Актуальная тема: Проектирование процесса обучения истории: научно-методические подходы
Н.Н. Лазукова. Проектирование процесса развития межпредметных умений в обучении истории.
Статья посвящена проблеме развития межпредметных умений в обучении истории. Она написана на основе научно-методических экспериментальных исследований.
Ключевые слова: межпредметные умения в обучении истории, межпредметные связи, поэтапное развитие умений, перенос умений.
Л.Н. Алексашкина. Раскрытие линии «человек в истории» как познавательный ресурс школьного курса.
В статье предложен научно-методический подход к проектированию процесса обучения на основе раскрытия линии «человек в истории».
Ключевые слова: содержательная линия, присутствие человека в истории, человек в оценках современников и потомков, познавательная деятельность школьников.
История и обществоведение
Е.А. Андреенко. Февраль 1917 года в России: выясняя закономерности, формируем навыки критического мышления.
В статье представлен авторский опыт изучения на школьных занятиях темы о закономерности Великой российской революции 1917 г. Данный опыт конкретизирует использование технологии проблемного обучения через анализ исторических источников.
Ключевые слова: причинная обусловленность революции 1917 года в России, анализ документов, технология проблемного обучения.
А.С. Дикун. Изучение деятельности купеческой династии Сибиряковых: региональный аспект.
Автор отмечает происходящие в современной науке изменения взглядов и точек зрений на купечество, его место и роль в жизни Сибири и России, представленные на основе изучения ранее не доступных или закрытых для использования источников.
Ключевые слова: региональная история, купцы, Сибиряковы, меценатство.
Методика
А.В. Ковалев. Идейное наследие просвещения в учебниках всеобщей истории.
В статье рассматривается содержание учебников истории для средней школы. Анализируется идейное наследие эпохи Просвещения. Автор акцентирует внимание на основных идеях английских и французских просветителей.
Ключевые слова: Просвещение, идеи, XVIII в., школьные учебники, изучение истории.
В.В. Гончаров. Роль визуальной коммуникации в формировании политического мировоззрения посредством школьных учебников (на примере учебника «Вчера и сегодня» в Республике Польша).
В данной статье рассматривается роль визуальной коммуникации в формировании политического мировоззрения учащихся посредством школьного учебника. Объектом исследования стали школьные учебники серии «Вчера и сегодня».
Ключевые слова: визуальная коммуникация, фрейминг, изображения, школьные учебники, Польша, консерватизм, историческая политика.
О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. День российской науки: методический сценарий.
Методический сценарий Дня российской науки представлен в статье как образовательное событие, открывающее школьникам путь к собственной проектной деятельности (исследованию).
Ключевые слова: День российской науки, Календарь образовательных событий, учебный проект, гражданское и патриотическое воспитание молодежи.
Сегодня в журнале — завтра на уроке
И.В. Крутова, Р.В. Пазин. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: материалы к уроку обществознания.
В публикации приводится таблица и схема с актуальным материалом для урока обществознания в старшей школе по теме «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».
Ключевые слова: таблицы и схемы, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, ЕГЭ.
ЕГЭ и ОГЭ
В.П. Киселёв. Тренинг по гражданскому праву в рамках подготовки к ЕГЭ.
Данный тренинг посвящен закреплению теоретических знаний по гражданскому праву в объеме, определенном школьным стандартом, а также необходимом для отработки умений, проверяемых на ЕГЭ.
Ключевые слова: гражданское право, ЕГЭ, тренинг.
Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. Картографический практикум по истории России: Смутное время.
В статье представлен набор заданий для работы с картами и схемами.
Ключевые слова: ЕГЭ, карты и схемы, межпредметные связи.
Труды молодых ученых
А.С. Одиноков. Отношения России и Турции в условиях сирийского кризиса.
В статье дается обзор отношений России и Турции во время сирийского кризиса. Делается вывод, что политика России и Турции должна реализовываться в разработке общей стратегии кризисного реагирования, охватывающей военные, экономические, гуманитарные и другие сферы стабильности и безопасности.
Ключевые слова: политика, Россия, Турция, Сирия, кризис, отношения.
М.В. Рычкова. Студенческие строительные отряды как феномен молодежной культуры 1980-х годов (на примере МГУ им. М.В. Ломоносова).
В статье рассматривается деятельность студенческих строительных отрядов МГУ им. М.В. Ломоносова в 1980-е годы. Описывается состав ССО, структура управления, финансирование. Особое внимание уделено работе не строительных отрядов как особого вида ССО.
Ключевые слова: студенческие строительные отряды, волонтерство, молодежная политика, студенчество, Московский университет.
О.Ю. Каменская. Владимир Афанасьевич Обручев: уникальный человек и исследователь. Горизонты возможного.
В статье рассматривается биография и профессиональная деятельность известного исследователя в области географии и геологии, педагога В.А. Обручева, уникальность которого заслуживает пристального внимания. Инновационный характер его подходов к научным исследованиям, педагогической деятельности, вклад в развитие жанра научной фантастики раскрывается автором при рассмотрении конкретных периодов жизни и деятельности ученого.
Ключевые слова: преподавание, история России ХХ в., церковно-государственные отношения.
И.А. Чернышев. Церковно-государственные отношения как критерий периодизации истории России на примере ХХ века.
В статье рассматривается проблема периодизации русской истории. В качестве критерия периодизации предлагается изменение церковно-государственных отношений. Данный метод применяется на курсе истории России в ХХ в.
Ключевые слова: преподавание, история России ХХ в., церковно-государственные отношения.
Д.В. Лобанов. Грузинская родовая геральдика в некрополе Донского монастыря.
Статья посвящена недостаточно изученной грузинской родовой геральдике, присутствующей на надгробных памятниках в некрополе Донского монастыря. Автор дает целый ряд уточнений в описание родовых гербов, более точную их атрибуцию.
Ключевые слова: Донской монастырь, некрополь, грузинская родовая геральдика, Сретенская церковь, надгробие.
Указатель статей, опубликованных в журнале в 2018 году.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.