Контент


Методические рекомендации для начинающего учителя истории

Ирина Владимировна Крутова – кандидат педагогических наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Одной из актуальных проблем современного образования стало старение педагогических коллективов школ. Обращает на себя внимание и тот факт, что нередко выпускники вузов, начиная работать учителями в школе, покидают ее в течение одного-двух последующих лет. Кроме причин социально-экономического, психологического характера и прочих, можно обозначить и проблему методической подготовки молодого специалиста к осуществлению деятельности учителя-предметника. Большой опыт руководства педагогической практикой студентов старших курсов и магистрантов Волгоградского государственного социально-педагогического университета в роли методиста и учителя позволил нам обозначить ряд актуальных методических рекомендаций для начинающего свою профессиональную деятельность учителя истории. Данные рекомендации не представляют собой обобщения систематического курса методики преподавания истории, а лишь акцентируют внимание на наиболее часто встречающихся в практике проблемных аспектах работы молодого педагога.

Одной из основных проблем для начинающего учителя нередко становится проблема дисциплины в классе. Причины плохой дисциплины на уроке могут быть различны, и не все они связаны с методической стороной преподавания предмета. Часть из них требует разрешения с привлечением родителей, специальных служб школы. Но есть проблемы и методического плана. Мы отметим лишь некоторые из дидактических аспектов, которые требуют внимания учителя-предметника.

Дисциплина начинается с конкретности требований и контроля за их выполнением. Важно очень четко объяснить школьникам свои требования и следить за их соблюдением каждым учеником. Игнорирование требований даже одним учеником и невнимание к этому со стороны учителя – сигнал для других школьников, что такая модель поведения возможна и, причем, необязательно применительно только к данному требованию. Как правило, чем слабее класс, тем эти вопросы встают более остро. Вначале урока дети должны успокоиться после перемены, настроиться на занятие, только после этого урок можно начинать. Особенно на первых уроках важно обращать особое внимание на поведение учеников, не бояться потратить на это дополнительное время. Лучше что-то не успеть, чем потерять смысл всего урока из-за плохой дисциплины. Желательно закладывать время на организационные вопросы при планировании урока, если в этом есть необходимость. При этом при всей строгости требований следует не забывать о важности доброжелательной атмосферы на уроке, способствующей позитивному отношению школьника к обучению.

Важно методически грамотно планировать урок. Из общих рекомендаций:

  • использование разнообразных видов деятельности, что позволяет переключать внимание, активность школьника, делает работу ученика на уроке более интересной и менее утомительной;
  • подбор ярких и конкретных образов при формировании исторических представлений;
  • доступность изложения;
  • активизация внимания при опросе;
  • понятное школьникам формулирование вопросов и заданий;
  • владение техникой применения методических приемов – необязательно использовать сразу вначале профессиональной деятельности сложные методические приемы, стоит сначала отрабатывать применение более простых;
  • внимание к занятости каждого ученика на всех этапах урока – даже один незадействованный в учебной деятельности школьник может стать источником серьезных проблем с дисциплиной.

Важно, чтобы ход урока соответствовал заранее разработанному конспекту. Не стоит отвлекать детей на уроке посторонними разговорами, шутками, отходить от запланированного содержания урока. Для того, чтобы это позволить, нужно быть уверенным в себе и иметь серьезный опыт взаимодействия со школьниками, которого у начинающего педагога, как правило, еще крайне мало. Однако надо понимать, что не все на уроке может пойти по плану. Могут быть непредвиденные ответы, вопросы учеников, не всегда удается точно спланировать время и др. Поэтому надо иметь ввиду и возможные альтернативные задания, вопросы и пр. Если есть риск срыва урока из-за отсутствия техники, карт и прочего, имеет смысл также заранее спланировать альтернативные варианты работы.

Эффективность обучения школьников во многом определяет умение учителя спроектировать учебную деятельность на перспективу (хотя бы учебный год) и на конкретный урок. Потому представляется уместным обратить внимание на тематическое планирование курса истории и поэтапное планирование конкретного урока.

Вначале обратимся к вопросу тематического планирования, которое является частью рабочей программы учителя. Часто учителя воспринимают его весьма формально, используя подготовленные кем-то формы таблицы. Вместе с тем, для начинающего учителя видение перспектив развертывания учебного содержания во времени очень важно. Именно такое планирование позволяет выделить опорные уроки для формирования тех или иных умений, раскрытия различных признаков общеисторических и социологических понятий, работа с которыми растягивается на ряд уроков или даже курсов (государство, цивилизация и др.), реализации воспитательной составляющей предмета. При планировании работы на перспективу важно учитывать и требования ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Для собственного понимания траектории своей работы можно использовать следующую форму планирования:

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2019 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*