Контент


Изучение проблемы противодействия коррупции на уроках обществознания в основной школе

Елена Константиновна Калуцкая – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО

На современном этапе развития проблема борьбы с коррупцией входит в задачи практически любого цивилизованного государства. Так, повышение эффективности просветительных, образовательных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания заявлены как одно из направлений, стоящих перед всеми социальными институтами современной России.

Школа как социальный институт, оказывающий всестороннее влияние на формирование мировоззрения и поведения подрастающего поколения, способна содействовать успешной реализации поставленной государством задачи. Антикоррупционное просвещение является сквозным направлением и может реализовываться на всех уровнях общего образования в контексте различных учебных дисциплин (обществознание, история, право, экономика, литература и пр.) и внеурочной деятельности.

Под антикоррупционным просвещением рассматривается превентивная систематическая работа по повышению уровня правосознания школьников, популяризация антикоррупционных стандартов поведения, образование и воспитание, направленное на формирование антикоррупционного поведения учеников.

Задачами антикоррупционного просвещения являются:

– формирование у школьников общих представлений о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

– формирование у школьников морально-этических ценностных основ и мотивации антикоррупционного поведения;

– формирование у школьников комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.

Как обеспечить антикоррупционное воспитание средствами учебных предметов, какое содержание «работает» на формирование антикоррупционного мировоззрения школьников, как оценить результативность воспитательных и образовательных методов? Эти вопросы являются актуальными для учителей-предметников. В качестве отправной точки можно выделить следующее условие – установление межпредметных связей, главная задача которых обеспечить последовательность в формировании научных знаний, мировоззрения учащихся, способов деятельности. Реализация межпредметной интеграции при изучении вопросов коррупции и противодействия ей на различных уровнях служит не только углублению, обобщению, систематизации знаний школьников, но и оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности, формирование общеучебных умений, самостоятельность мышления, развитие личностного интереса к предмету.

Отсутствие системного мышления у подрастающего поколения стало одной из основных трудностей современной школы. Частой проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю предметов социально-гуманитарного цикла является неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью, использовать те знания, которые стали известны им из курсов истории, обществознания, права, экономики, литературы, ОБЖ и пр. В соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода задачей современной школы становится развитие гармоничной личности, обладающей не только набором знаний (предметные результаты), а именно системой реализуемых на практике умений, универсальных действий (метапредметные результаты). Поэтому необходимым условием отбора содержания к уроку становится межпредметная интеграция, практико-ориетированность и проблемность.

Основными формами, методами антикоррупционного воспитания и просвещения на уроках обществознания в основной школе можно считать ситуационный анализ, проблемные задачи, проектирование и проведение деловых игр, тренинги, практико-ориентированное обучение. Рассмотрим некоторые варианты организации деятельности учащихся и рекомендации по их реализации на уроках обществознания. Все рекомендуемые методы и предлагаемые задания были апробированы на экспериментальных площадках – уроках обществознания в VIII–IX кл. в ряде школ Москвы и Московской области.

Ситуационный анализ при изучении вопросов коррупции, ее истоков и методов борьбы с ней выступает в качестве своеобразного личностного мотиватора для учащихся, побуждающего не только к изучению темы, но и к развитию определенных учебных действий. Исходя из задач межпредметной интеграции, целесообразно в качестве условий проблемной ситуации предлагать сюжеты из различных школьных дисциплин – истории и литературы. Это позволяет не дублировать изучаемые вопросы, а встраивать новый материал в систему, четче определять причинно-следственные связи, давать аргументированные оценки действиям и событиям.

Так, обращение к произведениям русской литературы помогает школьникам оценить масштаб распространения явления коррупции в определенные исторические эпохи, увидеть отношение к нему в различных слоях общества. Важно обращать внимание на позицию авторов произведений – каждый из них изобличает, высмеивает или гневно порицает коррупционеров. Исторические сюжеты не только расширяют кругозор учащихся, но и позволяют оценить, сравнить правовые реалии прошлых эпох и современности.

Рассмотрим несколько примеров:

  1. Ситуация-проблема. «В царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 г. издал Указ “О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества», считая, что подарки или какие-либо приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления”.

Задания: Знаете ли вы, как сегодня обстоит дело с возможностью чиновникам брать подарки? Найдите документ, регламентирующий получение подарков чиновниками. Как вы считаете, подарки чиновникам – это всегда взятка?

  1. Ситуация-оценка. «Для борьбы с казнокрадством на местах Петр I отряжал в волости своих комиссаров, однако часто и сами царские уполномоченные оказывались нечисты на руку. Так, в 1725 г. за казнокрадство и взятки были повешены комиссары Арцибашев, Баранов, Волоцкий. Казнены они были в волостях, где занимались мздоимством».

Задания: Как вам кажется, является ли такое наказание соразмерным совершенному преступлению? Какие виды современных наказаний за коррупцию вы считаете справедливыми и заслуженными? Обоснуйте свое мнение.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2020 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*