Контент


Содержание журнала № 1 2009

АННОТАЦИЯ 1-2009

Актуальная тема: КУРС РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА.

(Go to English version)

Ответы на вопросы редакции журнала «Преподавание истории в школе» Автор- Александр Анатольевич Данилов, д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки

Материал интервью освещает процесс разработки учебников и учебных пособий нового поколения по истории России и прежде всего, по истории России ХХ века. Автор одной из популярнейших линий учебников делится с читателями планами и трудностями, которые приходится преодолевать при реализации этих планов, дает характеристику составляющих частей УМК по курсу истории ХХ века и выделяет те инновационные моменты, которые отличают линию учебников нового поколения по Истории Отечества.

Ключевые слова: учебник по истории России, учебно- методический комплект, деятельностный подход, история России ХХ века.


Курс истории России ХХ века как система учебных задач

Автор- Александр Юрьевич Морозов, к.и.н., редактор отдела методики журнала «Преподавание истории в школе»

В рамках развивающего подхода историческое содержание должно быть преобразовано так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем (учебных задач). Но очевидно, что не связанные друг с другом учебные задачи не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Система же предполагает многоуровневость и тесные связи между элементами. В материале читателю предлагается такая система разработанная для курса Отечественной истории ХХ века.

Ключевые слова: История ХХ века, развивающий подход в обучении, система учебных задач, учебная задача.


Как создавался СССР


Автор- Владислав Якимович Гросул – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, Москва.

Дореволюционная Россия была страной где буквально с каждым десятилетием шел процесс усиления национальных движений, ставивших вопрос о целостности страны и государства. Россия – очень сложная по своему составу страна. Она весьма разнонациональна, разноконфессиональна и разногеографична. Подобрать единую идеологию к ней чрезвычайно трудно, и историческая практика показала, что в принципе русская идея должна быть наднациональна и надконфессиональна. И такая идея была разработана  в конце ХIХ – начале ХХ в. Ей оказалась идея социальной правды, то есть социализм, во многом ставший дальнейшим развитием изначальной русской идеи о необходимости господства правды и справедливости. Материал раскрывает сущность и основные этапы формирования этой государственной идеи.

Ключевые слова: Образование СССР, государственное строительство, национальная идея, социализм.


1937 год: девятая версия

Автор- Юрий Васильевич Аксютин – доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета.

Уже несколько десятилетий на затихают споры вокруг феномена сталинских репрессий. Существует по меньшей мере 8 версий относительно того, зачем Сталину понадобилось прибегнуть к массовым репрессиям в годы Большого террора. Статья дает обширную историографическую характеристику и классификацию этого явления и освещает новые взгляды на проблему Большого террора.

Ключевые слова: Большой террор, репресии, тоталитаризм.


Скрытые цели сталинских депортаций

Автор- Анатолий Азретович Алафаев, к.и.н., доцент Московского государственного областного университета.

Проблема депортаций, а также репрессированных и реабилитированных народов в последние десятилетия привлекла внимание немалого числа ученых. Ими собран и проанализирован большой эмпирический материал, который позволяет по-новому взглянуть на истоки и причины государственной политики депортации различных народов и этнических групп. Новое теоретическое осмысление практики массовых депортаций показывает, что национальные репрессии были проведены выборочно, по другим критериям, преследовала иные, скрытые цели, о которых говорит автор данной статьи.

Ключевые слова: депортация, репрессированные народы, национальные репрессии, национализм.


Вождь и элита: попытка визуализации отношений

Автор- Эдуард Новомирович Бельский – учитель истории и обществоведения, Москва.

Нет никаких сомнений, что в политическом развитии любого государства, включая и Россию, огромное значение имеют взаимоотношения между руководителем государства и правящим слоем. Тем более они важны в условиях недемократического государства, когда народ отстранен от принятия ключевых решений, а сами эти решения являются результатом внутриэлитных сражений и компромиссов. Это относится и к Советскому государству, политическая история которого может быть рассмотрена через призму взаимоотношений между «вождями» и партийной номенклатурой. Такой анализ поможет понять (и объяснить учащимся) логику политического развития СССР, найти ответы на такие ключевые вопросы, как причины «Большого террора», отстранения Н.С. Хрущева от власти, длительности правления Л.И. Брежнева, «перестройки» М.С. Горбачева. В данной публикации предпринимается попытка представить этапы взаимоотношений между «вождями» и партноменклатурой в СССР наглядно, с помощью схем.

Ключевые слова: элита, партийная номенклатура, условно- графическая наглядность, политическое развитие.


ный автором статьи анализ показал, что основы авторитаризма в России были заложены в средние века и стали следствием не прекращавшейся борьбы за государственную независимость. Выход из создавшейся ситуации виделся в централизации власти и всей системы управления созданной империей. Определенную роль в укреплении авторитарных черт российской государственности сыграла вековая традиция беспрекословного подчинения воле царя, значимость которого усиливалась его причислением к ставленникам Божьим.  На протяжении многовековой истории монархия в России не создала никаких механизмов самозащиты, поэтому не смогла в полной мере определить и правильно оценить тенденции развития российского общества, полностью удовлетворить его возраставшие потребности, что во многом предопределило ее крах.

Ключевые слова: монархия, самодержавие, авторитаризм, централизация власти.


Три эпохи в диалоге государства и церкви

Автор- Валерий Викторович Вяткин – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин Пермского института железнодорожного транспорта, член Союза писателей России.

Рассматриваемые в настоящей статье ХIХ, ХХ и начало ХХI века вместили в себя три типа (эпохи) государственно-церковных отношений: синодальный, советский и постсоветский; прослеживаются разные модели взаимодействия сторон и последствия этих взаимодействий.

Ключевые слова: церковь, государство. Государственно- церковные отношения, синодальная система.


«Пятая колонна» гитлеровской Германии в Латвии в  начале 1940-х годов

Авторы: Хелена Ивановна Дупате  ? доктор исторических наук, профессор; Евгений Николаевич Панин – кандидат исторических наук, Москва.

Воссоздание объективной истории событий 40-х гг. ХХ в.  в жизни Латвии является одним из важнейших этапов исторического исследования  этого прибалтийского государства, исторический путь которого в этот период изобиловал крутыми  драматическими поворотами и социально-политическими потрясениями. Только в условиях демократизации многих сторон современного общества стало возможным изучать и анализировать недоступные прежде или искаженные исторические проблемы, связанные с нашей отечественной историей.

Ключевые слова: История Латвии, пятая колонна, национализм, национальное меньшинство.


МЕТОДИКА


Диагностика профессиональных идеалов

Автор- Светлана Леонидовна Фролова – кандидат педагогических наук, заместитель начальника учебно-методического отдела по методической работе Института сервиса (филиал) ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,  Москва.

Поскольку приоритетной целью Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. является повышение его качества, огромную значимость сегодня приобрела проблема разработки критериев качества образования. Понятие «качество образования» было введено в педагогическую науку в 1998 г. С тех пор ученые и педагоги-практики пытаются дать развернутое толкование этого понятия. Этой проблеме посвящена и данная статья.

Ключевые слова: Модернизация образования, критерии качества образования, профессиональные идеал.


Политинформация как метод актуализации знаний на уроке истории

Автор- Николай Николаевич Идатчиков – учитель истории и обществоведения Приреченской средней школы, Красноярский край.

Проблема актуализации знаний является острой для современной школы. История, которая ближе всех стоит к политике, должна продемонстрировать учащимся свою актуальность в качестве инструмента познания действительности, а не выглядеть древним летописцем, едва успевающим фиксировать события. Эта задача должна решаться системно, начиная с формирования мотивации к  исследовательской  деятельности, научению  связывать знания по истории с происходящими событиями, рассматривать последние как следствия, причины которых лежат в прошлом.  Здесь нам может помочь известный с советских времен опыт так  называемой «политинформации», который  максимально позволяет подойти к решению задачи, поставленной стандартом общего образования.

Ключевые слова: актуализация знаний, политинформация, методы обучения.


Словарь понятий и терминов исторического образования

Авторы- Евгений Евгеньевич Вяземский, д.п.н., профессор Российской Академии повышения квалификации, Ольга Юрьевна Стрелова, д.п.н., профессор Хабаровского государственного университета.

Авторы представляют современную трактовку основных методических понятий и терминов, активно используемых в разработках и исследованиях.

Ключевые слова: методика преподавания, словарь, термины.


ЕГЭ


ЕГЭ по обществознанию: взгляд со стороны

Автор- Ю.Н. Мостяев – доцент кафедры социального управления, политологии и права Рязанского радиотехнического университета.

Для автора, преподавателя социально-политических дисциплин высшей профессиональной школы, удел которого работать с теми, кто уже прошел через процедуру ЕГЭ, это действительно попытка посмотреть на проводимый экзамен со стороны, отметить положительные и отрицательные стороны и последствия провдения ЕГЭ для высшей школы.

Ключевые слова: ЕГЭ по обществознанию.


Задание ЕГЭ по истории России на анализ исторических версий и оценок

Автор- Ольга Михайловна Хлытина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета.

Предмет внимания автора данной статьи-  задание ЕГЭ на анализ исторических версий и оценок (С5).  Рассматривается, каково его место и смысл в комплексе заданий ЕГЭ на проверку умений, как изменился формат задания в ходе эксперимента, какие проблемы возникают у учителей и экспертов при проверке и оценивании задания на анализ исторических версий и оценок, и, наконец, каковы возможные векторы эволюции структуры и содержательной основы задания. Автор обращается к материалам ЕГЭ по истории России и старается найти ответы на эти вопросы.

Ключевые слова: ЕГЭ по истории, контрольно- измерительные материалы, исторические версии и оценки.


СЕГОДНЯ В ЖУРНАЛЕ- ЗАВТРА НА УРОКЕ


Реализация технологии дидактического цикла на уроке истории

Автор- Александр Сергеевич Митькин – методист МИОО, учитель истории,  Москва.

Технология дидактического цикла направлена на организацию активного усвоения нового учебного материала. В основе данной технологии лежит теория Л.Я. Зориной (1989) о дидактическом цикле процесса обучения. Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Урок в данной технологии должен содержать в себе все структурные элементы процесса обучения. Статья посвящена теории и практике реализации технологии дидактического обучения в учебном процессе.

Ключевые слова: дидактический цикл, технология обучения, деятельностный подход.


СРЕДИ КНИГ И ЖУРНАЛОВ


История старообрядчества в учебной литературе российской школы (критические заметки на актуальную тему)

Автор- Светлана Владимировна Васильева ? кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Бурятского Госуниверситета, г. Улан-Удэ.

В современных условиях, когда в общественном сознании и в науке религиозная проблематика часто отождествляется с национальной, а духовность и культура сводятся только к религии, исследование истории и основ старообрядческого мировоззрения  является весьма актуальным. Сегодня  существует большое количество учебной литературы,  часть ее рассмотрена в статье. В центре внимания автора находятся те учебники  истории России, по которым ведется преподавание в российских школах и которые охватывают период со времени реформы патриарха Никона до современности.

Ключевые слова: старообрядчество, учебная литература, духовная культура, история религии.


ПИШИНФОРМБЮРО

Указатель статей, опубликованных в журнале в 2008 году.

Опубликовано в Журнал в 2009 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*