Контент


Содержание журнала № 7 2009

АННОТАЦИЯ 7-2009

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: К 70-летию начала Второй мировой войны

(Go to English version)

М.Ю. Мягков. От Мюнхенского соглашения до советско-германского пакта 1939 г.: предыстория Второй мировой войны

В статье рассматривается проблема международных отношений 1938–1939 гг., соглашениям и контактам между будущими участниками Второй мировой войны, возможные (и невозможные) альтернативы той политики, которую проводили великие державы в предвоенный период.

Ключевые слова: Вторая мировая война, причины, ответственность, фашистская Германия, западные державы, Мюнхенское соглашение, Советский Союз, советско-германский пакт 1939 г.


В.А. Невежин. Вторая мировая война в новейшей российской историографии

Автор обзора акцентирует внимание на специфических моментах, которые отличают современную российскую историографию Второй мировой войны, а также подытоживает результаты исторических изысканий в данной области.

Ключевые слова: Вторая мировая война, причины, военные действия, дипломатия, ленд-лиз, историография.


Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов. Изучение темы «Вторая Мировая война» в школьном курсе истории

Авторы методической разработки предлагают модель изучения темы «Вторая Мировая война», основанную на постепенном освоении учащимися трех тематических блоков:  1) предыстория Второй мировой войны; 2) ход Второй мировой войны; 3) итоги и уроки Второй мировой войны.

Ключевые слова: Вторая Мировая война, методическая разработка


Р.Р. Хусаинов. Международные отношения накануне Второй мировой войны (урок – ролевая игра в старшей школе)

Данная разработка описывает методику проведения занятия по истории международных отношений накануне Второй мировой войны в форме ролевой игры.

Ключевые слова: Вторая Мировая война, методическая разработка, ролевая игра, старшей школе


Вторая мировая война в Интернете

Материал представляет собой подборку ссылок на русскоязычные и англоязычные ресурсы Интернета по истории Второй мировой войны.


Голоса эпохи

Марк Блок о вступлении немецких войск в Ренн в 1940 г.

Небольшой фрагмент из «Странного поражения» Марка Блока воспроизведен на страницах нашего журнала.


ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


А.Ю. Гаврилов. Меньшевики в 1920-е годы о перспективах российской и мировой революции

Статья посвящена актуальной в научном и общественном плане теме – изучению взглядов меньшевистской эмиграции 1920-х гг. о перспективах российской и мировой революций. В исследовании рассмотрены причины продолжения меньшевиками политической деятельности в эмиграции после окончания Гражданской войны, их оценки концессионной политики Советской власти, других аспектов внутренней экономической и внешнеполитической деятельности большевиков, сущности III Интернационала. Статья содержит анализ критики меньшевистскими лидерами определенного авантюризма внешней политики СССР первой половины 1920-х гг. на фоне крушения надежд на быстрое начало мировой социалистической революции, а также рассматривает политические прогнозы меньшевиков – эмигрантов об опасности «бонапартистского исхода» российской революции, выразившегося позже в создании сталинской диктатуры.

Ключевые слова: большевизм, меньшевистская эмиграция, III Интернационал, бонапартизация.


Е.И. Головченко. Пропагандистское воздействие на советское население в начале Великой Отечественной войны

В статье раскрываются основные особенности советской и фашистской пропаганды на начальном этапе Великой Отечественной войны (июнь 1941 – январь 1943 гг.). Рассматриваются ключевые направления пропагандистского воздействия, его эффективность и недостатки. Затрагиваются вопросы, касающиеся перестройки работы средств массовой информации в связи с военным временем.

Ключевые слова: Великая Отечественная война,  советская пропаганда, фашистская пропаганда, враг,  газеты, радио.


История народного образования в России

В.Е. Воронин. Либеральные и консервативные преобразования в области народного просвещения: 1860–1870-е годы

Статья посвящена важному аспекту внутренней политики правительства в эпоху «Великих реформ» царствования Александра II – преобразованиям в области народного просвещения, осуществленным в 1860–1870-е гг. Особое внимание уделено деятельности министров народного просвещения А.В. Головнина и графа Д.А. Толстого, а также противоречивому характеру правительственной политики в вопросах просвещения, вызванному глубоким расколом в рядах правительственного лагеря.

Ключевые слова: народное просвещение, реформы, начальные училища, классическое образование, реальное образование, гимназии, реальные училища, университеты, правительство, внутренняя политика.


М.Н. Гущина. Детская беспризорность в РСФСР в 1917–1941 гг.

В статье рассматривается проблема детской беспризорности в 1917–1941 гг., факторы, ставшие причиной массовой детской беспризорности, идеи и принципы государственной политики по отношению к беспризорным и безнадзорным детям, результаты борьбы с этим явлением.

Ключевые слова: детская беспризорность, новая экономическая политика, коллективизация, индустриализация, репрессия, государственный протекционизм, приемник-распределитель, детский дом, патронат, опека, усыновление.


МЕТОДИКА


Ю.В. Каракурчи. Мультимедийные средства обучения на уроках истории

Материал посвящен проблеме использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории, типам этих средств, а также типам объектов, которые учитель истории может использовать для обеспечения мультимедийной поддержки урока.

Ключевые слова: мультимедийные средства обучения, урок истории.


Т.Ю. Кудрявцева. Учебный суд «Типы правосудия в СССР в 1930-е годы и в Российской Федерации в начале XXI века»

Методическая разработка посвящена проблеме изучения тем, связанных с правосудием на профильном уровне и в рамках элективного курса. Автор делится опытом организации учебной деятельности на уроках, предлагает новые формы их организации.

Ключевые слова: правосудие, принципы правосудия, учебный суд.


ЕГЭ


С.А. Фомин. Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ

Методическая разработка нацелена на обеспечение подготовки выпускников к части С Единого государственного экзамена. Авторы разработали модель подготовки на основе схем и емких текстовых комментариев к ним.

Ключевые слова: методическая разработка, история России, часть С ЕГЭ.


СЕГОДНЯ В ЖУРНАЛЕЗАВТРА НА УРОКЕ


А.А. Демичев. Повседневность российских горожан второй половины XIX – начала ХХ века в дореволюционных анекдотах

Статья посвящена отображению реалий повседневной жизни Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. в юридических анекдотах тех лет, а также возможным вариантам применения содержащейся в них информации в преподавании истории.

Ключевые слова: юридический анекдот, исторический источник, повседневность.


Также в номере:

  • Пишинформбюро
  • Пример безобразного рецензирования
  • Новости науки. Древний мир

Опубликовано в Журнал в 2009 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*