Ольга Юрьевна Стрелова – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования.
3. Дополнительные информационные ресурсы и проблемы организации на их основе исследовательской деятельности школьников по истории и обществознанию.
Закончился год столетия революции 1917 г., а вместе с ним – всплеск общественного интереса к событиям и перипетиям прошлого. Некоторые историки и политологи уже перешли к необычным для обывателя действиям – к анализу коммеморации столетия революции и прогнозированию тенденций развития исторической политики в России на ближайшие годы .
В отличие от изменчивости социально-политической сферы устойчивое внимание к российской революции 1917 г. в школьном курсе отечественной истории обеспечено «пропиской» темы в ИКС (Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг.), а в курсе всеобщей истории – традицией оценивать влияние российской революции на зарубежные страны Азии, Европы и Америки.
Тем не менее, столетний юбилей российской революции 1917 г., по моему мнению, не может быть «проходным» для системы исторического образования школьников. Продолжая заниматься этим событием с педагогической точки зрения, я все больше убеждаюсь в том, что юбилей революции – это не столько кладезь идей для открытых уроков и внеклассных мероприятий (а это направление, к сожалению, доминировало в учебно-методических изданиях в 2017 г.), сколько серьезный повод задуматься над целью, содержанием и стратегиями гуманитарного образования в условиях вызовов сложного, многокультурного, быстро изменяющегося, открытого, информационно перегруженного мира.
Две первых статьи, уже опубликованные в журнале, были посвящены проблеме становления исторической памяти школьников с опорой на понятие «проект памяти» и проблеме изучения произведений живописи в школьных курсах истории и обществознания как исторических источников, а не иллюстраций прошлого .
Чем еще для педагогов интересна нынешняя практика коммеморации российской революции 1917 г.?
Век информационных технологий представил вниманию общественности любопытные произведения, которые в ХХ столетии обслуживали разные проекты памяти о 1917 г. Это почтовые открытки, марки, значки, плакаты, кино- и диафильмы, песни и т. п. И они заслуживают большего, чем расчленения на детали-информаторы в заданиях ЕГЭ и ВПР по отечественной истории!
В моей статье «Гости из прошлого: «1917» и «2017» читатели журнала могли познакомиться с необычными проектами памяти о революции 1917 г. Это, во-первых, рисунки московских гимназистов, воспроизводивших по заданию учителя на листках бумаги события бурного времени, которое уже их современники окрестили «Великой революцией». Но проекта памяти о революции в 1917 г. еще не существовало, поскольку «в момент совершения революции о ней мало говорят – ее делают, зато потом о ней только и говорят, особенно по праздничным датам…» Во-вторых, это особая подборка тех же рисунков и комментарии к ним в книге искусствоведа Н.Н. Гончаровой, изданной в 1987 г. к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В это время официальный проект памяти оказался в центре дискуссий о преданных современниками заветах Ленина и идеалах «Октября». Поэтому избирательность иллюстраций и стилистика комментариев объяснялись стремлением «влить новое вино в старые меха» советского проекта памяти о революции 1917 г. Наконец, третьим «гостем из прошлого» в 2017 г. стал оцифрованный диафильм, выпущенный в 1960 г. в самый благоприятный для проекта памяти об Октябрьской революции период. Тогда в СССР пришла «оттепель», а успехи советской науки и техники в освоении космоса, Арктики, целинных земель внушали оптимизм и уверенность в том, что не только полувековой юбилей революции 1917 г., но и ее столетие выльются в грандиозные торжества «прогрессивного человечества над миром капитализма».
Целью представления необычных «пришельцев» в журнале для методистов и учителей истории было мое желание познакомить педагогов с необычными информационными ресурсами по истории российской революции 1917 г. и научно-методическими подходами к их использованию в исследовательской деятельности школьников по содержательной линии «История и Память».
Суть этой линии, как и нового для исторической дидактики понятия «содержательная линия», была раскрыта в предыдущих статьях; проблему очередной статьи сформулируем так: организация исследовательской деятельности школьников на основе новых информационных ресурсов, которые входят в открытые учебно-методические комплексы (далее – УМК) по истории, обществознанию и другим предметам социально-гуманитарного цикла на правах дополнительных информационных ресурсов.
В данном контексте УМК – это целостная многоуровневая система, основанная на инновационных формах, методах и интерактивных средствах обучения, с помощью которой образовательный процесс организуется и поддерживается в соответствии с требованиями ФГОС ОО к комплексным результатам (предметные, метапредметные и личностные результаты) общего образования.
УМК нового поколения, адекватный вызовам XXI в., образуют:
– инвариантное ядро, состоящее из концептуально-программных документов, учебных и методических пособий на бумажных и электронных носителях . Другими словами, «ядро» – это специально подготовленный в определенном издательстве информационно-образовательный и программно-методический ресурс для изучения конкретного учебного предмета / курса. Издательства по понятным причинам рекламируют свои УМК как самодостаточные для подготовки к школьным урокам и экзаменам;
– вариативную оболочку, т. е. «вспомогательные информационные ресурсы УМК», в которую входят справочные, информационно-познавательные, учебно-методические пособия и материалы, ориентированные на учебный предмет и внеклассную работу, но без привязки к конкретным рабочим программам и школьным учебникам. Эти ресурсы могут издавать разные издательства и в разное время. Задача учителя – профессионально подходить к отбору и использованию вспомогательных ресурсов, не создавая информационной перегрузки учащихся;
– внешнюю и фактически безграничную третью оболочку – «дополнительные информационные ресурсы УМК», включающую в себя широкий пласт артефактов и источников на всех видах носителей информации, которые специально не создавались для учебных целей. Это – художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного искусства, художественные и документальные фильмы, теле- и радиопередачи, периодические издания, блоги, сайты, локальные достопримечательности, предметы повседневности, анекдоты, слухи, граффити, реклама и т. п.
Внимание к дополнительным информационным ресурсам (далее – ДИР) в начале XXI столетия объясняется несколькими причинами. Попробуем раскрыть их в связи со столетием российской революции 1917 г.:
– ДИР включают в себя все созданное человечеством на протяжении тысячелетий его истории. Интегрированные в сферу образования на основе историко-культурологического подхода, они превращают образование в «неисчерпаемое задание культуры всем и каждому». ДИР по истории российской революции 1917 г. и ее коммеморации включают в себя широкий круг источников, из которых только мизерная часть представлена в ядре УМК и его вспомогательных ресурсах;
– ДИР образуют культурно-информационный контекст современного общества, изоморфный этому обществу и находящийся в постоянном движении: бесконечна, непрерывна и противоречива «лента новостей» о событиях в стране и мире; ежеминутно (если не чаще!) создаются новые произведения живописи, литературы, кино, архитектуры и т. п.; но в то же время сознательно уничтожаются «чужие» памятники, «вредные книги», «старые» здания и т.д. К их исчезновению причастны силы природы, но еще больше люди, охваченные борьбой с «чужими» ценностями, идеями, реликвиями. Таким образом, ДИР отражают многообразие и противоречия современной жизни. За сто лет, прошедших после революции 1917 г., в нашей стране и за рубежом было создано и уничтожено неисчислимое количество произведений самых разных жанров и оттенков… Их судьбы придают новое измерение контенту исторического образования, помогают понять прошлое и настоящее лучше, чем «скупые строчки школьных учебников»;
– ДИР – это также возможность выйти за страницы учебных книг, расширить горизонты познания, почувствовать «связь времен» и «связь обучения с жизнью», потому что в силу объективных причин содержание общего образования в век информационных технологий не успевает ни за жизнью, ни за «передним краем науки». Столетие революции 1917 г. – удобный повод ввести в историко-педагогический тезаурус новое понятие – «проект памяти», а по линии «История и Память» обогатить содержание учебного предмета актуальными источниками и сюжетами;
– ДИР не только обращают наше внимание на отсутствующие в учебных фондах источники, но и создают условия для формирования способностей к их прочтению с позиций исторического, культурологического, антропологического, многоаспектного, многоперспективного подходов и критического мышления. Например, почтовые марки, значки, открытки, монументы и т. п., созданные к разным юбилеям Октября, – это уникальная для ровесников XXI в. возможность проникнуть в коллективное сознание людей прошлого, попытаться понять его символы и идеалы;
– ДИР – это реальное поле и результат проектирования педагогами и школьниками индивидуальных информационно-образовательных сред исходя из собственных интересов и возможностей. Столетие революции 1917 г., благодаря информационно-коммуникационным технологиям, явило беспрецедентный пример выхода из забвения множества ранее неизвестных фактов и документов, закрытых тем, забытых «героев». Российская революция и ее последствия в начале XXI в. оказались значимыми в невостребованных прежде ракурсах: устная и семейная история, повседневность, женщины и дети в революции, «революция на местах» и т. д.
Но дополнительные информационные ресурсы, как уже было сказано, не создаются под цели образования, они приобретают педагогические свойства в определенных условиях. «Есть тексты – звенья, фрагменты культуры (…), которым суждено или не суждено стать учебными в процессе взаимодействия конкретных учеников и учителя <…> Этим текстам еще предстоит быть переиначенными, переведенными на язык внутренней, ментальной речи непосредственными участниками процесса обучения, еще появятся собственные вопросы, означающие понимание учеником этой ситуации, и т. д.» (курсив мой – О.С.).
Процесс «переиначивания», т. е. перевода информационных ресурсов в образовательно-информационные, прост и сложен одновременно: «Педагог вносит в содержание образования свое видение, свое эмоционально-ценностное отношение, свои сомнения, вопросы, находит в этом фрагменте культуры свои мысли. Обращаясь к учащимся, он создает предпосылки для построения “живого знания”, актуализирует их опыт, создает условия для его перестройки и обогащения, организует совместную деятельность по осмыслению содержания образования» (курсив мой – О.С.).
Таким образом, поиск и педагогическая переработка информационных ресурсов в дополнительные становится сначала основой проектной деятельности учителя, а размышления над новыми ДИР – основой исследовательской и коммуникативной практики школьников.
Факт опубликования исторических плакатов, карикатур, почтовых открыток, фотографий в формате хрестоматии, альбома или «летописи событий» еще не означает, что эти материалы готовы к использованию на уроках и во внеклассной работе. Авторы нового альбома «Великая революция 1917 г.» , например, откровенно заявляют, что «постарались отойти от оценочных суждений как исторических деятелей, так и событий», «не стремились интерпретировать публикуемые исторические источники, в числе которых немало карикатур революционного времени», дали возможность «читателю самому поразмышлять о событиях 1917 г., сделать о них самостоятельный и непредвзятый вывод».
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.