Контент


Содержание журнала № 8 2009

Аннотация №8, 2009

Актуальная тема: Государственные стандарты

(Go to English version)

Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности.

Материал посвящен содержательным аспектам нового государственного образовательного стандарта, а также основным вопросам, связанным с ним.

Ключевые слова: образование, государство, новый, стандарт, изменения.


История и обществознание


И.В. Кучерук. Американский менталитет – вчера и сегодня

В статье рассматриваются основообразующие элементы американского менталитета, история их формирования, внешние факторы, оказывающие на них воздействие.

Ключевые слова: менталитет, мессианизм, индивидуализм, история США, миграция.


И.И. Назипов. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями

В статье приведены  аргументы в пользу того, что власть ханов Улуса Джучи над русскими землями была легитимной. Это значит, она воспринималась как законная. В представлениях того времени о законности, как о Божьем промысле в делах земных. Если власть была законной, то этой власти, человек подчиняться, обязан был не за страх, а за совесть. Во многом этим объясняется длительный срок подчинения русских земель ханам, недостаточная активность Руси в борьбе за независимость. Аргументы построены в основном на анализе источников, в которых сами современники событий своими высказываниями и поведением доказывают гипотезу о легитимности власти ханов Улуса над русскими землями.

Ключевые слова: политическая власть, Орда, летописи, царь, русские земли, легитимность.


Методика


Ю.А. Кожин. Становление доктрины правового образования школьников в современной России

В статье рассматриваются основные этапы формирования доктрины правового образования в российской школе, ее содержательные компоненты.

Ключевые слова: право, правовое образование, доктрина.


Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Словарь понятий и терминов исторического образования

Авторы представляют современную трактовку основных методических понятий и терминов, активно используемых в разработках и исследованиях.

Ключевые слова: словарь, термины, история.


А.В. Лукутин. Эссе о коварности любви…

Автор материала размышляет на темы воспитания патриотизма на уроках истории и новых учебников по новейшей истории России.

Ключевые слова: школьное историческое образование, учебники по истории, воспитание патриотизма.


Зарубежный опыт


В.В. Гончаров. Формирование новой исторической памяти переселенцев через школьное историческое образование: польский опыт

Материал анализирует польский опыт формирования новой исторической памяти, продвижения тех идей, которые способствовали становлению национальной самоидентификации переселенцев.

Ключевые слова: Германия, Польша, школьные учебники.


ЕГЭ


С.А. Фомин. Схемы и задания по началу раздробленности и монголо-татарскому нашествию для подготовки к части С ЕГЭ

Методическая разработка нацелена на обеспечение подготовки выпускников к части С Единого государственного экзамена. Авторы разработали модель подготовки на основе схем и емких текстовых комментариев к ним.

Ключевые слова: схема, символика, раздробленность, монголо-татарское нашествие.


Сегодня в журнале – завтра на уроке


Е.В. Кололеева. Поэмы Гомера и религия древних греков (урок повторения и обобщения в V классе)

Методическая разработка посвящена использованию эпических поэм Гомера на уроках истории в 5 классе с целью повторения и обобщения материала.

Ключевые слова: урок, Древняя Греция, мифы, Гомер.


Ю.Г. Гаврилина. Народные ополчения и выход из Смуты (урок групповой работы в VII классе)

Методическая разработка посвящена организации работы в группах при изучении роли народных ополчений темы «Смутное время».

Ключевые слова: групповая работа, Смутное время, методика.


О.Н. Камакин. Экономическая деятельность подростков (урок обществознания в VI классе)

Методическая разработка посвящена организации урока обществознания для 6 класса по теме «Экономическая деятельность подростков»

Ключевые слова: урок, предпринимательство, молодежная экономика.


Труды молодых ученых


О.Е. Назарьева. Проблемы в народном образовании в начале ХХ века

В статье кратко рассматриваются основные проблемы в народном образовании в России начала XX века.

Ключевые слова: революция, народное образование, политическая партия, общественная организация, каде­ты, начальное образование, училище, высшая школа, ре­формы просвещения, Временное правительство, педаго­гический состав, дискуссия.


А.Ю. Гаврилов. Меньшевистская эмиграция и переосмысление итогов российских революций первой четверти ХХ в. (к постановке проблемы)

Автор статьи определяет основные проблемные позиции темы меньшевистской эмиграции и переосмыслении российских революций первой четверти ХХ в.

Ключевые слова: партия меньшевиков, Октябрьская революция, национал-большевизм, белая эмиграция.


П.А. Северинец. Советская агитация в Прибалтийских республиках в 1940–1941 годах

Автор статьи обратился к сложному и  малоизученному вопросу проведения советской агитационно-массовой работы в Латвии, Литве и Эстонии в 1940-1941 годах. Долгое время вопросы агитационной работы в странах Балтии практически не изучались, поскольку не соответствовали конъектуре общественного и политического развития. Тем не менее автору удалось выделить опыт проведения советских политических кампаний и  выявить местные особенности агитационной работы, а также отметить недостатки работы с населением, которые ярко проявились в условиях начавшейся вскоре Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: советская агитация, пропаганда, прибалтийские республики, канун Великой Отечественной войны.


Также в номере:

  • Фундаментальное ядро содержания истории и обществознания (проект)
  • Изменения в ЕГЭ в 2010 г.
  • Письмо в номер: Е.В. Трифонова. Недостающий камень в фундамент исторического образования
  • Скотный двор – 2
  • Среди книг и журналов: Новое качественное пособие по гражданскому образованию
  • Новости науки. Древняя Русь

Опубликовано в Журнал в 2009 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*