Контент


Содержание журнала № 2 2019

Актуальная тема: Обновление содержания общего исторического и обществоведческого образования

О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. Проблемы обновления содержания общего исторического и обществоведческого образования.
В связи с «общественным обсуждением» вопросов обновления содержания общего образования (ноябрь-декабрь 2018 г.) авторы проанализировали современную ситуацию с учебными предметами «История» и «Обществознание», сформулировали теоретико-практические подходы к решению выявленных проблем и противоречий на уровне региональных институтов развития образования.
Ключевые слова: содержание образования, предметные концепции, историко-культурный стандарт, детализированные перечни предметных результатов обучения истории и обществознанию.

История и обществоведение

В.В. Пенской, Т.М. Пенская. Полоцкая война: эпизод войны за Ливонское наследство (2-я часть). «Взятье полоцкое литовские земли…»
Данная статья представляет продолжение предыдущей статьи о Полоцкой войне 1561-1570 гг. — 6-й по счету в истории 200-летнего русско-польско-литовского противостояния. В ней дан краткий, подготовленный с опорой на широкий круг источников и с учетом последних исследований как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Ключевые слова: раннее Новое время, XVI в., внешняя политика, Россия, Литва, Ливонская война, русско-литовские войны, Иван Грозный, Полоцк.

И.Р. Гражданинов, Д.В. Кирюхин. Личность Генриха VIII Тюдора в учебной литературе для школ России (историографический аспект).
В статье анализируется раскрытие личности английского короля Генриха VIII из династии Тюдоров в учебниках по истории Средних веков для российских школ. Особое внимание уделяется вопросу поиска наилучшего освещения данной темы в существующих учебных пособиях.
Ключевые слова: преподавание, династия Тюдоров, Генрих VIII, школьный учебник.

С.В. Чесноков. Сравнительно-исторический анализ ренегатства Л.А. Тихомирова.
В статье проводится сравнительный анализ ренегатства Л.А. Тихомирова (1852-1923) с такими явлениями общественно-политической борьбы в период правления императоров Александра III и Николая II, как «уставшие», «отошедшие», провокаторы, «богоискатели».
Ключевые слова: ренегатство, «уставшие», «отошедшие», предательство, провокаторство, богоискательство, Л.А. Тихомиров.

В.К. Романовский. Н.В. Устрялов об учении славянофилов и их влиянии на отечественную мысль и культуру.
В статье раскрывается идейно-политическое наследие основоположников славянофильства, их влияние на русскую общественную мысль и культуру в трактовке политического мыслителя Н.В. Устрялова.
Ключевые слова: славянофилы, политическая доктрина, Н.В. Устрялов, общественная мысль, культура.

А.П. Синелобов. Служилые иноземцы допетровской России: правительственная политика и повседневность.
Статья посвящена малоизученным вопросам службы европейских иноземцев в допетровской России. В статье раскрывается законодательная политика царской власти по отношению к служилым иноземцам и их реакция на указы, а также процессы адаптации и укоренения иноземцев на русской почве.
Ключевые слова: допетровская Россия, служилые иноземцы, Иноземский приказ, законодательство о службе иноземцев, традиции и европейские новации.

Методика

А.Н. Иоффе. Развитие коммуникативной культуры учащихся в общественных дисциплинах: способы организации дискуссий на занятиях.
В статье рассматриваются педагогические подходы к организации обсуждений на занятиях, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и общему повышению их коммуникативной культуры.
Ключевые слова: дискуссия, коммуникация, педагогический подход, ключевой навык.

О.В. Воробьева, Ю.Ю. Шаматова. Методическая разработка внеклассного мероприятия для IX класса на тему «Руссланд: Отечество после войны. Альтернативный взгляд на прошлое».
Статья посвящена разработке внеклассного мероприятия, которое спроектировано в рамках инновационной методической технологии изучения прошлого с использованием элементов альтернативной истории для наиболее эффективного воспитания патриотизма учащихся.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, антиутопия, альтернативная история, дискуссия.

Н.С. Дергачева. Проведение единого Всероссийского урока «День воссоединения Крыма с Россией».
В статье приведены методические рекомендации по проведению тематического единого Всероссийского урока «День воссоединения Крыма с Россией» для школьников разных возрастов. Автор предлагает различные варианты проведения данного тематического урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова: стандарты и программы, межпредметные связи, Крым и Россия, ФГОС.

С.В. Савельева. Методические рекомендации по изучению в школьном курсе Иранской революции 1905-1911 годов.
В статье представлена авторская методика по изучению Иранской революции 1905-1911 гг.
Ключевые слова: Иранская революция, страны Азии, исламская революция, турецкий путь модернизации.

Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов. Общая характеристика тем и задания к блокам обобщения по истории России XVI века.
Методический материал по истории Отечества с иллюстративным контентом.
Ключевые слова: историческое моделирование, история Отечества, блоки обобщения.

Труды молодых ученых

Н.В. Татаркина. Проблема использования переводных источников на уроках в школе.
На уроках истории в школе важно использовать переводные иностранные источники личного характера. Это развивает аналитические способности учеников и делает уроки более информативными.
Ключевые слова: преподавание истории в школе, переводные источники, источники личного характера, анализ источника, историко-культурный стандарт.

И.А. Суздальцев. Понятие «русская делегация» в Коммунистическом Интернационале в период I-IV всемирных конгрессов.
В статье делается попытка доказать, что формирование руководящих органов Коминтерна, принятие основных положений периода I-IV конгрессов происходило с учетом непосредственных интересов русской делегации.
Ключевые слова: III Интернационал, ИККИ, Бюро ИККИ, «21 условие», конференция трех Интернационалов, «пятерка», «бюро русской делегации».

А.О. Нагимова. Обсуждение проекта Сталинской Конституции 1936 года на примере Чебаркульского района Челябинской области.
Статья посвящена подготовке и проведению обсуждения проекта Сталинской Конституции 1936 г. в Чебаркульском районе Челябинской области. В ней прослеживаются основные этапы этого процесса, указываются их хронологические рамки и основные характеристики, на основе архивных данных.
Ключевые слова: Конституция 1936 г., сталинская Конституция, Чебаркульский район, Челябинская область.

Н.В. Кутайсова. Духовно-нравственное воспитание личности средствами современного краеведения в кадетских классах средней общеобразовательной школы.
Автор рассматривает актуальную проблему духовно-нравственного воспитания в современной школе.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, воспитание патриотизма, современное краеведение, кадетские классы.

Опубликовано в Журнал в 2019 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*