Контент


Содержание журнала № 4 2009

АННОТАЦИЯ 4-2009

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: Воспитание на уроках обществознания и истории

(Go to English version)

Н.Ф. Крицкая, И.В. Подавалова. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обществознания

Авторы рассматривают проблему воспитания гражданских качеств личности, предлагают собственный вариант технологии выработки  таких качеств.

Ключевые слова: гражданские качества, история, обществознание.


В.П. Пахомов, Т.И. Кобелева. Воспитательные эффекты социального проекта «Гражданин»

Материал рассматривает основные структурные компоненты социального проекта «Гражданин» и его эффективность в контексте формирования гражданских качеств.

Ключевые слова: гражданские качества, социальный проект «Гражданин».


И.В. Бутенко. Конституционные права и свободы (интерактивное занятие в IX классе)

Материал представляет собой методическую разработку интерактивного занятия  для IX класса по теме «Конституционные права и свободы». Содержит план, основные этапы занятия, рекомендации.

Ключевые слова: методическая разработка, интерактивное занятие, конституционные права и свободы.


Э.Н. Абдулаев. Школьные учебники истории как инструмент гражданской социализации: зарубежный опыт

Статья акцентирует внимание на социализационном компоненте учебников по истории (и шире: все исторического образования), его реализацию в различных странах (США, Япония, Франция, Великобритания и др.).

Ключевые слова: школьные учебники истории, гражданская социализация.


А.Н. Иоффе. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию

Материал представляет собой методическую разработку воспитательного мероприятия на тему «Мы – россияне», призванного воспитать понимание  и уважение культур разных народов России.

Ключевые слова: методическая разработка, воспитательное мероприятие, толерантность.


И.В. Крутова. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания

Автор рассматривает проблему формирования толерантности на уроках истории и обществознания, предлагает некоторые конкретные пути ее решения.

Ключевые слова: толерантность, история, обществознание.


О.В. Гугнина. Диалог добра и зла: реализация герменевтического метода

Материал посвящен проблеме понимания, рассмотренной на примере понимания феноменов «добро», «зло», «истина» с позиций герменевтического метода.

Ключевые слова: понимание, герменевтический метод.


С.Е. Кольчугин. Задания по теме «Обычаи, мораль и право» для старшей школы

Материал представляет собой набор заданий, которые могут быть использованы на уроках обществознания в X–XI кл. при изучении нравственных и правовых вопросов.

Ключевые слова: обществознание, нравственность, право.


ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Н.А. Яснитский. Что такое Просвещение: историографический обзор

Историографический обзор посвящен анализу и критике различных трактовок эпохи Просвещения. Автор рассматривает основные концепции Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ф. Ницше, Э. Трельча, В. Дильтея, И.Г. Гердера, Ф. Мейнеке, Э. Кассирера, Дж.Г. Покока, а также положения сборников «Просвещение в национальном контексте» (Р. Портер, М. Тейх) и «Мир Просвещения. Исторический словарь» (В. Ферроне, Д. Рош).

Ключевые слова: Просвещение, историографический обзор.


И.В. Романова. Церковь и формирование Российского государства

Статья посвящена анализу роли церкви в процессе формирования Российского централизованного государства. Особый акцент автор делает на роль московских митрополитов в деле формирования духовных ориентиров и влияние московской митрополии на русских князей в период централизации середины ХV – первой трети ХVI вв.

Ключевые слова: церковь, образование Российского централизованного государства


А.А. Болтаевский. Русские войска на чужбине в годы Первой мировой войны

Автор рассматривает проблему участия русских войск в сражениях на Западном фронте Первой мировой войны, способы транспортировки войск, обучение, характер участия в боевых действиях.

Ключевые слова: русская армия, Западный фронт, Первая мировая война


МЕТОДИКА


Р.З. Алмаев. Система школьного образования СССР и западных стран в 1950–1960-е годы

Статья посвящена системам школьного образования в 1950–1960-е годы, рассматриваются характерные особенности образования СССР, стран Западной Европы и США.

Ключевые слова: система школьного образования, СССР, Западные страны, 1950–1960-е гг.


А.Ю. Морозов. Курс истории России ХХ века как система учебных задач

В рамках развивающего подхода историческое содержание должно быть преобразовано так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем (учебных задач). Но очевидно, что не связанные друг с другом учебные задачи не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Система же предполагает многоуровневость и тесные связи между элементами. В материале читателю предлагается такая система, разработанная для курса Отечественной истории ХХ века (период 1990–2000-е гг.).

Ключевые слова: История ХХ века, развивающий подход в обучении, система учебных задач, учебная задача.


ЕГЭ


Е.В. Федорова. Сценарий родительского собрания по проблеме подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ

Автор предлагает план проведения родительского собрания по проблеме подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, раскрывает его основные содержательные компоненты.

Ключевые слова: родительское собрание, подготовка к ЕГЭ.


Т.Ф. Григоренко. Некоторые практические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Материал посвящен проблеме отработки навыков и умений, необходимых для решения заданий частей В и С ЕГЭ по обществознанию.

Ключевые слова: ЕГЭ по обществознанию.


СЕГОДНЯ В ЖУРНАЛЕ – ЗАВТРА НА УРОКЕ


Е.К. Калуцкая. Изучение  избирательного права в старших классах: компоненты тематического модуля

Материал представляет собой методическую разработку по изучению избирательного права в старших классах с описание основных компонентов тематического модуля, проблемных ситуаций.

Ключевые слова: избирательное право, тематический модуль, старшая школа.


Также в номере:

  • Письмо в редакцию. В.Г. Петрович. Нет безликой истории (размышления о телепроекте «Имя Россия»)
  • Новости науки. Первобытная эпоха
  • Рейтинги вузов России
  • Эзопов язык. Легко ли найти хорошего правителя?

Опубликовано в Журнал в 2009 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*