Контент


Современный учебно-методический комплекс по отечественной истории: структура и содержание

Шапарина Ольга Николаевнакандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права, Московский государственный областной университет, г. Москва

30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на Историко-культурном стандарте (далее – ИКС). Вышедшие ранее Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) содержат требования к структуре и содержанию современного образования, среди них: реализация в обучении принципов системно-деятельностного подхода, требования к формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся. На основе принятого ИКС с учетом требований ФГОС были разработаны и вошли в Федеральный перечень (Приказ от 8 июня 2015 года №576) три линии учебников по российской истории издательств «Просвещение», «Дрофа» (Корпорация «Российский учебник»), «Русское слово». Наряду с учебниками, в Концепции был определен перечень пособий и иных материалов, входящих в новый учебно-методический комплект. Он включает: учебник, хрестоматию или сборник документов, исторический атлас, рабочую тетрадь и сборник заданий, книгу для чтения. Комплект для учителя состоит из нормативных документов, программно-методических материалов, примерных программ по истории, тематического планирования, предметных и курсовых методических пособий. Таким образом, начиная с конца 2015 г. и по настоящее время, издаются учебные пособия к указанным выше линиям учебников.

Автором проведен анализ шестидесяти пособий по отечественной истории для VI–Х кл. Среди них: рабочие тетради; тетради для контрольных работ; контурные карты; тетрадь для проектных и творческих работ; сборники рассказов; хрестоматии; методические пособия для учителя, включая технологические карты уроков и поурочные разработки, вышеуказанных издательств.

Задачи исследования:

– дать структурный и содержательный анализ широкому спектру современной учебно-методической литературы;

– проследить изменения в формах представления материалов в соответствии с требованиями ФГОС и ИКС;

– определить значимость издания учебно-методической литературы и ее место в работе учителя и организации познавательной деятельности учащихся.

Анализ историко-методического содержания современных учебников истории, электронных форм учебников и электронных информационных образовательных ресурсов – отдельная, очень серьезная и обширная тема для рассмотрения, поэтому в данной статье она останется вне поля моего внимания.

Остановимся на структуре, содержании и роли рабочих тетрадей по отечественной истории. Данный вид учебных пособий разработан ко всем трем линиям учебников. Обратимся к табл. 1, в которой систематизированы особенности всех изданных тетрадей.

Таблица 1

Сравнение структуры и содержания рабочих тетрадей по отечественной истории

Издательство «Дрофа» Издательство «Просвещение» Издательство «Русское слово»
Общее Все тетради содержат краткие аннотации, в которых изложена цель пособия, определены типы заданий. Данный вид учебных пособий предназначен для проверки знаний учащихся и закрепления материала учебника как на уроке, так и во внеурочной работе. Тетради включают задания на работу с учебником определенной линии. Как правило, в пособиях есть определенные условные обозначения. Типология заданий показана в табл. 2. Тетради соответствуют возрастным особенностям учащихся
Особенности рабочих тетрадей для VI–X кл. Буквами обозначены задания на формирование метапредметных компетенций (м) и личностных (л) качеств учеников. Иногда одно и тоже задание имеет оба условных знака.

Под метапредметными компетенциями подразумеваются планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и т. д.

Предлагаются задания на соотнесение курсов русской и всеобщей истории.

Качественные иллюстрации. Уделено значительное место заданиям по культурной жизни России

В аннотации к тетради для VII кл. указывается, что пособие включает задания разного уровня сложности ко всем параграфам учебника, а также тесты, кроссворды, шифрограммы и т. д.

В рабочей тетради для X кл. предложены задания на анализ указанных в задании сайтов, большее количество открытых вопросов, заданий на привлечение дополнительных источников, систематизацию материала в таблицах и схемах

 

 

Рядом с заданиями условные обозначения (работаем с фактами; заполняем таблицы и схемы; характеризуем историческую личность; думаем, размышляем; анализируем источник; обобщаем и повторяем)

 

Комментарии. Замечания. Выводы Интересные задания (включают иллюстрации, карты, работу с источником, тесты, понятия, работу с учебником, составление и заполнение схем и таблиц, творческие задания (составить рассказ, нарисовать что-то и т. п.)); вопросы, связывающие современность с предшествующими историческими периодами развития государства (через памятники, ордена, монеты, марки).

Мало заданий по одной теме: от 3 до 6. Незначительное место уделяется характеристике исторических деятелей, разбору причинно-следственных связей.

Тетрадь составлена в формате ЕГЭ. Задания усложняются от класса к классу, т. е. учитываются возрастные особенности учащихся.

Непонятно, почему выделяются только две группы компетенций. Возникает вопрос: почему формирование предметных компетенций считается авторами менее значимым?

Призыв авторов использовать при ответе дополнительные источники информации без указания списка литературы и источников приведет к некачественному результату.

Есть задания, которые вызывают вопросы. Например, в тестах на выбор ответа в задании написано: «Подчеркните правильный ответ», а не «Выберите верный ответ», что в дальнейшем приведет к путанице на экзамене.

В единственной тетради (VI кл.) к линии учебников данного издательства предлагаются изображения храмов (с.94-95)! В остальных заданиях по культуре требуется заполнить лишь таблицы, которые, с одной стороны, систематизируют информацию, а с другой, не запоминаются при отсутствии иллюстраций.

В тетради для VIII кл. есть разделение на задания для мальчиков и задания для девочек – непонятна их цель и обоснованность.

Тетради для IX и X кл. выпущены в 2-х ч., что дает преимущество по увеличению количества заданий по сравнению с пособиями других издательств.

Отсутствуют задания, кроме портретов политических деятелей, на анализ иллюстраций или самостоятельный их подбор, что приводит к обезличиванию, особенно вопросов культурной жизни

Практически нет заданий на выбор ответа. Везде требуется анализ материала и его отработка.

Интересные задания, авторы отошли от формата тестов, при этом выполнение заданий позволит подготовиться школьникам к ОГЭ и ЕГЭ. Авторы поддерживают познавательный интерес школьников.

Из всех рабочих тетрадей, на мой взгляд, данные пособия в большей степени ориентированы на реализацию требований ФГОС и ИКС.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2018 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*