Актуальная тема: Социальное проектирование в основной школе
А.Н. Иоффе. Социальное проектирование: общий подход и ценностные основания педагогической деятельности.
В статье проектная деятельность учащихся рассматривается как важный инструмент изменения образовательной среды. Показываются ключевые отличия проектов, выделяются основные элементы и эффекты. На примере проекта «Гражданин» рассматривается потенциал социального проектирования в современном образовании.
Ключевые слова: проект, социальное проектирование, проектная деятельность, виды проектов, исследование, проектные роли, правила, социальное взаимодействие.
Л.В. Бычкова. Социальное проектирование в основной школе: особенности методической подготовки учителя.
В статье рассматриваются вопросы методической подготовки педагога к организации самостоятельной проектной деятельности учащихся. Предлагается набор учебно-методических материалов, позволяющих сформировать у учащихся VII-VIII кл. первичные умения, необходимые для организации их самостоятельных действий в ходе разработки социального проекта.
Keywords: social project, key problem, project activity, research, independence.
История и обществоведение
М.Л. Несмелова. Цифровые ресурсы в обучении социально-гуманитарным предметам в школе: проблемы и перспективы.
Статья посвящена проблеме использования современных цифровых ресурсов в преподавании истории и обществознания. В статье раскрываются проблемы использования уже разработанных учебных цифровых ресурсов и перспективы использования ресурсов интернета в обучении «цифрового поколения».
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, цифровая образовательная среда, история, преподавание истории, обществознание.
М.А. Поночевный. Опыт школьного исторического журнала как творческого проекта и комплексного средства формирования компетенций.
Статья посвящена анализу опыта создания школьного мужского журнала по исторической тематике. Рассмотрены современные условия для реализации педагогических новаций и возможности, предоставляемые форматом научно-популярного журнала в контексте комплексного формирования компетенций.
Ключевые слова: проектное обучение, компетентностный подход, универсальные учебные действия, школьный журнал.
Е.И. Щулепникова. Тиран и его подданные в русской литературе XV-XVI веков.
Эта статья о проблемах взаимоотношения общества и власти в русской литературе XV-XVI вв. Она показывает, как изменялся художественный образ жестокого правителя.
Ключевые слова: история литературы, политическая власть, тирания.
Д.М. Котышев. Образование государства «Русь» в IX-X веках.
В статье рассматривается вопрос возникновения восточнославянской государственности в IX-X вв. Автор приходит к выводу, что основным содержанием процесса было превращение предгосударственных образований в Среднем Поднепровье в раннее государство, получившее в источниках название «Русская земля».
Ключевые слова: Древняя Русь, Киевская Русь, Русская земля, Среднее Поднепровье, полюдье, Константин Багрянородный, Владимир Святославич.
Е.А. Омельченко. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной работы в многонациональном классе.
Многие классы в российских школах многонациональны. Требования ФГОС и профстандарта требуют от учителя-предметника умения работать с разными категориями детей, включая детей из семей мигрантов, этнических меньшинств и детей, для которых русский язык не является родным. Для этого педагог должен обладать межкультурной компетентностью, возможные подходы к диагностике которой описываются в данной статье.
Ключевые слова: многонациональный класс, межкультурная компетентность, поликультурное образование, структура компетентности, диагностика компетентности.
Методика
Е.А. Шумаева. «О нить, бегущая сквозь время!» (технологическая карта урока истории в V классе).
Урок нацелен на обобщение и видение нового знания в структуре курса «История Древнего мира». Он был успешно представлен на Всероссийском этапе конкурса «Педагогический дебют-2017».
Ключевые слова: Древний мир, преподавание, школа, урок.
А.Е. Петров. Алгоритм формирования межпредметных понятий и УУД на уроках истории в V классе.
В статье представлен практический подход к выполнению задний, в которых требуется установить причинно-следственные связи. В статье представлен пошаговый алгоритм мыслительной деятельности учащихся, который позволит им самостоятельно выполнить подобные задания.
Ключевые слова: межпредметные понятия, универсальные учебные действия (УУД), алгоритм мыслительной деятельности учащихся, УМК, ФГОС, ФИПИ, преемственность между этапами образовательного процесса.
С.А. Безлюдная. Оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ века (конспект урока истории).
Оригинальная методическая разработка (урок обобщения исторического материала) с раздаточным материалом.
Ключевые слова: Российская империя, модернизация, Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.
Труды молодых ученых
Р.А. Колесников. История советско-российско-израильских отношений (1948 — 2018 годы).
Статья обращается к одной из самых интересных страниц истории советской и российской внешней политики — отношениям с Израилем. Особое внимание уделяется российско-израильскому взаимодействию с 2008 по 2018 гг.
Ключевые слова: Россия, Израиль, российско-израильские отношения.
Ч.Ц. Цыренов. Борьба придворных кланов периода Восточной Цзинь (317-420 годы нашей эры).
В статье на основе историко-биографических данных официальной китайской династийной хроники «Цзинь шу» («История династии Цзинь») кратко рассмотрены и систематизированы сведения о борьбе южных и северных придворных кланов в смутный период династии Восточная Цзинь.
Ключевые слова: Южный Китай, Восточная Цзинь (317-420 гг. н. э.), придворные кланы.
А.А. Педько. «Мундиромания» как символ имперской эпохи
В статье описывается интерес русских монархов к реформированию военной и гражданской форменной одежды и восприятие обмундирования современниками.
Ключевые слова: форменный костюм, военная форма, реформы обмундирования, Российская империя, чиновничество, семиотика.
А.П. Селиванова. Возможности изучения дворянства Российской империи через призму персональной истории.
В статье характеризуется новое направление исторической науки — персональная история. На примере жизнеописания М.И. Воронцова рассматриваются возможности изучения русского дворянства в рамках персональной истории.
Ключевые слова: Российская империя, персональная история, дворянство, личность в истории.
Д.А. Буюкли. Вклад Русской православной церкви в организацию религиозного образования в России в контексте мировых тенденций на рубеже ХХ-ХХI веков.
Статья посвящена проблеме определения понятия «религиозное образование» в современном образовательном пространстве в России и за рубежом. Рассматривается опыт включения элементов религиозного образования в обязательную школьную программу.
Ключевые слова: религия, религиозное образование, духовно-нравственное развитие, неформальное образование, религия в школе.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.