АННОТАЦИЯ 7-2009
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: К 70-летию начала Второй мировой войны
М.Ю. Мягков. От Мюнхенского соглашения до советско-германского пакта 1939 г.: предыстория Второй мировой войны
В статье рассматривается проблема международных отношений 1938–1939 гг., соглашениям и контактам между будущими участниками Второй мировой войны, возможные (и невозможные) альтернативы той политики, которую проводили великие державы в предвоенный период.
Ключевые слова: Вторая мировая война, причины, ответственность, фашистская Германия, западные державы, Мюнхенское соглашение, Советский Союз, советско-германский пакт 1939 г.
В.А. Невежин. Вторая мировая война в новейшей российской историографии
Автор обзора акцентирует внимание на специфических моментах, которые отличают современную российскую историографию Второй мировой войны, а также подытоживает результаты исторических изысканий в данной области.
Ключевые слова: Вторая мировая война, причины, военные действия, дипломатия, ленд-лиз, историография.
Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов. Изучение темы «Вторая Мировая война» в школьном курсе истории
Авторы методической разработки предлагают модель изучения темы «Вторая Мировая война», основанную на постепенном освоении учащимися трех тематических блоков: 1) предыстория Второй мировой войны; 2) ход Второй мировой войны; 3) итоги и уроки Второй мировой войны.
Ключевые слова: Вторая Мировая война, методическая разработка
Р.Р. Хусаинов. Международные отношения накануне Второй мировой войны (урок – ролевая игра в старшей школе)
Данная разработка описывает методику проведения занятия по истории международных отношений накануне Второй мировой войны в форме ролевой игры.
Ключевые слова: Вторая Мировая война, методическая разработка, ролевая игра, старшей школе
Вторая мировая война в Интернете
Материал представляет собой подборку ссылок на русскоязычные и англоязычные ресурсы Интернета по истории Второй мировой войны.
Голоса эпохи
Марк Блок о вступлении немецких войск в Ренн в 1940 г.
Небольшой фрагмент из «Странного поражения» Марка Блока воспроизведен на страницах нашего журнала.
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
А.Ю. Гаврилов. Меньшевики в 1920-е годы о перспективах российской и мировой революции
Статья посвящена актуальной в научном и общественном плане теме – изучению взглядов меньшевистской эмиграции 1920-х гг. о перспективах российской и мировой революций. В исследовании рассмотрены причины продолжения меньшевиками политической деятельности в эмиграции после окончания Гражданской войны, их оценки концессионной политики Советской власти, других аспектов внутренней экономической и внешнеполитической деятельности большевиков, сущности III Интернационала. Статья содержит анализ критики меньшевистскими лидерами определенного авантюризма внешней политики СССР первой половины 1920-х гг. на фоне крушения надежд на быстрое начало мировой социалистической революции, а также рассматривает политические прогнозы меньшевиков – эмигрантов об опасности «бонапартистского исхода» российской революции, выразившегося позже в создании сталинской диктатуры.
Ключевые слова: большевизм, меньшевистская эмиграция, III Интернационал, бонапартизация.
Е.И. Головченко. Пропагандистское воздействие на советское население в начале Великой Отечественной войны
В статье раскрываются основные особенности советской и фашистской пропаганды на начальном этапе Великой Отечественной войны (июнь 1941 – январь 1943 гг.). Рассматриваются ключевые направления пропагандистского воздействия, его эффективность и недостатки. Затрагиваются вопросы, касающиеся перестройки работы средств массовой информации в связи с военным временем.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, советская пропаганда, фашистская пропаганда, враг, газеты, радио.
История народного образования в России
В.Е. Воронин. Либеральные и консервативные преобразования в области народного просвещения: 1860–1870-е годы
Статья посвящена важному аспекту внутренней политики правительства в эпоху «Великих реформ» царствования Александра II – преобразованиям в области народного просвещения, осуществленным в 1860–1870-е гг. Особое внимание уделено деятельности министров народного просвещения А.В. Головнина и графа Д.А. Толстого, а также противоречивому характеру правительственной политики в вопросах просвещения, вызванному глубоким расколом в рядах правительственного лагеря.
Ключевые слова: народное просвещение, реформы, начальные училища, классическое образование, реальное образование, гимназии, реальные училища, университеты, правительство, внутренняя политика.
М.Н. Гущина. Детская беспризорность в РСФСР в 1917–1941 гг.
В статье рассматривается проблема детской беспризорности в 1917–1941 гг., факторы, ставшие причиной массовой детской беспризорности, идеи и принципы государственной политики по отношению к беспризорным и безнадзорным детям, результаты борьбы с этим явлением.
Ключевые слова: детская беспризорность, новая экономическая политика, коллективизация, индустриализация, репрессия, государственный протекционизм, приемник-распределитель, детский дом, патронат, опека, усыновление.
МЕТОДИКА
Ю.В. Каракурчи. Мультимедийные средства обучения на уроках истории
Материал посвящен проблеме использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории, типам этих средств, а также типам объектов, которые учитель истории может использовать для обеспечения мультимедийной поддержки урока.
Ключевые слова: мультимедийные средства обучения, урок истории.
Т.Ю. Кудрявцева. Учебный суд «Типы правосудия в СССР в 1930-е годы и в Российской Федерации в начале XXI века»
Методическая разработка посвящена проблеме изучения тем, связанных с правосудием на профильном уровне и в рамках элективного курса. Автор делится опытом организации учебной деятельности на уроках, предлагает новые формы их организации.
Ключевые слова: правосудие, принципы правосудия, учебный суд.
ЕГЭ
С.А. Фомин. Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ
Методическая разработка нацелена на обеспечение подготовки выпускников к части С Единого государственного экзамена. Авторы разработали модель подготовки на основе схем и емких текстовых комментариев к ним.
Ключевые слова: методическая разработка, история России, часть С ЕГЭ.
СЕГОДНЯ В ЖУРНАЛЕ— ЗАВТРА НА УРОКЕ
А.А. Демичев. Повседневность российских горожан второй половины XIX – начала ХХ века в дореволюционных анекдотах
Статья посвящена отображению реалий повседневной жизни Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. в юридических анекдотах тех лет, а также возможным вариантам применения содержащейся в них информации в преподавании истории.
Ключевые слова: юридический анекдот, исторический источник, повседневность.
Также в номере:
- Пишинформбюро
- Пример безобразного рецензирования
- Новости науки. Древний мир
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.