АННОТАЦИЯ 5-2009
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: Государственная символика
О.Н. Наумов. Государственный герб России как проблема исторического знания
Автор статьи рассматривает спектр проблем, связанных с историей государственного герба России (двуглавого орла), а также знакомит читателей с различными его модификациями.
Ключевые слова: государственный герб, история, историография
Д.В. Братусь. Политическая символика: проблема классификации
Статья посвящена проблеме классификации политических символов. Рассматриваются некоторые имеющиеся варианты классификации и рекомендации по их использованию в преподавании истории и обществознания.
Ключевые слова: политическая символика, классификация
Н.Ф. Крицкая, С.А. Лосев, Л.В. Мостяева. Символы Российского государства (урок в IX–XI классах)
Материал представляет собой методическую разработку по изучению основных государственных символов в рамках элективного курса по истории и обществознанию. Кроме того, она может быть использована в качестве обобщающего урока по курсу «История России».
Ключевые слова: методическая разработка, государственная символика
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
А.Г. Айрапетов. Американская и Французская революции XVIII века: современный взгляд
Материал посвящен анализу современной отечественной историографии Американской (работы В.В. Согрина) и Французской (работы А.В. Чудинова) революций XVIII века.
Ключевые слова: историография, Американская революция, Великая французская революция.
О.В. Морова. Исторический опыт местного самоуправления в Московском царстве
Автор рассматривает проблему местного самоуправления в Московском царстве XVI–XVII вв., основные структурные компоненты самоуправления, особенности их функционирования и взаимодействия с центральной властью.
Ключевые слова: местное самоуправление, Московское царство.
Л.Н. Жиронкина. Управление губернией в дореформенной России: теория и практика
Автор статьи анализирует теоретические и практические аспекты управления российскими губерниями в XVIII – первой половины XIX вв.
Ключевые слова: губернское управление, история России XVIII–XIX вв.
Т.Е. Аникеев. Русский бунт в историко-художественной литературе XIX века
Материал посвящен анализу произведений трех историков-литераторов, исследователей пугачевского бунта – А.С. Пушкина, Н.И. Костомарова и Д.Л. Мордовцева.
Ключевые слова: русская литература XIX в., бунт.
И.А. Гвоздев. Реклама в дореволюционной России
Статья посвящена истории развития рекламы в России XVIII – начала XX вв., эволюции различных ее форм, индустрии в целом.
Ключевые слова: реклама, история России XVIII – начала XX вв.
E.С. Кравцова. Налоговая система России в конце XIX – начале ХХ в.
В статье рассматривается проблема налогов и налогообложения в Российской империи конца XIX – начала ХХ в., виды налогов, их соотношение, практика взимания.
Ключевые слова: налоговая система, история России.
А.С. Осипов. Развлечения англичан: и пьянство, и охота на лис…
Автор рассматривает повседневную жизнь англичан XVIII – первой половины XIX вв. сквозь призму развлечений, популярных среди населения острова.
Ключевые слова: История Великобритании, развлечения
МЕТОДИКА
Е.Е. Динерштейн. Проблема понимания учениками текста
Статья посвящена проблемам формирования базового понятийного аппарата, понимания школьниками текста, использования художественных текстов в преподавании истории.
Ключевые слова: текст, понимание, история.
И.С. Найденова. Современные стандарты обучения истории в школах США
Материал посвящен рассмотрению ключевых позиций системы обучения истории в школах США образца 2008 г.
Ключевые слова: история, стандарты обучения, США.
А.Ю. Морозов. Курс истории России ХХ века как система учебных задач
В рамках развивающего подхода историческое содержание должно быть преобразовано так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем (учебных задач). Но очевидно, что не связанные друг с другом учебные задачи не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Система же предполагает многоуровневость и тесные связи между элементами. В материале читателю предлагается такая система, разработанная для курса Отечественной истории ХХ века (период 1990–2008 гг.).
Ключевые слова: История ХХ века, развивающий подход в обучении, система учебных задач, учебная задача.
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. А.И. Солженицын в школьном курсе отечественной истории
Материал посвящен проблеме изучения и использования творческого наследия А.И. Солженицына, а также отдельных эпизодов биографии писателя в школьном курсе отечественной истории.
Ключевые слова: история России, школьный курс, А.И. Солженицын.
Лауреаты конкурса ПИШ
А.М. Жеравина. Урок по теме «Политические партии» на базовом и профильном уровнях
Автор методической разработки предлагает вариант рассмотрения темы «Политические партии» на базовом и профильном уровнях для учеников X класса.
Ключевые слова: методическая разработка, обществознание, политические партии.
ЕГЭ
О.Г. Щенина. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Материал представляет собой ориентировочное планирование элективного курса, посвященного подготовке к ЕГЭ по обществознания, отработке необходимых умений и навыков.
Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ по обществознанию, элективный курс.
Также в номере:
- Интернет-ресурсы по символике России и других стран
- Среди книг и журналов: Весь Фомин в двух книгах!
- К 300-летию Полтавской битвы
- Новости науки. Древний Египет
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.