Аннотация №8, 2009
Актуальная тема: Государственные стандарты
Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности.
Материал посвящен содержательным аспектам нового государственного образовательного стандарта, а также основным вопросам, связанным с ним.
Ключевые слова: образование, государство, новый, стандарт, изменения.
История и обществознание
И.В. Кучерук. Американский менталитет – вчера и сегодня
В статье рассматриваются основообразующие элементы американского менталитета, история их формирования, внешние факторы, оказывающие на них воздействие.
Ключевые слова: менталитет, мессианизм, индивидуализм, история США, миграция.
И.И. Назипов. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями
В статье приведены аргументы в пользу того, что власть ханов Улуса Джучи над русскими землями была легитимной. Это значит, она воспринималась как законная. В представлениях того времени о законности, как о Божьем промысле в делах земных. Если власть была законной, то этой власти, человек подчиняться, обязан был не за страх, а за совесть. Во многом этим объясняется длительный срок подчинения русских земель ханам, недостаточная активность Руси в борьбе за независимость. Аргументы построены в основном на анализе источников, в которых сами современники событий своими высказываниями и поведением доказывают гипотезу о легитимности власти ханов Улуса над русскими землями.
Ключевые слова: политическая власть, Орда, летописи, царь, русские земли, легитимность.
Методика
Ю.А. Кожин. Становление доктрины правового образования школьников в современной России
В статье рассматриваются основные этапы формирования доктрины правового образования в российской школе, ее содержательные компоненты.
Ключевые слова: право, правовое образование, доктрина.
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Словарь понятий и терминов исторического образования
Авторы представляют современную трактовку основных методических понятий и терминов, активно используемых в разработках и исследованиях.
Ключевые слова: словарь, термины, история.
А.В. Лукутин. Эссе о коварности любви…
Автор материала размышляет на темы воспитания патриотизма на уроках истории и новых учебников по новейшей истории России.
Ключевые слова: школьное историческое образование, учебники по истории, воспитание патриотизма.
Зарубежный опыт
В.В. Гончаров. Формирование новой исторической памяти переселенцев через школьное историческое образование: польский опыт
Материал анализирует польский опыт формирования новой исторической памяти, продвижения тех идей, которые способствовали становлению национальной самоидентификации переселенцев.
Ключевые слова: Германия, Польша, школьные учебники.
ЕГЭ
С.А. Фомин. Схемы и задания по началу раздробленности и монголо-татарскому нашествию для подготовки к части С ЕГЭ
Методическая разработка нацелена на обеспечение подготовки выпускников к части С Единого государственного экзамена. Авторы разработали модель подготовки на основе схем и емких текстовых комментариев к ним.
Ключевые слова: схема, символика, раздробленность, монголо-татарское нашествие.
Сегодня в журнале – завтра на уроке
Е.В. Кололеева. Поэмы Гомера и религия древних греков (урок повторения и обобщения в V классе)
Методическая разработка посвящена использованию эпических поэм Гомера на уроках истории в 5 классе с целью повторения и обобщения материала.
Ключевые слова: урок, Древняя Греция, мифы, Гомер.
Ю.Г. Гаврилина. Народные ополчения и выход из Смуты (урок групповой работы в VII классе)
Методическая разработка посвящена организации работы в группах при изучении роли народных ополчений темы «Смутное время».
Ключевые слова: групповая работа, Смутное время, методика.
О.Н. Камакин. Экономическая деятельность подростков (урок обществознания в VI классе)
Методическая разработка посвящена организации урока обществознания для 6 класса по теме «Экономическая деятельность подростков»
Ключевые слова: урок, предпринимательство, молодежная экономика.
Труды молодых ученых
О.Е. Назарьева. Проблемы в народном образовании в начале ХХ века
В статье кратко рассматриваются основные проблемы в народном образовании в России начала XX века.
Ключевые слова: революция, народное образование, политическая партия, общественная организация, кадеты, начальное образование, училище, высшая школа, реформы просвещения, Временное правительство, педагогический состав, дискуссия.
А.Ю. Гаврилов. Меньшевистская эмиграция и переосмысление итогов российских революций первой четверти ХХ в. (к постановке проблемы)
Автор статьи определяет основные проблемные позиции темы меньшевистской эмиграции и переосмыслении российских революций первой четверти ХХ в.
Ключевые слова: партия меньшевиков, Октябрьская революция, национал-большевизм, белая эмиграция.
П.А. Северинец. Советская агитация в Прибалтийских республиках в 1940–1941 годах
Автор статьи обратился к сложному и малоизученному вопросу проведения советской агитационно-массовой работы в Латвии, Литве и Эстонии в 1940-1941 годах. Долгое время вопросы агитационной работы в странах Балтии практически не изучались, поскольку не соответствовали конъектуре общественного и политического развития. Тем не менее автору удалось выделить опыт проведения советских политических кампаний и выявить местные особенности агитационной работы, а также отметить недостатки работы с населением, которые ярко проявились в условиях начавшейся вскоре Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: советская агитация, пропаганда, прибалтийские республики, канун Великой Отечественной войны.
Также в номере:
- Фундаментальное ядро содержания истории и обществознания (проект)
- Изменения в ЕГЭ в 2010 г.
- Письмо в номер: Е.В. Трифонова. Недостающий камень в фундамент исторического образования
- Скотный двор – 2
- Среди книг и журналов: Новое качественное пособие по гражданскому образованию
- Новости науки. Древняя Русь
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.