Контент


Изучение темы «Экономические системы» на уроках обществознания: методическая разработка

И.В. Крутова, Р.В. Пазин

Одной из сложных обществоведческих тем в школе является тема «Экономические системы». С этой темой в существующем курсе обществознания школьники встречаются дважды: в основной школе (обычно в VIII кл.) и в старших классах. В помощь учителю для изучения данной темы предлагается содержательная методическая разработка.

Предметными целями при изучении темы могут быть:

– в VIII кл.: формирование представления об основных типах экономических систем; развитие умения использовать схему как источник информации; развитие умения сравнивать, делать выводы;

– в старших классах: формирование понятия «экономическая система»; на основе представлений о типах экономических систем формирование понятий о сущности каждой из экономических систем; подведение учащихся к пониманию плюсов и минусов различных экономических моделей; формирование умения выделять родовые и видовые, существенные и несущественные признаки понятия; развитие умения сравнивать, делать выводы.

При обращении к данной теме в VIII кл. наименее существенные характеристики типов экономических систем (характер отношений между производителем и потребителем, конкуренция) целесообразно пропустить. Также, говоря о последствиях, остановиться только на наиболее важных из них. В целом разработка ориентирована на старшеклассников1.

Начиная работу с содержательной частью темы, важно раскрыть суть понятия «экономическая система»2. Это достаточно сложное и абстрактное понятие даже для старшеклассников. Поэтому, чтобы исключить механическое заучивание определения, необходимо сформировать представление об изучаемом явлении. Например, уместно в форме решения кейса представить возможные способы, принципы распределения ограниченных ресурсов (например, питания из общего котла в условиях оказавшейся на необитаемом острове группы людей). Этот же кейс можно использовать как мотивационную основу урока, скорректировав условия его включения в урок. Возможно использование и других методических приемов. Главное, чтобы школьники сделали вывод, что ограниченные ресурсы возможно делить между людьми по-разному, основываясь на различных принципах, механизмах (на основе традиций, поровну, на основе конкуренции, на основе конкуренции с учетом интересов разных категорий людей).

Одним из важнейших критериев типа экономической системы является форма собственности. Для уяснения этого ключевого признака может быть использована схема «Распределение собственности при разных типах экономических систем». Целесообразна организация познавательной работы по схеме, нацеленная на формирование умения использовать схему как источник информации.

Следующий содержательный этап темы – характеристика непосредственно различных типов экономических систем. Здесь организовать работу целесообразно на основе использования сравнительной тематической таблицы (см. приложение). Первоначально следует работать отдельно над формированием представления о каждом типе экономической системы. Делать это возможно на основе текста учебника, документа, устного описания учителя. Возможно привлечение наглядности, использование элементов беседы с опорой на имеющиеся исторические знания у школьников. Главное, чтобы в сознании ученика в итоге возник зрительный образ того, что представляет собой определенный тип экономической системы. После того, как такой образ создан, в старших классах важно выйти на понятийный уровень. Для этого заполняется предложенная таблица (один столбик по вертикали), т. е. целесообразно вначале использовать таблицу не как сравнительную, а как тематическую. Таблица может заполняться посредством применения приема обобщающей беседы или самостоятельной организации работы с текстом. При работе с сильными школьниками возможно, чтобы критерии сравнения были не предложены заранее, а выделялись ими самостоятельно или под руководством учителя. Затем, в ходе обобщающей беседы совместно со школьниками, важно выделить родовой признак понятия и наиболее существенные видовые признаки3. В VIII кл. достаточно просто ограничиться фиксированием признаков, не формулируя определения понятия (работать с понятием на уровне термина (слова) и представления о его содержании). После разбора первого типа экономической системы следует перейти ко второму, третьему, четвертому.

Для четкого усвоения различий между рыночной и смешанной экономикой, смешанной и командной желательно сравнить эти типы экономик (на основе сравнительной таблицы – строки по горизонтали), выявив общее и различное.

Содержательное закрепление учебного материала можно начать с выявления достоинств и недостатков различных экономических систем. Сделать это можно в ходе эвристической беседы или организации самостоятельной работы школьников.

Для закрепления содержания темы рекомендуется проработать со школьниками учебный материал на разных уровнях: а) репродуктивном (актуально и для VIII, и для XI кл.), б) преобразующем (актуально и для VIII, и для XI кл.), в) творческом (актуально для XI кл.). Рекомендуется выполнение заданий формата ЕГЭ / ОГЭ первой и второй части.

Примерами заданий преобразующего уровня могут быть:

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2019 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*