Актуальная тема: Коммуникация и коммуникативных подход на уроках истории
М.В. Короткова. Коммуникация и коммуникативный подход в теории и практике обучения истории в музее и школе.
В данной статье излагается сущность понятий «коммуникация», интерактивное обучение, преимущества «живой» и дистанционной коммуникации. Автор предлагает пример урока, который сочетает в себе оба типа коммуникации.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативный подход, интерактивное обучение, «живая» и дистанционная коммуникация.
О.А. Горохова. Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках истории.
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования: осуществлению межличностного общения. В статье рассматриваются возможности очного обучения для развития коммуникативных умений школьников на уроках истории. Автор статьи приводит пример урока-исследования на основе драмогерменевтики «Жизнь и быт дворян XIX века».
Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, очное обучение, урок-исследование.
А.И. Сергеева. Методические аспекты преподавания истории в школе в эпоху борьбы с коронавирусом.
В статье анализируются основные подходы к организации дистанционного обучения в период борьбы с коронавирусом. Представлена методика организации обучения истории младших подростков (программы, ресурсы, способы контроля учебных достижений). Особое внимание уделяется использованию материалов музейных сайтов как дополнительных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, историческое образование, школа, музей, музейный сайт.
М.Ю. Сакулина. Коммуникативная деятельность на уроках истории в условиях самоизоляции: метод проблемного диалога.
В статье рассмотрены особенности коммуникативной деятельности на уроках истории в условиях самоизоляции. В качестве примера одной из форм приводится и описывается метод проблемного диалога. Данная форма работы является нетрадиционной и даёт возможность задействовать каждого учащегося во время дистанционного обучения.
Ключевые слова: коммуникативная деятельность, метод проблемного диалога, индивидуализация, дистанционное обучение.
История и обществоведение
С.Ю. Болдырева. Международная экономическая интеграция: история и современность (материалы к уроку).
В настоящей статье предпринимается попытка рассмотрения процессов международной экономической интеграции и глобализации экономики на современном этапе. Подчёркивается, что процессы глобализации порождают как положительные моменты для мировой экономики, так и отрицательные, которые впоследствии приобретают характер глобальных, общемировых, угрожающих будущему человечества.
Ключевые слова: интеграция, глобализация, ГАТТ, ВТО, глобальные проблемы.
Д.Д. Богоявленский, В.А. Ермаков, С.В. Левин, С.А. Малышкин, Д.А. Плужников, В.В. Хорихин. Итоги исследования актуальных проблем истории Московского края: опыт краеведческих изысканий 1999-2019 годов.
В статье представлена обзорная характеристика результатов 14-летнего исследования актуальной проблематики изучения истории Московского края, отражением которого стали ежегодные краеведческие конференции, проводившиеся в Московском государственном областном университете и издаваемые по их итогам сборники материалов по исследованию истории региона.
Ключевые слова: краеведческое исследование, история Московского региона, Подмосковье, Московский край, Московская область, историческое краеведение.
В.И. Кузнецов. Отношения Москвы и Вены в контексте трансформации Вестфальской системы международных отношений в 1680-1700 годы.
В статье рассматривается роль двусторонних отношений между Москвой и Веной в контексте внутри- и внешнеполитических задач, стоявших перед империей Габсбургов и Российским государством.
Ключевые слова: история международных отношений, история дипломатии, русско-австрийские отношения в Новое время, Вестфальская система международных отношений.
В.В. Ситдиков. Общественно-политические и историко-философские взгляды Л.А. Тихомирова в зарубежной историографии.
В статье рассмотрены проблемы освещения зарубежной историографией общественно-политического и историософского наследия Л.А. Тихомирова. Автором проанализирован широкий круг историографических источников — диссертации, монографии и статьи историков из Великобритании, Польши, США, Швейцарии и Японии. Зарубежная историография значительно опередила отечественных исследователей в изучении многогранного наследия Л.А. Тихомирова.
Ключевые слова: Л.А. Тихомиров, зарубежная историография, консерватизм, народничество.
Е.И. Щулепникова. Дискуссия об истории и обществоведении в 1920-е годы
В 1920-е гг. в советских школах действовали комплексные программы обучения. История как отдельный предмет не изучалась. Шла дискуссия о включении исторического материала в программы по обществоведению. Об этой дискуссии настоящая статья.
Ключевые слова: преподавание, школа, история, 1920-е гг., комплексные программы, дискуссия.
Т.В. Слепцова, О.М. Боева. «Во имя охранения общественной безопасности»: образ городового полиции в искусстве.
В статье раскрывается сохранившийся в исторических источниках, художественных и скульптурных произведениях образ городового полиции, который всегда был на посту, жертвовал своей жизнью во имя общественной безопасности.
Ключевые слова: городовой, подвиг, памятник городовому, скульптура, Алексей Тяпкин, Антип Самсонов, полицейский трамвай, Ф.Ф. Трепов, Н.Е. Сверчков, Л.И. Соломаткин, памятник городовому, скульптурная композиция.
К.С. Барабанова. Покорение природы — краеугольный камень исторической памяти севера Западной Сибири.
В данной статье рассмотрено пространство севера Западной Сибири в контексте исторической памяти этого региона. В местах памяти Сургута отразилась региональные особенности формирования региональной памяти севера Западной Сибири. Коммеморативные практики сосредоточены вокруг нескольких тем: покорения природы и открытия нефти.
Ключевые слова: историческая память, коммеморации, Сургут, нефть, покорение природы.
Методика
Л.Н. Алексашкина. Об актуальных аспектах реализации индивидуального подхода при изучении истории школьниками.
Статья посвящена использованию индивидуального подхода при изучении школьниками истории. Раскрывается эффективность данного метода на конкретных примерах.
Ключевые слова: индивидуальный подход в обучении, индивидуальная образовательная деятельность ученика, понятие учебного выбора, рефлексия, эмпатия.
О.Ю. Стрелова. Использование PISA-текстов в обучении истории.
В первой статье цикла, посвященного вопросам интеграции PISA-инструментария в процесс обучения истории с целью его обновления и совершенствования, проанализированы актуальные свойства текстов, которые используются для заданий на проверку читательской грамотности школьников. ЧГ-тексты обоснованы как эффективные средства достижения метапредметных и личностных результатов исторического образования в условиях открытого информационного общества.
Ключевые слова: читательская грамотность, текст, профессиональные компетенции учителя истории, метапредметные и личностные результаты исторического образования школьников.
О.Д. Мишина. Круги Эйлера как способ формирования обществоведческих понятий.
В статье описан опыт работы с кругами Эйлера на уроках обществознания как способ актуализации предметных знаний.
Ключевые слова: обществознание, работа с понятиями, круги Эйлера.
ЕГЭ и ОГЭ
Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. Картографический практикум по истории России: правление Павла I.
В статье представлен набор заданий для работы с картами и схемами.
Ключевые слова: ЕГЭ, карты и схемы, межпредметные связи.
Труды молодых ученых
М.К. Медведева. Общая характеристика основных западных трудов по истории Первой мировой войны межвоенного периода: «антантофильское» и «германофильское» направления.
В статье на примере ряда работ западных историков (Франция, Германия, Великобритания, США), посвященных Первой мировой войне и вышедших в период 1918-1939 гг., показывается, какие особенности присущи научным историческим трудам, вышедшим в свет вскоре после описываемых событий.
Ключевые слова: Первая мировая война, западная историография, межвоенный период.
Ю.В. Химченко. Особенность развития профессиональной подготовки будущих педагогов в инклюзивном образовании.
Статья посвящена особенностям развития профессиональной подготовки будущих педагогов в инклюзивном образовании. Раскрыты профессиональные требования к педагогу инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, дети с ОВЗ, готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.