Главный редактор И.И. Баринова, доктор педагогических наук, профессор.
Журнал выходит 10 раз в год (кроме июня и июля). Индексируется в РИНЦ.
E-mail: geoeco21@rambler.ru
Оформить подписку можно:
1. По каталогу агентства «Почта России» в каждом почтовом отделении РФ.
Подписной индекс: ПП399 – индекс для индивидуальных подписчиков. Или на сайте Почты России по ссылке: https://podpiska.pochta.ru/press/ПП399
2. Подписка через группу компаний «Урал-Пресс».
– Найдите представительство в своём регионе: http://ural-press.ru/contact
– Отправьте заявку на подписку по факсу или электронной почте в ваше региональное подразделение «Урал-Пресс», указав название «География и экология в школе XXI века».
– Вам будет назначен персональный менеджер, который оформит документы и
ответит на все вопросы.
– Все документы и выписанные издания курьер доставит вам в офис.
Сайт: http://ural-press.ru
Телефон: +7 (343) 226-08- 01
Почта: info@ural-press.ru
3. ООО «ИВИС» (www.ivis.ru). Подписка на журнал в электронном виде для юридических лиц (оплата по б/н расчету с пакетом документов).
Для оформления подписки необходимо позвонить по тел. 8 (495) 777-65-57 или 8 (495) 777-65-58 или направить соответствующее письмо в произвольной форме на адрес электронной почты sales@ivis.ru
НОМЕР 2-2023
География и экология
С.С. Зорин. Русский живописец-баталист Василий Верещагин.
Василий Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами.
Ключевые слова: художник-баталист Василий Верещагин, «Апофеоз войны», Туркестан, Индия, Балканская кампания, Палестина, русский сериал об Отечественная война 1812 года.
Арктический туризм: острова русской Арктики.
Обзорный материал по теме Арктики и эксклюзивного туризма в эту область.
Ключевые слова: арктический туризм, север, вечная мерзлота.
Теория и методика обучения и воспитания
Т.Г. Алексеева. Из опыта организации дистанционного обучения в БГПУ.
Авторский взгляд на особенности современных технологий обучения студентов в сравнении с традиционными подходами.
Ключевые слова: технологии современные и традиционные,дистанционность, модульность, открытость, гибкость, модифицированность.
И.С. Баранова, Д.Н. Липухин. Особенности формирования компетенций в географическом образовании.
Авторы достаточно подробно рассмотрели проблему формирования компетенций в географическом образовании.
Ключевые слова: компетентность, виды и классификация компетенций, междисциплинарный подход, профессионально-специализированная компетентность.
Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя. Географическая культура и функциональная грамотность обучающихся: взаимосвязь и преемственность понятий.
Авторы рассматривают понятие «функциональной грамотности личности» в контексте современных требований к географическому образованию.
Ключевые слова: функциональная грамотность, географическая культура, геокультурный опыт личности, практическая направленность обучения.
М.А. Воронина, Е.В. Деревцова, К.Ю. Романова. Научное и методическое наследие Н.Н. Баранского: диалог студентов и школьников.
Авторы предлагают анализ научного наследия крупнейших представителей отечественной географии, особенно подробно показывая вклад Н.Н. Баранского в развитие географической науки.
Ключевые слова: представители отечественной географии, труды Н.Н. Баранского, природно-ресурсный потенциал, экономичкеский район, ЭГП, территориальное разделение труда.
А.Е. Державина, И.С. Синицын. Дидактический потенциал технологии web-квестов при изучении регионов России в курсе географии 9класса.
Авторы представили опыт использования технологии веб-квестов при изучении регионов России на примере Дальнего Востока.
Ключевые слова: цифровизация, технология веб-квестов, деятельность учащихся, компетенции, регионы России.
Н.А. Иванищева. Формирующее оценивание в достижении личностных рузультатов обучающихся.
Представлен интересный опыт применения формирующего оценивания в достижении личностных образовательных результатов обучающихся.
Ключевые слова: личностные результаты образования, формирующее оценивание, базовые принципы оценивания.
А.В. Карпенко. Кейс-технология как средство повышения качества географического образования в вузе.
Автор представляет подробную методику преименения кейс-технологии в процессе обучения.
Ключевые слова: кейс-технология, проблемно-ситуационный анализ, идеи технологии, этапы реализации кейс-технологии.
Г.В. Козлова. Дисциплина «Методы географической науки в школьном образовании» как условие формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.
Автор представляет интересный опыт изучения методов географической науки в школьном образовании в рамках специальной дисциплины.
Ключевые слова: методы географических исследований, профессиональные компетенции будущих педагогов, значение специальной дисциплины для повышения качества обучения.
О.П. Лукашова. О дополнительной общеобразовательной программе «География. Шаг в науку».
Автор представляет опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы «География. Шаг в науку», основной задачей которой является подготовка школьников к олимпиадам, развитие и углубление предметных и межпредметных знаний.
Ключевые слова: дополнительная образовательная программа, центр поддержки одаренных детей «Успех», направления работы, разноуровненвые задания.
В.В. Николина. Географические ценности как фундамент географической культуры личности.
Автор рассматривает понятие «географическая культура» как одно из важных составляющих формирования географических ценностей.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, географическая культура, социокультурное ориентирование, осознание ответственности перед будущими поколениями.
А.Г. Пухова, С.Г. Толкунова. Портфолио как средство оценивания исследовательской деятельности обучающихся в курсе «География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс».
Авторы рассматривают современные подходы к контрольно-оценочной системе в контексте требований ФГОС ООО.
Ключевые слова: портфолио, функции портфолио, сочетание личностного и системно-деятельностго подходов.
Ю.С. Репринцева. Проектирование модели смешанного обучения в реализации программ естественно-научного профиля.
Рссмотрены наиболее распространенные в сфере образования зарубежной школы педагогические модели обучения.
Ключевые слова: педагогические модели обучения,смешанное обучение,естественно-научный профиль, модель смешанного обучения дифференцированного типа.
О.А. Рогова. Возможности внеурочной деятельности по географии в достижении планируемых образовательных результатов.
Рассмотрены возможности внеурочной деятельности для достижения планируемых образовательных результатов по географии.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, краеведческий подход, экскурсионно-музейная деятельность.
М.С. Смирнова. Формирование функциональной грамотности обучающихся при изучении естественно-научных дисциплин.
Автор рассматривает важность решения проблемы формирования функциональной грамотности школьников при изучении естественно-научных дисциплин.
Ключевые слова: функциональная грамотность, компоненты функциональной грамотности, проблемное обучение, кес-технологии.
А.Д. Ступникова. Роль школьного географического образования в формировании экологической культуры человека.
Автор рассматривает роль школьного географического образования в формировании экологической культуры человека.
Ключевые слова: социальный заказ, экологическая культура, компоненты экологической культуры, экологическое образование и воспитание.
В.Г. Суслов. Проектирование современного урока географии (из опыта учителей Санкт-Петербурга).
Представлен опыт работы учителей Санкт-Петербурга по проектированию современного урока,изложенный в учебном пособии для учителя «Проектная деятельность учителя географии.Проектирование урока».
Ключевые слова: новая типология уроков, проектирование современного урока, ведущие ориентиры современного урока.
НОМЕР 1-2023
Колонка главного редактора
И.И. Баринова. 2023 год — Год педагога и наставника.
Обращение главного редактора журнала к подписчикам.
География и экология
В.А. Горбанев. Природно-ресурсный потенциал развития хозяйства.
В статье представлена обстоятельная характеристика природных ресурсов, дана их классификация, показана ресурсообеспеченность разных стран мира.
Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, классификация природных ресурсов, альтернативные источники энергии, ресурсосбережение.
А.Э. Юницкий. Цивилизационная ёмкость космического дома по имени Планета Земли.
Вопросы глобальных проблем современности и устойчивого развития нашей земной техногенной человеческой цивилизации всегда волновали прогрессивные умы.
Ключевые слова: биосфера, техносфера, техногенная человеческая цивилизация, глобальные проблемы, хозяйственная ёмкость биосферы, пределы роста, социум, духовное развитие, диджитализация, десоциализация, деиндустриализация, декарбонизация.
Последствия изменения климата в районах распространения многолетнемерзлых пород.
Обзорный материал об изменениях климата и многолетнемерзлых пород в разных частях земного шара.
Ключевые слова: вечная мерзлота, парниковые газы, изменение климата, разломы земной коры.
Е.В. Кузнецов. Оценка электромагнитного загрязнения густонаселенного района города Москвы.
В работе выявлены уровни электромагнитного излучения различной частоты и произведена их оценка на основе санитарно-эпидемиологических правил и норм. Установлен характер размещения и распространения электромагнитных волн различного генезиса.
Ключевые слова: физическое загрязнение, электромагнитное излучение, оценка городской среды, распространение электромагнитных волн.
Теория и методика обучения и воспитания
II Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель географии России-2022».
Ключевые слова: лучший учитель географии, Миниский университет, 2022 год.
В.В. Николина. Современные технологии географического образования.
Автор подробно рассматривает современные технологии географического образования, выделяя среди них 12 групп, показывая значение каждой из них в процессе обучения и воспитания.
Ключевые слова: технология, группы технологий, их особенности, методика применения современных технологий.
Ю.С. Репринцева. Учебные задания экологического содержания в курсе географии 8 класса.
Автор предлагает примеры практических задания для реализации целей экологического образования школьников.
Ключевые слова: учебные задания, экология, школьный курс географии.
Б.М. Абдурахмонов. Методическая система формирования географической культуры.
В статье представлен интересный авторский опыт разработки и реализации в практике работы школ Республики Узбекистан методической системы формирования географической культуры.
Ключевые слова: методическая система, географическая культура, современные технологии, комплексное формирование всех компонентов географической культуры.
Ю.В. Куликова. За что я люблю Россию?
Эссе на тему патриотизма и любви к Родине.
Ключевые слова: Россия, любовь к Родине, патриотизм.
О.В. Ильченко. Об изучении туристских ресурсов России.
В статье рассматриваются взаимоотношения географии и туризма актуальность изучения туристских ресурсов России для достижения планируемых образовательных результатов в курсе «География России».
Ключевые слова: туристские ресурсы, рекреационная география, туризм, география России, развитие личности обучающегося, познавательная деятельность.
Информируем читателей
Приглашаем принять участие
Всероссийский конкурс «Я — Учитель ХХI века».
Ключевые слова: Всероссийский конкурс, учитель XXI века, номинации.
НОМЕР 10-2022
География и экология
В.М. Манусов. Влияние религиозных систем на развитие экономики отдельных регионов и стран.
Дан глубокий анализ влияния религиозных систем на развитие экономики на примере протестантизма и старообрядчества.
Е.М. Марков. Значение и пути развития малых городов в Программе ространственного развития России.
Автор статьи поднимает весьма актуальный вопрос о развитии малых городов России в свете Программы пространственного развития страны.
С.С. Зорин. Экологический социализм академика Н.Н. Моисеева.
В 1998 г. в докладе «Экологический социализм», академик Н.Н. Моисеев заявил о принципиальной неспособности ООН и национальных политических институтов, бизнеса и обслуживающего их экспертного сообщества найти решение важнейших проблем человечества.
Теория и методика обучения и воспитания
А.А. Лобжанидзе, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, В.В. Барабанов. Результаты использования новой модели КИМ ЕГЭ по географии 2022 года.
Эксперты ЕГЭ подробно рассказываю об особенностях новой модели КИМ ЕГЭ по географии 2022 года, отмечают типичные ошибки и их причины, характеризуют качество результатов по всем заданиям.
А.В. Филинов. Урок «По пути В.К. Арсеньева (экспедиция 1902 года)».
Урок-путешествие по маршрутам В.К. Арсеньева, посвященный юбилею нашего выдающегося исследователя-путешественника.
Т.Г. Алексеева, А.В. Стефаненко. Развитие регулятивных универсальных учебных действий в процессе реализации проектной технологии.
Авторы подробно рассматривают организационно-педагогические условия успешной реализации проектной технологии в процессе развития регулятивных УУД обучающихся, критерии их оценки.
И.В. Федерко. Новогодний калейдоскоп: сценарий общешкольного мероприятия.
Автор предлагает оригинальный подход к организации новогоднего праздника в школе – знакомство с новогодними традициями различных народов нашей страны, проживающих в данном регионе.
Разгонова Юлия. Исследования качества воды озера Кандрыкуль.
Хватько Валентин. Песчаниковые морфоскульптуры долины Усени.
НОМЕР 9-2022
География и экология
Ю.Н. Гладкий. «Зеленая экономика» глазами географа.
Автор поднимает актуальные проблемы развития экономики мира и России, рассматривает различные подходы и мнения об использовании альтернативных источниках энергии.
Ключевые слова: зеленая экономика, зеленая энергетика, возобновляемая энергия, низкоуглеродное развитие, «экологический лохотрон», изменение климата.
В.Л. Мартынов, И.Е. Сазонова. Территориальное деление Северо-Запада России в прошлом и настоящем (окончание).
Описываются процессы трансформации системы административно-территориального деления Северо-Запада России на разных этапах его развития, характеризуется современное административно-территориальное деление.
Ключевые слова: Северо-Запад России, административно-территориальное, область, край, республика, район.
А.С. Мухин, Т.В. Васильева. Научное и педагогическое наследие Василия Григорьевича Васильева (к 100-летию со дня рождения).
В статье дан обстоятельный рассказ о жизни, научной и педагогической деятельности ученого географа и педагога В.Г.Васильева, о его научной наследии.
Ключевые слова: физическая география, картография, краеведческие атласы, организатор науки, защитник Отечества.
М.А. Воронина. Сростки Василия Шукшина.
Автор в обзорной статье рассказывает о своей поездке в деревню Сростки, родину В.М. Шукшина, актера, режиссера, писателя 1960 — середины 1970-х годов.
Ключевые слова: малая родина, В.М. Шукшин, деревня Сростки.
Теория и методика обучения и воспитания
В.Д. Сухоруков. Конструктологические основы географического образования.
В статье дан глубокий анализ предмета и значения географического образования, структуры и функциональных механизмов географического образования.
Ключевые слова: предмет, значение, познавательные процессы, ценностные императивы, организация географического образования.
И.М. Савкин, Д.И. Савкин. Русский чернозем: изучение, использование, охрана.
Обстоятельный рассказ об изучении русского чернозема, о роли Н.Н. Вавилова в открытии и изучении этого уникального типа почв, о необходимости бережного отношения к почве.
Ключевые слова: почва, факторы почвообразования, русский чернозём, использование и охрана почв, В.В. Докучаев.
А.В. Смирнова, С.Ю. Попова. Экскурсия «Комаровский берег» (методическая разработка).
Авторы знакомят читателей с интересным памятником природы «Комаровский берег», с которым связан одни из первых экологических маршрутов в окрестностях Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: памятник природы, уникальные черты памятника, экологическая тропа, правила поведения на экотропе.
Хабиб Эскейф. Особенности развития систем образования и содержания школьной географии в странах Арабского мира (Египет, Сирия, Саудовская Аравия).
Автор представил интересный материал о проблемах современного образования, в том числе и географического, в странах Aрабского мира на примере Сирии, Египта и Саудовской Аравии.
Ключевые слова: глобализация образования, страны Арабского мира, специфика образования, деятельностный подход, этнические и религиозные традиции.
НОМЕР 8-2022
География и экология
Г.А. Исаченко. К столетию со дня рождения Анатолия Григорьевича Исаченко (1922–2018).
Статья посвящена выдающемуся отечественному географу – д.г.н. А.Г.Исаченко, создателю современного ландшафтоведения, основателю нового направления – экологической географии, автору более 400 научных работ.
В.Л. Мартынов, И.Е. Сазонова. Территориальное деление Северо-Запада России в прошлом и настоящем.
Описываются процессы трансформации системы административно-территориального деления Северо-Запада России на разных этапах его развития, анализируются основные тенденции этой трансформации.
Д.А. Овчинников. Социальная жизнь реки Упы.
Интересный рассказ о тульской реке Упе, о ее роли в развитии региона с давних пор и до настоящего врмени.
С.С. Зорин. Туризм как эффективное средство психотерапии.
Психотерапевтический туризм – новая интересная и популярная разновидность туризма. Появление такого вида туризма связано с необходимостью отдохнуть от быстрого темпа жизни в городах, восстановиться после стрессов, обрести новые знания и навыки, возможностью совместить путешествия и саморазвитие.
А.А. Фомин. Ресурсы экологического туризма локальных территорий арктической зоны России.
Арктическая зона России становится привлекательной с точки зрения развития туризма. Изучение ресурсов экологического туризма связано с локальным пространством на юге Мурманской области, обладающим всеми необходимыми для этого условиями.
Теория и методика обучения и воспитания
И.И. Баринова. Современные форматы географического образования.
В статье рассмотрены современные форматы образования, их общие и отличительные черты.
Ю.С. Репринцева, О.В. Козьмин. Теоретические основы формирования ценности красоты природы и искусства у обучающихся в процессе изучения школьной географии.
Авторы рассуждают о значении школьной географии в формировании такой значимой ценности как красота природы и искусства, подтверждая свою точку зрения исследованиями отечественных и зарубежных ученых.
А.С. Сороколет. Технологическая карта урока по теме: «Химическая промышленность России», 9 класс.
Автор предлагает вариант изучения темы «Химическая промышленность России» с использованием элементом различных современных технологий обучения.
Г.Г. Ганина. Развитие культуры личности посредством занятий туризмом и краеведением.
Автор рассказывает о роли туристско-краеведческой работы в воспитании школьников, формировании личности ребенка.
В.А. Лутченкова. «Российская жемчужина»: фестиваль малых народов в детском оздоровительном лагере.
Представлен интересный сценарий фестиваля малых народов России, главная цель которого – формирование уважения ко всем народам РФ, знакомство с их культурой и традициями.
А.Е. Лаптандер. «Назови меня тихо по имени…»
Увлекательный рассказ о происхождении собственных имен жителей ненецкого села Несь.
Л.А. Чиркова. Храм Александра Невского как историчксий и духовный памятник Красноуфимска: из опыта проектной деятельности.
Представлен проект исследовательской деятельности школьников по изучению истории храма Александра Невского и изготовлению макета храма.
НОМЕР 7-2022
География и экология
Б.И. Кочуров, И.В. Ивашкина, Ю.И. Еромолова, Н.В. Фомина. Геоэкологический прогноз и использование энергоносителей.
В статье показаны методические подходы к геоэкологическому прогнозированию. Приводится определение экономического прогноза, структура поисковых функций информационной системы экологического прогноза и схема экологического прогноза как системы, состоящей из нескольких блоков, связанных целевым назначением: социально-экономических, природных и собственно геоэкологических.
Ключевые слова: геоэкологический прогноз, энергоносители, нефть, газ, уголь, электроэнергетика, автомобильный транспорт, электромобили, газомоторное топливо.
С.С. Зорин. Экологический туризм.
Экологический туризм — это направление туризма, предполагающее посещение территорий, не затронутых антропогенным воздействием. Основная задача экотуризма заключается в сохранении в первозданном виде уникальных ландшафтов и воспитании у людей бережного отношения к природе.
Ключевые слова: экотуризм, культура, охрана, природа, ландшафт, заповедник, археология, архитектура, этнография, история, памятники.
Е.А. Гаджиева, Д.В. Севастьянов. Новые горизонты развития рекреационного природопользования и туризма в арктической зоне Российской Федерации.
Успешное развитие рекреации и туризма в Арктической зоне РФ становится важным фактором устойчивого формирования социально-экономической сферы северных территорий страны. Этот аспект отмечен как важное направление в новой стратегии развития АЗРФ до 2035 г.
Ключевые слова: Арктика, природные ресурсы, стратегия развития, рекреационное природопользование, морские круизы, экотуризм.
Т.С. Жигунова, Э.А. Жигунов. Туризм и окружающая среда, особо охраняемые природные территории.
Описаны воздействия туристской индустрии на окружающую среду, на пресноводные водоемы. Рассказано о том, как развитие приморского и прибрежного туризма значительно изменяет природный ландшафт под влиянием чрезмерной нагрузки на него.
Ключевые слова: туристский поток, потребительский интерес, туристская дестинация, природные факторы, туристская индустрия, окружающая среда.
Теория и методика обучения и воспитания
Ю.С. Репринцева, И.А. Шутова. Формирование знаний о рациональном природопользовании у обучающихся в условиях дополнительного образования.
Авторы рассматривают возможные пути совершенствования изучения проблемы рационального природопользования и экологического образования школьников, разумно сочетая урочную и внеурочную работу.
Ключевые слова: рациональное природопользование, экологическое образование, формы и методы организации деятельности школьников, региональные особенности.
О.М. Михайлова, Д. Старновская. Проблемы экологии в городе Чите.
В данной статье рассматриваются экологические проблемы города Читы: загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды и воды открытых водоёмов, а также проблемы бытовых отходов. В статье представлены некоторые пути решения экологических проблем.
Ключевые слова: экологические проблемы, атмосферный воздух, бытовой мусор, питьевая вода, вода открытых водоёмов, решение экологических проблем.
Л.П. Селиванова. Использование геоинформационных систем в школьных проектах.
В статье показаны возможности использования геоинформационных систем для решения различных заданий при выполнении проектных исследований.
Ключевые слова: ГИС-технологии, проектная деятельность, темы проектов, видеотуры, современные карты.
А.С. Сороколет. Технологическая карта классного часа с использованием сингапурской технологии.
Автор представляет пример использования сингапурской технологии при проведении классного часа.
Ключевые слова: сингапурская технология, классный час, групповая работа, сотрудничество членов группы, контроль учителем.
Н.Т. Емелюкова. Земля-кормилица (материал для классного часа).
Автор предлагает материал для проведения беседы во время классного часа о роли родной земли в жизни человека, чтобы воспитать у школьников чувство любви к родной земле и ответственное отношение к ней.
Ключевые слова: Земля, почва, роль земли в жизни человека, бережное отношение к земле.
А.О. Алексеева. Журнал «География и экология в школе XXI века» и его роль в популяризации эколого-географических знаний и методической помощи учителю.
Автор обстоятельно характеризует основные направления публикаций журнала и его значение для повышения профессионального мастерства учителей географии.
Ключевые слова: научно-методический журнал, анкетирование учителей, практическая помощь учителю, самосовершенствование, развитие творческих способностей.
И.В. Федерко. Патриотическое краеведение как одно из условий успешной ресоциализации несовершеннолетних воспитанников в школе при воспитательной колонии.
В статье рассмотрена важная проблема — ресоциализация несовершеннолетних воспитанников в школе при воспитательной колонии средствами краеведческой работы.
Ключевые слова: патриотическое краеведение, базовые ценности, полиэтническая среда, ресоциализация, система патриотического воспитания.
О.Н. Текеева. Поход по маршруту: Сынтинский храм — Нижне-Архызский историко-архитектурный комплекс.
В статье автор знакомит нас с интересным маршрутом по историческим местам Карачаево-Черкессии.
Ключевые слова: познавательный туризм, состав группы, Сентинский храм,аул Сынты (Нижняя Теберда), села Хасаут-Греческое, Марух, Нижне — Архызское городище.
М.Н. Жукова. Отечественные традиции воспитания.
Размышления педагога о традициях воспитания в России, о роли семьи и образовательных учреждений, о проблемах современной школы.
Ключевые слова: проблемы воспитания, воспитание — суть образования, роль семьи, воспитание мальчиков, задачи образовательных учреждений, нравственные ценности.
И.А. Хайрова. Мой край в судьбе России.
Увлекательный рассказ о малой Родине — Ставрополье, его истории и природных богатствах, о роли в битве за Кавказ в годы Великой Отечественной войны и о развитии хозяйства.
Ключевые слова: города-курорты, особое географическое положение, история освоения, многонациональный регион, битва за Кавказ.
Е.Б. Еремеева. Модель реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Экспериментариум».
Автор представил интересный опыт организации и методики реализации модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экспериментариум», основная цель которой привлечение школьников к решению экологических проблем муниципалитета.
Ключевые слова: программа «Экспериментариум», экологическое воспитание, диагностика, исследовательская деятельность.
Информируем читателей
Юбилейный Ысыах в Москве.
Поздравляем с юбилеем Т.С. Комиссарову!
НОМЕР 6-2022
География и экология
Г.В. Гуков. Человек, открывший миру Уссурийский край.
Увлекательный рассказ о замечательном путешественнике, исследователе, писателе В.К. Арсеньеве, посвятившего свою жизнь изучению далекого от столиц Дальнего Востока, открывшего миру уникальный Уссурийский край.
Ключевые слова: трудные экспедиции, полевые исследования, открытия и уточнение карты Приморского края, имя ученого на карте.
С.А. Платонова. Арсеньев — приморский город-юбиляр.
Статья посвящена истории возникновения и развития города Арсеньева, его уникальности и вкладе в современное хозяйство России.
Ключевые слова: самый молодой город Приморья, история создания, музеи города, его визитная карточка.
Е.В. Деревцова. Малоизвестные факты об экспедициях В.К.Арсеньева.
Автор рассказывает о малоизвестных задачах государственной важности, которые выполняли экспедиции В.К.Арсеньева.
Ключевые слова: Уссурийский край, хунзуны, незаконное проживание, выдворение из России.
М.А. Воронина. Дом путешественника Арсеньева.
Рассказ о доме-музее В.К.Арсееньева во Владивостоке позволяет узнать много не только о научной деятельности ученого, но и о его личностных качествах.
Ключевые слова: дом-музей, «Памятка воли», вклад в изучение Приморья, основные этапы жизни.
Н.И. Плотникова. Дальневосточная природа — главный персонаж произведений В.К. Арсеньева.
Автор подробно рассматривает литературное творчество В.К. Арсеньева, показывая его знание и уважение к уникальной природе Уссурийского края.
Ключевые слова: Уссурийский край, удивительная природа, пейзажные картины, открытие Уссурийского края для европейцев.
Л.В. Щекота. Экскурсия в Большехехцирский заповедник: по тропе Дерсу Узала.
Автор предлагает интересную экскурсию-квест, направленную на развитие интеллектуальных и эмоциональных сфер школьников.
Ключевые слова: Большехехцирский заповедник, уникальность природы заповедника, его символ, описание природы Уссурийского края В.К. Арсеньевым.
Теория и методика обучения и воспитания
Ю.А. Телепенко. Урок-экскурсия в виртуальный музей: мои земляки, прославившие Ставрополье.
Статья посвящена важной проблеме — воспитанию любви к своей малой родине на примере своих знаменитых земляков. Автор удачно сочетает опережающие задания и индивидуальную работу с групповой, изпользуя современные технологии.
Ключевые слова: малая родина, земляки, географический образ Родины, личностные качества, исследовательская работа, виртуальный музей.
О.В. Охромина. Экскурсия по памятным местам родного города.
Автор предлагает увлекательное путешествие по родному району Санкт-Петербурга в форме квест-игры. С помощью интересных заданий ребята узнают много нового об истории зданий, о замечательных людях, живших здесь.
Ключевые слова: игровые технологии, квест-игра, памятные здания района, китайский сквер, воспитание красотой, развитие самостоятельности.
И.Е. Михайлов. Организация и проведение литературно-музыкальных гостиных в школе.
Автор статьи подробно рассматривает историю развития литературно-музыкальных гостиных в школе, показывая их интеграционный потенциал, роль в личностном развитии и художественно-эстетическом воспитании.
Ключевые слова: литературно-музыкальные гостиные, сценарий и тематика гостиных, интеграционный потенциал, педагогические функции.
Н.А. Брядова. Использование горных пород человеком.
Автор предлагает провести геологическую экскурсию в форме квест-игры по Глебовскому месторождению, используя уже исвестные школьникам знания и формируя новые представления об особенностях геологических породах местности.
Ключевые слова: Глебовское месторождение, бичевник, определение горных пород и минералов, коллекции, практическая значимость геологии.
Итоги Всероссийского конкурса «Дополнительное образование — территория развития».
НОМЕР 5-2022
География и экология
Б.А. Кочуров, Е.А. Минакова. Человек и среда обитания.
В статье показано развитие теории об отношении человека с окружающей средой, о появлении новых понятий и терминов, о том, что человечество — неотъемлемая часть экосистемы Земли.
Ключевые слова: окружающая среда, экосистема Земли, ноосфера, среда обитания человека.
Г.М. Майнашева. Особенности образовательного туризма Подмосковья.
Автор знакомит читателей с разными видами образовательного туризма в Подмосковье, особо выделяя экологический туризм, военно-исторический туризм на базе мемориала двух Отечественных войн «Бородинское поле», а также экскурсии на ООПТ Московской области, которые познакомят с уникальными природными объектами региона.
Ключевые слова: образовательный туризм, экологический туризм, природные, историко-культурные ресурсы туризма, туристский кластер.
С.С. Зорин. «Венчание с Россией»: путешествие Великого Князя Александра II.
Маршрут путешествия Александра Николаевича тщательно разрабатывался под руководством В. А. Жуковского, назвавшего путешествие «Венчанием с Россией», и самого императора Николая I, лично написавшего «Инструкцию для путешествия» и «Наставление» своему сыну. Путешествие Великого Князя продолжалось более полугода (со 2 мая по 12 декабря 1837 года). За это время наследник российского престола проехал большую часть европейской России и впервые в истории России её будущий правитель пересёк Уральский хребет и посетил Западную Сибирь.
Ключевые слова: путешествие, Россия, Александр II, «Венчание с Россией», В. А. Жуковский, Европейская часть России, Урал, Западная Сибирь.
Теория и методика обучения и воспитания
И.М. Савкин, Д.И. Савкин. Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования.
Авторы представляют опыт профориентационной работы с учащимися разного возраста, знакомят их с разными современными профессиями, в которых необходимы географические знания.
Ключевые слова: профессия, ранняя профориентация школьников, система географических профессий, билет в будущее.
А.В. Климанова. Методическая разработка учебного занятия «Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области».
Автор предлагает доступный для учащихся 6 класса вариант изучения рельефа и полезных ископаемых своего края.
Ключевые слова: рельеф и полезные ископаемые родного края, маршрутный лист, творческие задания, виртуальная экскурсия по родному краю, развитие мыслительной деятельности, работа с картой и иллюстрациями.
А.П. Бутьян, Н.А. Аксенова. Проект Кузбасского ЦДиЮ туризма и экскурсий «По следам экспедиции П.А.Чихачева».
Авторы поведали об уникальной туристической эстафеты школьников, реализованной в рамках проекта «По следам экспедиции П.А. Чихачева».
Ключевые слова: Смоленщина, интеллектуальная командная викторина-квиз, правила игры, методика организации.
Н.В. Каманина, Л.В. Солохина. Интеллектуальная игра-квиз: «Смоленщина великими людьми богата».
В статье представлена оригинальная игра, посвященная великим смолянам, которые внесли большой вклад в развитие нашей страны. Игра направлена на воспитанию любви к родному краю, гордости за своих земляков.
Ключевые слова: Смоленщина, интеллектуальная командная викторина-квиз, правила игры, методика организации.
А.В. Матвеев, Э.Р. Свиридкин. Готовность учителей естественнонаучного цикла к экологизации образовательного процесса.
Авторы излагают свою точку зрения на важность экологизации образовательного процесса в предметах естественнонаучного цикла, приводят мнение учителей разных предметов.
Ключевые слова: выдающийся ученый П.А.Чихачев, исследования Алтайского горного округа, открытие природных ресурсов Кузбасса, этапы эстафеты.
Творческие работы студентов и школьников.
НОМЕР 4-2022
География и экология
Т.И. Горкина. Сити-фермерство: новый сектор городского хозяйства.
В статье содержится обстоятельная характеристика нового направления городского хозяйства — сити-фермерства, развитие которого связано с применением современных технологий.
Ключевые слова: сити-фермерство, аквапоника, биопоника, гидропоника, экономия пространства и ресурсов.
С.А. Горохов, Р.В. Дмитриев, М.М. Агафошин. Научная школа географии населения Московского педагогического государственного университета.
Авторы исследовали вопрос о становлении научной школы географии населения на кафедре экономической и социальной географии МПГУ.
Ключевые слова: экономико-географические исследования, географический факультет МПГУ, кафедра экономической и социальной географии, социальная география, география населения.
День Земли: сохраним наш общий дом.
Обзорный материал посвящен проблеме загрязнения, разрушения озонового слоя и другим глобальным вызовам экологии планеты Земля.
Ключевые слова: День Земли, Монреальский протокол, ЮНЕП, проблема озоновых дыр, международное сотрудничество в области экологии.
А.Ю. Королев. По Аляске на лыжах через хребет Брукса (окончание).
Окончание интересного рассказа о путешествии по американскому северу, красотах северной природы, суровости климата и помощи друзей, столь необходимой в чужой стране.
Ключевые слова: полуостров Аляска, хребет Брукса, лыжная экспедиция, трудности зимнего путешествия, помощь друзей.
Г.П. Ростовский. Роль климатических факторов в развитии Западной Европы в позднем Средневековье.
В статье показана роль климатического фактора в развитии Западной Европы в позднем средневековье под влиянием малого европейского оледенения.
Ключевые слова: климатический пессимум, гидравлические цивилизации, Малое европейское оледенение.
Теория и методика обучения и воспитания
И.П. Рогожина, Е.В. Щербакова. Как мыслить быстрее и эффективнее на уроках географии?
Авторы представляют оригинальные мнемонические задачи, которые предлагаются с учетом специфики памяти и помогут школьникам более прочно и эффективно запоминать географические материалы.
Ключевые слова: проблема запоминания, визуалы, аудиалы, кинестетики, мнемотехника, этапы мнемонического запоминания.
М.А. Воробьева. Приемы работы с информацией на внеурочных занятиях по краеведению.
Представлен опыт организации работы с краеведческой информацией о родном районе с применением практических умений и знаний из других предметов.
Ключевые слова: краеведение, история края, местные легенды и сказки, учебные приемы, работа с разными формами информации.
Е.Я. Андрющенко. Сценарий внеурочного мероприятия: Игра «Увлекательное путешествие по Республике Коми».
Автор представил подробный материал о путешествии по родной республике в игровой форме, что не только углубляет разносторонние знания о родном крае, но и формирует важные межпредметные умения.
Ключевые слова: игра, технологическая карта игры, станции с заданиями, коммуникативная культура.
М.Ю. Коршунов, Н.А. Ступникова. Эколого-краеведческие экскурсии как средство формирования экологической культуры обучающихся.
В данной статье рассмотрена эколого-краеведческая экскурсия как одно из наиболее эффективных средств формирования экологической культуры.
Ключевые слова: эколого-краеведческая экскурсия, экологическое образование, экологическая культура, современная школа.
Полина Баюн. Пространства России – достояние или проблема?
Кирилл Семаков. Пешеходная прогулка «Три озера».
НОМЕР 3-2022
География и экология
Д.Л. Лопатников. Научная школа географии мирового хозяйства Московского педагогического государственного университета.
В статье автор подробно характеризует основные направления научной работы кафедры экономической и социальной географии имени Академика РАО В.П.Максаковского от ее основания до сегодняшних дней, показывает вклад в развитие и становление кафедры ее ведущих сотрудников.
Ключевые слова: кафедра экономической и социальной географии, основные направления научной работы, значение кафедры в развитии географического образования, научная школа географии мирового хозяйства.
Е.А. Таможняя. Научная школа кафедры методики преподавания географии.
В статье показано становление кафедры методики преподавания географии и формирования научной школы кафедры, подчеркнута роль ведущих ученых Н.Н.Баранского и А.А.Половинкина в развитии методических идей, а также современные направления работы кафедры по совершенствованию методики географии.
Ключевые слова: методика преподавания географии, научная школа, преподавательский состав.
А.А. Лобжанидзе, В.М. Манусов. Современный эколого-экономический словарь.
Представлен фрагмент эколого-экономического словаря, позволяющий судить о том, что данный словарь не ограничивается чисто географическими, экономическими и экологическими терминами, поскольку в основу его создания положен метапредметный подход.
Ключевые слова: интегральные ресурсы, интенсивный путь развития, кислотные дожди, комфортность ландшафта.
С.С. Зорин. Фотоохота как эффективное средство психотерапии и воспитания визуальной экологической культуры.
То необычное, что обеспечивает результативность и эффективность природноориентированной психотерапии — это Природа и взаимодействие человека с ней. Этот исцеляющий и развивающий ресурс не в состоянии восполнить или заменить ни одна психологическая технология.
Ключевые слова: фотоохота, психотерапия, экология, воспитание, культура, природа.
А.Ю. Королев. По Аляске на лыжах через хребет Брукса (окончание).
Увлекательный рассказ заядлого путешественника о зимнем походе по Аляске, о красотах Севера и трудностях пути.
Ключевые слова: полуостров Аляска, хребет Брукса, лыжная экспедиция, трудности зимнего путешествия, помощь друзей.
Теория и методика обучения и воспитания
Е.А. Соколова, С.В. Мурафа. Исследование географической грамотности населения.
В статье представлен анализ анкетирования разных респондентов с целью выявления уровня географической грамотности населения, рассмотрены причины ее невысокого уровня.
Ключевые слова: географический диктант, географическая грамотность, невысокий рейтинг географии в школе, уровень подготовки учителей.
О.Н. Артющенко, В.Н. Морева. Конспект интегрированного урока: «Чудо край Карелия!».
Методическая статья представляет собой межпредметный урок по географии с использованием знаний по математике.
Ключевые слова: Карелия, межпредметные связи, интегрированный урок.
И.Е. Михайлов. Географическое место и географическое пространство в литературе и музыке.
Автор знакомит читателей с концепцией литературной географии, представляет разработку сценариев литературно-музыкальных гостиных.
Ключевые слова: литературная география, литературно-музыкальная гостиная, музыка и литература, географическое место.
С.А. Ершова. Литературная гостиная: тема Родины и природы в творчестве поэтов Зауралья.
Автор представляет произведения поэтов Зауралья, знакомит с их своеобразием, показывает их любовь к родной природе и малой родине.
Ключевые слова: природа в стихах поэтов Зауралья, воспитание любви к малой родине средствами поэзии.
Р.И. Рогова. Сценарий внеклассного мероприятия: игра «Счастливый случай» — путешественникам посвящается.
Автор предлагает сценарий игры «счастливый случай» по теме «Путешественникам посвящается». В игровой форме следует определить имена замечательных путешественников и их открытия, показать объекты, носящие их имена на карте.
Ключевые слова: игра, путешественники и первооткрыватели, правила игры, развитие географического кругозора, формирование образа исследователя-путешественника.
М.А. Волков. Экскурсия по Феодосии.
Статья знакомит с основными достопримечательностями Феодосии по мнению автора. Описания этих памятников яркие и красочные, приглашают посетить этот удивительный город.
Ключевые слова: Феодосия, Кафа, памятник древней истории Причерноморья, Генуэзская крепость, галерея Айвазовского, дача Стамболи, чаша Зибольда.
Зотова Елена
За что я люблю Россию?
А.С. Вершинина
Эссе на тему: «За что я люблю Россию?»
Калмыкова Валерия
Многоликая Россия — многонациональная страна.
Информируем читателей
Поздравляем с юбилеем!
В.А. Кораблеву — 75 лет
НОМЕР 2-2022
География и экология
С.Ю. Глазьев. Государство Развития.
Размышления ведущего ученого-экономиста о проблемах современной России, о возможных механизмах оздоровления ситуации, о создании новой модели развития.
В.М. Манусов, И.С. Сергеев. Особенности географического положения России как фактор формирования наркорынка.
В рамках этой статьи авторами оценены возможные риски, связанные с географическим положением России, которые могут способствовать не только проникновению и формированию такой отрасли криминальной экономики, как наркоиндустрия, но и ее интеграция в мировую криминальную систему, а также формированию внутреннего рынка наркотиков на территории Российский Федерации.
А.А. Кондратов. Особенности перехода Российской Арктики к устойчивому развитию.
Природопользование в Арктической зоне РФ нуждается в разработке адаптированных к экстремально суровым природным и экономическим условиям таких подходов к организации и ведению экономической деятельности, которые способствовали бы эффективному использованию природных ресурсов и безопасной жизнедеятельности населения.
Т.С. Комиссарова, А.В. Скворцов. К вопросу об экологической туристической дестанации.
В статье анализируется понятие туристской дестинации, рассматривается туристика как молодое научное направление, исследуются типы экологических туристских дестинаций.
О.А. Лапшова. Поездка в Краснодарский край.
Автор повествует об отдыхе в Краснодарском крае, подчеркивая позитивные и негативные впечатления от организации там туризма.
А.Ю. Королев. По Аляске на лыжах через хребет Брукса (продолжение).
Увлекательный рассказ заядлого путешественника о зимнем походе по Аляске, о красотах Севера и трудностях пути.
Теория и методика обучения и воспитания
М.В. Беляева, Иван Шарапов. Опыт реализации проекта «Географические образы на денежных знаках России и стран мира», направленного на формирование гражданской идентичности.
Авторы представляют интересный опыт реализации оригинального проекта, который направлен на расширение географического кругозора, формирование гражданской идентичности и географической культуры, который, несомненно, будет полезен учителям и школьникоам.
Т.Ю. Зенкевич. Школьный фестиваль-конкурс: «История России в русской культуре. Петербургский взгляд».
Представлена оригинальная методическая разработка внеклассного мероприятия, в котором принимают участие школьники всех классов. Содержание фестиваля охватывает разные исторические этапы нашей Родины и формирует у участников яркие, эмоциональные образы важных событий в жизни страны, отраженные в живописи, музыке, архитектуре, театре и кино.
Н.А. Брядова. Российский Колумб — Б.А. Вилькицкий.
Автор рассказывает о завершении эпохи Великим географических открытий открытиями Б.А. Вилькицкого — «Российского Колумба».
С.В. Бочкарев, Я.В. Лим. Молодежные конференции как фактор усиления патриотического воспитания подрастающего поколения (на примере колпинского детско-юношеского туристско-краеведческого форума).
В статье рассматривается эффективная форма патриотического воспитания молодого поколения — конференция «Колпинские чтения: детско-юношеский туристско-краеведческий форум» для обучающихся школ, учреждений дополнительного, среднепрофессионального образования и студентов. Выделены тематические направления конференции; определена динамика роста некоторых показателей; выявлены особенности формирования патриотических чувств в ходе работы конференции.
Елена Зотова. За что я люблю Россию?
Дарья Федорович. Географический образ России: «Только скажешь слово Родина…».
НОМЕР 1-2022
География и экология
Ю.Н. Гладкий, В.Д. Сухоруков. Русская Америка.
Авторы увлекательно рассказали о Русском мире в англосаксонской Америке и Латинской Америке, о влиянии русской культуры и науки на эти страны, выделили волны переселения русских из царской России, СССР и России современной.
А.А. Лобжанидзе, В.М. Манусов. Современный эколого-экономический словарь.
Представлен фрагмент эколого-экономического словаря, позволяющий судить о том, что данный словарь не ограничивается чисто географическими, экономическими и экологическими терминами, поскольку в основу его создания положен метапредметный подход.
М.А. Воронина. «Герой нашего времени» и его автор в Пятигорске: география лермонтовских мест.
Эмоциональный рассказ о лермонтовских местах в Пятигорске, о произведениях нашего великого соотечественника, созданных на Кавказе.
А.С. Байдина. Проблемы развития малых городов России на примере моногородов Урала.
Автор статьи на примере малых городов Урала подробно рассказывает об истории возникновения моногородов и проблемах их развития в наше время.
Теория и методика обучения и воспитания
В.В. Николина. Аксиологический контекст географического образования.
Автор рассматривает весьма актуальную для современного процесса образования проблему ценностных ориентаций детей и молодежи, поскольку от ценностных ориентиров зависит устойчивое развитие общества, подчеркивает приоритетную роль географии в этом процессе.
С.В. Мурафа, Н.Ю. Дьячина. Исследование причин эмоционального выгорания современного учителя географии.
Авторы представили актуальное исследование серьезной проблемы эмоционального выгорания учителя географии, которым практически никто не занимался, выявили причины эмоционального выгорания учителей.
И.М. Савкин, Д.И. Савкин. Система проектов на уроках географии как необходимое условие развития творческого мышления школьников.
В статье представлен опыт работы авторов над созданием и применением на практике системы проектов, результаты их апробации. Не все позиции бесспорны, но разные подходы имеют право на существование.
Е.Ю. Петракова, М.Г. Кустарева. Творческая мастерская: «Зимний пейзаж».
Авторы представили опыт работы по развитию творческого воображения и творческих способностей детей средствами изобразительного искусства, изобразительной деятельности.
К.А. Постнова. Астрахань: жемчужина Каспийского моря.
Дмитрий Матвеев. Моя малая, милая Родина (географический образ Ярославля).
НОМЕР 10-2021
География и экология
А.А. Киселев. Погодные катаклизмы или климат, в котором мы живем.
Автор приводит интересные данные изменения климата на Земле в целом и в России в частности, объясняя эти изменения как природными, так и антропогенными факторами.
Ключевые слова: глобальное и региональное потепление, погодно-климатические катаклизмы, ущерб от природных катаклизмов.
С.С. Зорин. Визуальная экокультура Российской империи начала ХХ века в фотографиях Сергея Прокудина-Горского.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский — пионер цветной фотографии, который запечатлел для потомков Россию начала прошлого века в цвете. Фотограф и ученый, изобретатель и общественный деятель, человек, который значительно опередил свое время.
Ключевые слова: Прокудин-Горский, ученый, цветная фотография, биография, фотограф, изобретатель, визуальная экокультура, Российская империя.
Д.А. Овчинников. Занятость населения Тульской губернии во второй половине ХIХ века — первой половине ХХ века.
Автор представил материал о проблемах безработицы в России на примере Тульской губернии, используя статистические данные и специальные исследования ученых.
Ключевые слова: безработица, биржа труда, благотворительность, общественные работы, НЭП, индустриализация.
Е.В. Деревцова. Забайкальские гураны.
Интересный рассказ о народности Забайкалья — гуранах, их традициях, культуре, языке.
Ключевые слова: гураны, Забайкалье, менталитет народов Забайкалья.
А.Ю. Королев. Путешествие на лыжах по Аляске через хребет Брукса.
Увлекательный рассказ заядлого путешественника о зимнем походе по Аляске.
Ключевые слова: полуостров Аляска, хребет Брукса, лыжная экспедиция, трудности зимнего путешествия, помощь друзей.
Теория и методика обучения и воспитания
И.И. Баринова. Об изучении объективно сложных тем на уроках географии.
В статье предлагается изучение объективно сложного учебного материала с помощью классических методов и приемов организации урока.
Ключевые слова: понятия, содержание предмета, организация урока, результат усвоения материала.
Н.Е. Самсонова, А.М. Макарский. Возможности дополнительного образования.
Обзорный материал о дополнительном образовании на базе Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: дополнительное образование, тренинг, мастер-класс, деловая игра.
Г.М. Шишкина, М.Г. Кустарева. «Зимняя экскурсия» (план-конспект занятия).
Авторы предлагаю подробный конспект проведения зимней экскурсии по прилегающей к Дворцу территории, направленной на развитие творческих способностей и экологического мышления школьников.
Ключевые слова: зимняя экскурсия, характерные изменения в неживой и живой природе, диалоги с детьми, эмоциональная сфера, наблюдательность.
Венсон Г.П., М.Г. Кустарева. Музыкальная гостиная: Зима (план-конспект занятия).
Авторы предлагают интересную тему занятия и подробную методику его проведения, направленную на развитие художественно-творческого восприятия окружающего мира, формирование эстетического вкуса.
Ключевые слова: эмоционально-образная сфера, музыкальные средства выразительности, ассоциативно-творческое мышление, музыка П.И. Чайковского, картины Б.М. Кустодиева.
Л.А. Бирюкова, М.Г. Кустарева. Праздник народного календаря: Святки (план-конспект занятия).
В статье дан сценарий народных праздничных гуляний на Святки с ряжеными, колядками, с вертепом с целью приобщения школьников к истокам национальной русской культуры.
Ключевые слова: народный календарь, зимние праздники, народное творчество, игры, забавы, песни.
Работы участников конкурса «Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь…»
Киликова Ю.В.
За что я люблю Россию?
Свежие комментарии