Контент


Социальное проектирование: общий подход и ценностные основания педагогической деятельности

Андрей Наумович Иоффе – доктор педагогических наук, профессор ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

 На одном семинаре докладчик рассказывал о важности в современном мире социального проектирования школьников, говорил об отсутствии методических разработок и понимания особенностей педагогической деятельности в данном направлении. После небольшого обсуждения, правда, выяснилось, что речь шла о «проектах и исследованиях в социокультурной среде». Как говорят в одном остроумном городе – это две большие разницы. Но это событие показало, что нередко в педагогике открывают по второму разу то, что уже имеет апробированную практику и действующие эффективные решения. Уже в начале 1990-х гг. многое в области социальных проектов в образовании сделали Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», общественная организация «Новая цивилизация», Благотворительный Фонд «Сивитас», «Учительская газета», Московская школа прав человека, «Самарский центр гражданского образования» и другие региональные центры, занимающиеся вопросами гражданского становления школьников. Организовывались семинары и тренинги, разрабатывались и публиковались методические материалы, проводились конференции общероссийского и международного уровней. С 2000 г. под эгидой Министерства образования и науки РФ стартовала Всероссийская акция «Я – гражданин России», основой которой стал социальный проект «Гражданин». Поэтому сегодня особенно удивительно слышать о чистом листе и отсутствии педагогической практики в области социального проектирования. Представляется важным сделать серию публикаций о социальном проектировании школьников на примере модели проекта «Гражданин», реализуемой уже более 20 лет в России. Автор статьи в 2010 г. на основе изучения большого массива практических примеров представил ключевые результаты в докторской диссертации «Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников». Естественно, будут учтены новые тенденции и подходы, связанные с вызовами времени и изменившимися условиями общественной жизни. Однако ключевые требования и базовые положения остаются неизменными и показывают свою эффективность на протяжении многих лет практики реализации в системе образования.

Начнем с общего подхода к пониманию проектирования и проектного мышления. Люди действуют, используя разные жизненные стратегии. В некоторых случаях основой является вдохновение или ситуативное настроение – так нередко создаются величайшие произведения поэзии, музыки, живописи. Можно опираться на интуицию, особое предчувствие, если оно развито у человека, что доступно далеко не каждому. Распространен стиль повторения действий других людей, особенно если они авторитетны или популярны. Или идти путем проб и ошибок, стараясь в дальнейшем избегать повторения неудач (учиться на ошибках) и закреплять успешный опыт. Нередко люди предпочитают решать вопросы по мере их поступления в «пожарном порядке». Каждый из этих способов действий имеет право на существование, но при этом сам человек из свободного творца и ответственного созидателя превращается в средство для манипулирования; удачливого игрока, полагающегося на свое везение; неутомимого борца за выживание, героического спасателя. В проектной деятельности человек может в полной мере проявить свою свободу, а проектное мышление позволит ему смотреть на мир не как на необходимость постоянно преодолевать какие-то трудности, а как на поле собственного творчества и реализации собственных желаний, совместной работы с другими людьми для улучшения жизни, а не временных союзов для выживания во враждебном мире. Проектный подход помогает делать окружающий мир плодом наших усилий, а не навязанными со стороны жизненными обстоятельствами.

Для успешной реализации проекта нужно видеть конечную, а на некоторых этапах работы и промежуточную цель. Четко ли вы себе представляете, чего вы хотите добиться в итоге? Действительно ли это важно и стоит усилий, которые предполагается затратить? Можете ли вы четко сформулировать проблему, которую надо решить для достижения своей цели? Готовы ли вы потратить время и силы на то, чтобы сначала детально представить себе предстоящий путь, а потом уже пойти по нему? Без ответов на эти вопросы невозможно заниматься проектированием. Проект – не прыжок в воду без представления о глубине и направлении своего движения. Это, скорее, заранее спланированный и выверенный маршрут, от которого, конечно, могут быть отклонения, но и они делаются для достижения заранее намеченной цели. А само слово «проект» в дословном переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». Современный словарь по общественным наукам под редакцией О.Г. Данильяна и Н.И. Панова дает два общих определения понятия «проект»: 1) предшествующий, предварительный текст какого-либо документа; 2) в философии экзистенциализма (Ж.-П. Сартр) способ реализации человеком своей свободы: постоянное и неминуемое осуществление выбора, становящегося, в результате, не только выбором действий, но и выбором жизненной судьбы. В Педагогическим словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова метод проектов определяется как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». И.С. Сергеев определяет проект как «реалистичный замысел о желаемом будущем, рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости». Он считает, что «в отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным».

Понятие «проект» можно определить как цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей через осуществление изменений, а проектную деятельность как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях ограниченности во времени. Из этого следует, что проект имеет ограничение во времени – он не может длиться бесконечно, и его временные рамки устанавливаются заранее, существует направленность на определенную цель (целеполагание). Цель – это предельный осознанный образ предвосхищаемого (желаемого) изменения, достижимого в результате деятельности (значимый результат изменений).

Выделим следующие основные элементы проектной деятельности: целеполагание (формулирование цели и постановка задач), выявление основной проблемы, исследование ситуации и опыта решений, формулирование планируемых (ожидаемых) результатов, выбор варианта решения выявленной проблемы, выявление рисков и потенциальных трудностей, определение ресурсов, моделирование желаемого изменения, планирование деятельности, действия по выполнению намеченного плана, мониторинг изменений, оценивание (в том числе и промежуточное при внесении определенных корректив), рефлексия (анализ собственной деятельности), структурирование и оформление презентации.

Важно отметить, что существует много разных классификаций типов и видов проектов, перечислять которые в данной статье не имеет смысла. В контексте содержательных акцентов предлагаемого материала определим возможные виды проектов по их объектной направленности в определенных средовых условиях (при этом они могут быть как индивидуальными, так и коллективными):

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2019 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*