Контент


Содержание журнала № 2 2020

Колонка главного редактора

Интервью с академиком В.А. Тишковым.
Интервью с академиком В.А. Тишковым о школьном историческом образовании.
Ключевые слова: интервью, учебник истории, региональная история.

Актуальная тема: Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию

И.В. Крутова. Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию (задание 29): структура и алгоритм написания.
В статье рассматриваются критерии, возможная структура и алгоритм написания экзаменационного мини-сочинения по обществознанию. Приводятся конкретные примеры авторских высказываний и возможные варианты организации работы с ними.
Ключевые слова: ЕГЭ по обществознанию, мини-сочинение, методика обучения обществознанию.

История и обществоведение

Р.В. Пазин. Ересь «жидовствующих» в религиозных и политических спорах нестяжателей и иосифлян конца XV — начала XVI века.
В статье раскрываются религиозные и политические споры нестяжателей и иосифлян, а также показано, какую роль в них сыграла ересь «жидовствующих».
Ключевые слова: ересь, иосифляне, нестяжатели.

Е.В. Курапина. Историческая реконструкция как социально-культурный феномен.
В данной статье рассматриваются научные подходы к определению понятия «историческая реконструкция» как многофункциональной формы досуга современной молодежи. Актуализируется проблема целенаправленного использования исторических реконструкций в виде эффективного средства в процессе патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: историческая реконструкция, социально-культурное движение, исторический фестиваль.

К.Д. Гуляева, Д.В. Шмуратко. Есть такая профессия архивный педагог? (обзор мирового опыта архивной педагогики).
В статье представлен обзор мировой практики взаимодействия архивов и образовательных учреждений. Обозначены процессы, ставшие основой формирования нового направления в педагогической науке — архивной педагогики. Раскрыто содержание профессии архивный педагог. Для российских школ архивная педагогика может стать эффективным инструментом реализации требований нового ФГОС.
Ключевые слова: зарубежный опыт, образование, архивная педагогика, архивный учитель, архивный педагог, образовательная деятельность архива.

Методика

М.А. Артамонов. Формирование у учашихся межкурсовых причинно-следственных связей на уроках истории через работу с историческим источником.
Статья посвящена проблеме формирования у учащихся причинно-следственных связей на уроках истории. Рассматриваются типичные проблемы формирования причинно-следственных связей и предлагается работа по их формированию через использование на уроке исторического источника.
Ключевые слова: причинно-следственные связи, исторический источник, общественно-историческое развитие.

О.Н. Шапарина. Сочетание игровых заданий и межпредметных связей на современном уроке истории.
В статье рассматривается актуальность применения межпредметных связей на современном уроке истории, предлагаются виды заданий на формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся, показывается роль ребусов, кроссвордов, анаграмм, игровых технологий в процессе обучения школьников.
Ключевые слова: игровые технологии, ребусы, кроссворды, деятельностный подход, урок истории, художественная литература, межпредметные связи.

Т.А. Полковникова. Возможности преподавания истории Холокоста в образовательном пространстве современной петербургской школы (из опыта работы).
Автор рассматривает проблему преподавания истории Холокоста в образовательном пространстве современной школы, приводит описание основных направлений и возможных форм работы по данной теме, анализирует необходимость изучения данной темы современными школьниками.
Ключевые слова: Холокост, Аушвиц, Освенцим, дневники, памятные даты, преподавание, личностное осмысление истории, проектная деятельность учащихся.

Р.И. Попов. Дидактическая игра «Гроза двенадцатого года…»
Данная публикация содержит описание организации дидактической игры, посвященной событиям Отечественной войны 1812 г. Методика подготовки и проведения игры прошла успешную апробацию и на ее содержание можно опираться при разработке дидактических игр учителям истории и классным руководителям во внеурочной практике.
Ключевые слова: дидактическая игра, преподавание, история, школа.

Среди книг журналов и сайтов

А.С. Чернышёв. Книга А.А. Фокина «»Коммунизм не за горами». Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960 годов».
Рецензия содержит подробный обзор монографии доцента кафедры России и зарубежных стран Челябинского государственного университета А.А. Фокина в контексте новейшей историографии по периоду хрущевской «оттепели».
Ключевые слова: историография, история СССР, коммунизм, советология, Оттепель, 1960-е годы, хрущевская оттепель.

Труды молодых ученых

А.С. Одиноков. Ближневосточный треугольник: Россия — Турция — Иран.
В статье рассматривается новый формат стратегического взаимодействия в рамках треугольника «Россия — Иран — Турция». Проведен анализ внешнеполитических интересов и целей России, Турции и Ирана в регионе Ближнего Востока. Особое внимание уделяется месту России в «ближневосточном треугольнике», в частности проанализированы факторы присутствия России в регионе Ближнего Востока и возможности взаимодействия с Турцией и Ираном.
Ключевые слова: ближневосточный треугольник, Российская Федерация, Исламская республика Иран, Турецкая республика, Сирия, региональные игроки, региональные лидеры, Ближневосточный регион, внешнеполитическая стратегия, согласование позиций, конфронтация, сотрудничество, трёхсторонний формат.

А.Ю. Нефедов. Белое движение и Польша: противостояние и взаимодействие.
Статья посвящена взаимоотношениям лидеров Белого движения с Польшей в годы Гражданской войны, в том числе анализируются попытки привлечения на сторону белогвардейцев Польского государства для борьбы с большевиками.
Ключевые слова: вооруженные силы Юга России; русификация; независимость; переговорный процесс; территориальная целостность; политическая напряженность.

Ч. Ку. Англо-русское соперничество в Иране в 1820-1850 годах ХIX века.
Статья повествует об исторических событиях первой половины XIX в., результатом которых стало укрепление позиций России в Иране, что было чрезвычайно важно как для умиротворения на Кавказе, так и для дальнейшего продвижения на Восток в условиях жесткого геополитического противостояния Англии.
Ключевые слова: Русско-Персидская война, Туркманчайский договор, Закавказье, Крымская война, англо-русское соперничество, Ост-Индийская компания, Средняя Азия, Эрзрумский договор.

А.Н. Яковлев. Гомстед-акт Авраама Линкольна как исторический опыт для реализации программы «Дальневосточный гектар».
В данной статье рассматривается Гомстед-акт США с точки зрения исторического опыта для реализации программы «Дальневосточный гектар».
Ключевые слова: Дальний Восток, сельское хозяйство, Гомстед-акт, США, фермер, освоение.

И.Н. Воропаева. Нарушения и коррекция письма у младших школьников с ОНР III уровня.
В статье произведен анализ нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня, выявлены специфические особенности дисграфических ошибок, характерные для учащихся младших классов, предложены методы коррекции по преодолению выявленных недостатков.
Ключевые слова: младшие школьники, общее недоразвитие речи III уровня, дисграфия, коррекция.

Опубликовано в Журнал в 2020 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*