Контент


Содержание журнала № 5 2009

АННОТАЦИЯ 5-2009

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: Государственная символика

(Go to English version)

О.Н. Наумов. Государственный герб России как проблема исторического знания

Автор статьи рассматривает спектр проблем, связанных с историей государственного герба России (двуглавого орла), а также знакомит читателей с различными его модификациями.

Ключевые слова: государственный герб, история, историография


Д.В. Братусь. Политическая символика: проблема классификации

Статья посвящена проблеме классификации политических символов. Рассматриваются некоторые имеющиеся варианты классификации и рекомендации по их использованию в преподавании истории и обществознания.

Ключевые слова: политическая символика, классификация


Н.Ф. Крицкая, С.А. Лосев, Л.В. Мостяева. Символы Российского государства (урок в IX–XI классах)

Материал представляет собой методическую разработку по изучению основных государственных символов в рамках элективного курса по истории и обществознанию. Кроме того, она может быть использована в качестве обобщающего урока по курсу «История России».

Ключевые слова: методическая разработка, государственная символика


ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


А.Г. Айрапетов. Американская и Французская революции XVIII века: современный взгляд

Материал посвящен анализу современной отечественной историографии Американской (работы В.В. Согрина) и Французской (работы А.В. Чудинова) революций XVIII века.

Ключевые слова: историография, Американская революция, Великая французская революция.


О.В. Морова. Исторический опыт местного самоуправления в Московском царстве

Автор рассматривает проблему местного самоуправления в Московском царстве XVI–XVII вв., основные структурные компоненты самоуправления, особенности их функционирования и взаимодействия с центральной властью.

Ключевые слова: местное самоуправление, Московское царство.


Л.Н. Жиронкина. Управление губернией в дореформенной России: теория и практика

Автор статьи анализирует теоретические и практические аспекты управления российскими губерниями в XVIII – первой половины XIX вв.

Ключевые слова: губернское управление, история России XVIII–XIX вв.


Т.Е. Аникеев. Русский бунт в историко-художественной литературе XIX века

Материал посвящен анализу произведений трех историков-литераторов, исследователей пугачевского бунта – А.С. Пушкина, Н.И. Костомарова и Д.Л. Мордовцева.

Ключевые слова: русская литература XIX в., бунт.


И.А. Гвоздев. Реклама в дореволюционной России

Статья посвящена истории развития рекламы в России XVIII –  начала XX вв., эволюции различных ее форм, индустрии в целом.

Ключевые слова: реклама, история России XVIII –  начала XX вв.


E.С. Кравцова. Налоговая система России в конце XIX – начале ХХ в.

В статье рассматривается проблема налогов и налогообложения в Российской империи конца XIX – начала ХХ в., виды налогов, их соотношение, практика взимания.

Ключевые слова: налоговая система, история России.


А.С. Осипов. Развлечения англичан: и пьянство, и охота на лис…

Автор рассматривает повседневную жизнь англичан XVIII – первой половины XIX вв. сквозь призму развлечений, популярных среди населения острова.

Ключевые слова: История Великобритании, развлечения


МЕТОДИКА


Е.Е. Динерштейн. Проблема понимания учениками текста

Статья посвящена проблемам формирования базового понятийного аппарата, понимания школьниками текста, использования художественных текстов в преподавании истории.

Ключевые слова: текст, понимание, история.


И.С. Найденова. Современные стандарты обучения истории в школах США

Материал посвящен рассмотрению ключевых позиций системы обучения истории в школах США образца 2008 г.

Ключевые слова: история, стандарты обучения, США.


А.Ю. Морозов. Курс истории России ХХ века как система учебных задач

В рамках развивающего подхода историческое содержание должно быть преобразовано так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем (учебных задач). Но очевидно, что не связанные друг с другом учебные задачи не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Система же предполагает многоуровневость и тесные связи между элементами. В материале читателю предлагается такая система, разработанная для курса Отечественной истории ХХ века (период 1990–2008 гг.).

Ключевые слова: История ХХ века, развивающий подход в обучении, система учебных задач, учебная задача.


Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. А.И. Солженицын в школьном курсе отечественной истории

Материал посвящен проблеме изучения и использования творческого наследия А.И. Солженицына,  а также отдельных эпизодов биографии писателя в школьном курсе отечественной истории.

Ключевые слова: история России, школьный курс, А.И. Солженицын.


Лауреаты конкурса ПИШ

А.М. Жеравина. Урок по теме «Политические партии» на базовом и профильном уровнях

Автор методической разработки предлагает вариант рассмотрения темы «Политические партии» на базовом и профильном уровнях для учеников X класса.

Ключевые слова: методическая разработка, обществознание, политические партии.


ЕГЭ


О.Г. Щенина. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Материал представляет собой ориентировочное планирование элективного курса, посвященного подготовке к ЕГЭ по обществознания, отработке необходимых умений и навыков.

Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ по обществознанию, элективный курс.


Также в номере:

  • Интернет-ресурсы по символике России и других стран
  • Среди книг и журналов: Весь Фомин в двух книгах!
  • К 300-летию Полтавской битвы
  • Новости науки. Древний Египет

Опубликовано в Журнал в 2009 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*