные преимущества, согласно которым увеличивается круг лиц – потенциальных участников обучения – и которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей. Педагогические преимущества заключаются в том, что обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным. Экспертиза и оценка ученических работ становится более точной, получает индивидуальный комментарий. Психологические преимущества заключаются в создании более комфортных эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем. Дистанционная коммуникация создает возможность комфортного обучения и творческого развития детей с проблемами. Оперативно-информационные преимущества дают возможность в короткие сроки получить актуальную свежую информацию и быструю обратную связь, повышают доступность информационных образовательных массивов.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.