Контент


О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе

Евгений Евгеньевич Вяземский – доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), заведующий кафедрой методики преподавания истории; Людмила Николаевна Алексашкина – доктор педагогических наук, Институт стратегии развития образования РАО (ИСРО РАО), ведущий научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования; Ольга Михайловна Хлытина – кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, заведующая кафедрой отечественной и всеобщей истории.

 

В настоящее время в российском педагогическом сообществе создается, обсуждается и апробируется   новая версия ФГОС начального общего и основного общего образования. Если в отношении начального образования консенсус относительно найден, то с основным общим и средним образованием положение сложнее. При этом сам подход к разработке стандарта, проектированию его структуры и содержания выступает основанием для обсуждения более общих вопросов, в частности, приоритетов развития отечественного образования, его ценностей и целей. В государственных документах подчеркивается необходимость реализации «комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях; нормативно-правовое закрепление положения о корректировке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования… при наличии научного обоснования необходимости такой корректировки в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации и планом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»[i]. Таким образом, ФГОС рассматривается как современный, мобильный нормативный документ, обновляемый в интересах учащихся и общества в целом.

В процессе обновления школьных образовательных стандартов значительное внимание уделяется как их содержательному ядру, так и требованиям к результатам освоения содержания образовательных программ. Уместно напомнить, что названные требования вошли в число основных категорий стандартов второго поколения (2010–2012 гг.), где были сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по предметам базового учебного плана. В частности, к предметным результатам изучения истории в основной школе было отнесено следующее:

– овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

– умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира[ii].

Сформулированные в стандартах 2010–2012 гг. требования к результатам обучения в дальнейшем конкретизировались применительно к учебным предметам, ступеням образования и курсам. Так, в рамках серии книг издательства «Просвещение» был выпущен сборник «История. Планируемые результаты. Система заданий. V–IX кл.»[iii].

Предусматривалось, что для достижения планируемых результатов необходимо выстроить следующую цепочку: планируемый результат – проектирование учебного процесса (на уровнях программы, учебника, поурочного планирования) – организация учебной работы (с применением системы обучающих и контрольных заданий) – текущий контроль – итоговая аттестация.

Планируемые результаты определялись:

– в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории (на основе единой структуры познавательной деятельности школьников, методологической общности);

– в соответствии с дифференцированным подходом в обучении на двух уровнях – базовом («выпускник научится») и повышенном («выпускник получит возможность научиться»);

– в последовательности дидактических элементов: планируемый результат → умения, способствующие его достижению → обучающие и контрольные задания.

На настоящем этапе необходимость совершенствования ФГОС общего образования в области проектирования содержания и комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов изучения истории в школе неоднократно становилась предметом обсуждения на научных конференциях и страницах профессиональных изданий[iv]. Эксперты сошлись во мнении, что такая работа необходима для сохранения единого образовательного пространства страны в условиях вариативности образования, повышения обоснованности выбора учителем содержательных доминант и методики урока, проектирования контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации на единых методологических и методических основаниях и др.

Учитывая общественную и научную актуальность проблемы выбора оптимального подхода к доработке ФГОС основного общего образования, приведем наше видение системы предметных результатов изучения истории.

Основу требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы по истории составляют положения ФГОС основного общего образования (2010 г.), Историко-культурного стандарта по отечественной истории (2014 г.). Очевидно, что предметные результаты изучения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний и умений в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Общий перечень предметных результатов базируется на структуре историко-познавательной деятельности школьников, предопределенной логикой и системой процедур научного исторического познания (описание – анализ – объяснение – оценка)[v], и включает следующий перечень действий (определяющий типологию учебных задач):

  • 1) Знание хронологии, работа с хронологией: локализовать во времени ключевые исторические события и процессы; устанавливать последовательность и длительность исторических событий; соотносить хронологию отечественной и всеобщей истории.
  • 2) Работа с исторической картой: использовать историческую карту как источник информации об исторических событиях и процессах.
  • 3) Знание фактов, работа с историческими фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  • 4) Работа с историческими источниками: извлекать и анализировать информацию из исторических источников (письменных, визуальных, вещественных, устных).
  • 5) Историческое описание (реконструкция): составлять описания условий и образа жизни людей в прошлом, памятников культуры; рассказывать об исторических событиях, их участниках; составлять характеристику исторических личностей.
  • 6) Анализ, объяснение исторических событий, явлений: соотносить единичные исторические факты и явления, процессы; определять причины, сущность, последствия и историческое значение важнейших исторических событий; сравнивать исторические события и явления.
  • 7) Рассмотрение исторических версий и оценок: приводить версии и оценки исторических событий и личностей, излагаемые в учебниках, работах историков; определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям.
  • 8) Применение исторических знаний и умений в учебных ситуациях, общении, социальной среде: осуществлять подготовку учебных проектов по отечественной и всеобщей истории, истории родного края; применять исторические знания для раскрытия причин и сущности современных событий; использовать исторические знания как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Построение системы предметных результатов изучения истории предполагает уточнение перечня предметных умений, выступающих связующим звеном между планируемым результатом и видами познавательных заданий, с помощью которых он может быть достигнут и проверен. Таким образом, выстраивается цепочка: планируемые результаты изучения предмета «История», представляющие собой систему способов предметной историко-познавательной деятельности – комплекс умений, отражающий систему действий с учебным материалом – система познавательных заданий, ориентированных на формирование и (или) диагностику сформированности конкретных учебных действий по итогам изучения темы, раздела, курса или всех школьных курсов истории.

В представленной ниже системе предметные результаты сформулированы по годам обучения в сочетании содержательных и деятельностных компонентов (требования излагаются в соответствии с общей структурой подготовки школьников по истории и, вместе с тем, применительно к содержанию изучаемых в данном классе разделов курсов истории) с ориентацией на происходящее от класса к классу продвижение учащихся в овладении как знаниями, так и общеучебными и предметными умениями. Результаты даны в виде общего перечня по курсам отечественной и всеобщей истории. Данное обстоятельство не препятствует конкретизации требований применительно к отдельным разделам и темам курсов и в то же время позволяет обозначить общий уровень требований к подготовке школьников и возможности текущего и итогового контроля по всем разделам предмета «История».

 

Предметные результаты первого года обучения

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

– объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);

– называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;

– определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

  1. Работа с исторической картой:

– находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;

– наносить на контурную карту исторические объекты с опорой на исторические карты атласа;

– устанавливать на основе картографических сведений связь между природными условиями и занятиями людей.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

– указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

– группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

  1. Работа с историческими источниками.

– называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные, устные), приводить примеры источников разных типов;

– различать первичные (подлинные) памятники культуры изучаемой эпохи и вторичные источники (созданные в последующие эпохи), приводить примеры;

– извлекать из письменного источника явные (очевидные) исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы, образы; определять смысл (главную идею) высказывания, изображения;

– соотносить информацию источника с контекстными знаниями об эпохе; с помощью учителя отличать вымышленную (легендарную) информацию от достоверной.

  1. Историческое описание (реконструкция):

– характеризовать условия жизни людей в древности;

– рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

– рассказывать об исторических личностях (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

– давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

  1. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

– раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

– иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

– находить в учебнике и объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории;

– объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры.

  1. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

– излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимых в учебной литературе;

– высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

  1. Применение исторических знаний:

– раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

– выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе на региональном материале).

 

Предметные результаты второго года обучения

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

– называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2018 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*