Контент


Как вытащить детей из кроличьей норы Интернета в реальный мир

Агафонов Сергей Валерьевич – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 627, Москва

Любому учителю знакома картина – вы идете по школьному коридору до уроков, на перемене, после уроков и все чаще видите детей, уткнувшихся в телефоны и планшеты; и на уроках такое бывает, но, понятно, реже. Учеников, проводящих таким образом свой досуг, становится все больше, и это объяснимо. Несмотря на все проблемы современного мира: гримасы климата, экономические кризисы, международный терроризм, СПИД и т. п., человечество, в том числе и в России, никогда еще не жило так комфортно и в материальном плане, и, особенно, в виртуальном. Конечно, мы живем далеко не в мире «Полудня» братьев Стругацких, в котором разрешены основные политические, социально-экономические и экологические проблемы, и остается только выводить на путь прогресса жителей Арканара и Саракша. Но современная массовая российская бедность не ходит в лаптях и не живет в курной избе под соломенной крышей и земляным полом; не ковыряет землю сохой; не сечет в котел крапиву и лебеду, чтобы дотянуть до нового урожая. Ее тяготы освещены электричеством, декорированы телевидением, подключены к Интернету; недоедание сменилось ожирением из-за трэш-фуда; алкоголизм усугубился наркоманией. Можно вообще не работать благодаря системе социального обеспечения и волонтерам. Детского труда как массового явления в нашей стране не существует. Все за редким исключением ходят в школу. Но, как они там себя чувствуют? Пусть это сравнение не покажется странным, но отношение многих и многих учеников к школе и миру за ее пределами, в том числе, виртуальному, напоминает начало сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес»: «Алисе наскучило сидеть с сестрой без дела на берегу реки; разок-другой она заглянула в книжку, которую читала сестра, но там не было ни картинок, ни разговоров.

– Что толку в книжке, – подумала Алиса, – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?

Она сидела и размышляла, не встать ли ей и не нарвать ли цветов для венка; мысли ее текли медленно и несвязно – от жары ее клонило в сон. Конечно, сплести венок было бы очень приятно, но стоит ли ради этого подыматься?

Вдруг мимо пробежал кролик с красными глазами.

Конечно, ничего удивительного в этом не было. Правда, Кролик на бегу говорил:

– Ах, боже мой! Я опаздываю.

Но и это не показалось Алисе особенно странным. (Вспоминая об этом позже, она подумала, что ей следовало бы удивиться, однако в тот миг все казалось ей вполне естественным). Но, когда Кролик вдруг вынул часы из жилетного кармана и, взглянув на них, помчался дальше, Алиса вскочила на ноги. Ее тут осенило: ведь никогда раньше она не видела кролика с часами, да еще с жилетным карманом в придачу! Сгорая от любопытства, она побежала за ним по полю и только-только успела заметить, что он юркнул в нору под изгородью.

В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как же она будет выбираться обратно…»[i] Кажется, понятно, что «сестра с книжкой без картинок и разговоров» – это, к сожалению, наша школа. «Конечно, сплести венок было бы очень приятно, но стоит ли ради этого подыматься?» – это отношение детей к некоторым нашим педагогическим и методическим потугам. Экраны телефонов и планшетов – это кроличьи норы, в которых пропадают наши дети, и ведут их эти норы отнюдь не в Страну чудес, а скорее в Страну дураков, где они, как Буратино, сидят на Поле чудес, тщетно ожидая, когда из зарытых в землю пяти золотых вырастет денежное дерево. Что же делать? Почему бы учителю самому не становиться время от времени «кроликом с часами и жилетным карманом»? Нам нужно по-хорошему удивлять наших детей, заставлять их вылезать из кроличьей норы в реальный мир, который и есть на самом деле настоящая «Страна чудес», только нужно показать туда верную дорогу.

Вот один из способов (продуктивно и без эксцессов он может быть реализован с обучающимися VIII–XI кл.): в каждом большом и маленьком населенном пункте обязательно есть хотя бы один неизвестный или забытый памятник архитектуры. Неизвестный кому? Забытый кем? Массовым сознанием социума этого конкретного локуса, ведь у людей есть дела более важные, нежели ежечасно испытывать восторг по поводу близкого соседства с памятником архитектуры. А что за памятник архитектуры? Вероятно, это сооружение, свидетельствующее об уже ушедшей эпохе, и ему даже не обязательно быть редким или единственным в своем роде. Ценим же мы кварталы доходных домов конца XIX – начала XX в. в Петербурге, почему не ценить так же кварталы «хрущоб»? Тем более, что последним в Москве грозит уничтожение. Главное, чтобы современность минимально вмешивалась в облик здания. Поэтому, кстати, так ценят настоящие знатоки некоторую ветхость памятников архитектуры. Это может быть не только жилище или культовое сооружение, но и строение производственного назначения – завод, коровник, склад, магазин и т. п. Памятниками архитектуры могут быть здания, где создаются общественные блага – школа, поликлиника, дом культуры и т. д. Возможно – это элемент инфраструктуры: мост, фонарный столб, набережная, забор, водозаборная колонка и пр. Такие объекты можно обнаружить везде и их необходимо ценить т. к., именно они укореняют человека в его среде обитания. Особенно, если с таким памятником архитектуры связана какая-нибудь история, легенда, притча…

Учитель и сам ничего об этом может не знать, но наше незнание, неумение – это самый замечательный ресурс для развития, который только можно себе представить. А теперь, как эти ресурсы – местный памятник архитектуры и наше незнание о нем – можно использовать для того, чтобы вытащить и детей, и самих себя из кроличьей норы виртуальности. Самое простое – объяснить школьникам, что есть исторический объект, попросить их найти что-либо подобное и сфотографироваться на его фоне, чтобы доказать, что они там действительно были. Таким образом, мы используем в образовательных целях селфиманию, свойственную современному человеку. Из фотографий в классе, а лучше в школе, можно устроить выставку. Их можно разместить на интернет-форуме своей малой родины (такие есть везде) и бросить клич пользователям – кто что-либо знает об этом памятнике и сможет сообщить интересные факты. Кто-нибудь обязательно откликнется. Помогут и члены семей учеников, если они обратятся к ним с подобными вопросами. И здесь возникает возможность реализовать еще один ресурс – страсть современных подростков все и вся снимать на видео. Можно дать ребятам задание снять на фоне этого памятника видео с рассказом о нем или историей с ним связанной, а, может быть, кто-то сможет ее инсценировать. Желательно, чтобы это была групповая работа. Заметьте, при минимальном участии педагога. Важно лишь не забыть проинструктировать детей на предмет соблюдения правил техники безопасности и заодно актуализировать их знания кодекса об административных правонарушениях. Далее можно использовать эти фотографии, видео и найденную информацию как источники (раздаточный материал) на уроке истории, посвященном периоду, когда этот памятник был сооружен; вставить их в презентацию учителя, объясняющую новую тему… Автор статьи живет в Москве и особенно неравнодушен к конструктивистской архитектуре, полагая ее последним по времени «большим» оригинальным стилем не только в отечественном искусстве зодчества, но и в мировом. Это его личное мнение. В период изучения советской культуры 1920-х гг. он дает своим ученикам задание – найти и сфотографироваться на фоне знаменитого дома Константина Мельникова (когда он еще был предметом судебных тяжб)[ii] в Кривоарбатском переулке, а теперь, когда дом стал музеем[iii], посетить его и привести доказательства своего посещения. Обычно они легко выясняются с помощью нескольких уточняющих и проблемных вопросов, которые, разумеется, вознаграждаются отличной оценкой. Оценка должна быть такой, чтобы не отвратить школьника от приобщения к «высокому, разумному, доброму, вечному». Если ученик «плавает», лучше ему ничего не ставить, а дать шанс исправиться. И вот известные трения между разными поколениями одной семьи, учителем и его учениками сглаживаются, немая среда обитания начинает с нами говорить, историческая эпоха оживает в родных лицах и образах. Сами собой на память приходят стихи А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам… 

Можно использовать и еще один замечательный способ вызволения учеников из плена виртуальной реальности. Как бы широко не применялись современные методики преподавания, наши дети слишком много времени проводят в сидячем положении; постоянно погружены в «дивный новый мир» беспрестанно обновляющейся цифровой грезы; чем дальше, тем труднее конкурировать с ним учителям. Поэтому учеников надо поднимать из-за парт, выводить к доске. Конечно, ответы у доски все еще практикуются, но, положа руку на сердце, признаемся себе, так ли уж они эффективны, доставляют ли они удовольствие и учителю, и классу, и самому отвечающему… А ведь пространство у школьной доски можно и нужно временами обращать в подобие театральной сцены, и не только предлагая инсценировать школьникам знаменитые исторические ситуации. Например, когда Жоржа Дантона везли на казнь мимо дома Робеспьера, он бросил: «Ты – следующий, Максимилиан!» или ситуации, когда Александр, узнав, что его отец – император Павел I убит – разрыдался, то услышал от графа Палена, одного из руководителей заговорщиков: «Полно ребячиться, государь! Ступайте царствовать». Почему бы ни предложить ребятам составить и прочитать у доски коротенький монолог от лица атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму или щита князя Олега, прибитого им на врата Царьграда. Можно и усложнить задачу: дать задание придумать диалог между конями Пересвета и Челубея, сошедшимися в смертельном поединке на Куликовом поле; попробовать инсценировать такие сюжеты: Сталин берет интервью у Ивана Грозного или Александр III допрашивает своего сына Николая II – «Почему ты не сохранил Российскую империю, которую я оставил тебе в наследство?» Во всех этих случаях ученикам придется обратиться как к учебнику, так и к дополнительным источникам. А это и есть наша цель – освоение программы, но не ради программы, а ради решения главной задачи образования: помочь найти человеку, вступающему в жизнь, себя в этом мире, создать условия, чтобы он жил своей жизнью. Добиться этого без обращения к прошлому, без опыта бытия «другим» невозможно.

Примечания

[i] Льюис Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес» / Пер. Н. Демуровой. М., 2016., С. 9–10.

[ii] URL: https://lori.ru/7608049 – фото Дома Мельникова в фотобанке Лори.

[iii] URL: http://muar.ru/dom-melnikova – сайт Дома-Музея Константина и Виктора Мельниковых.

Опубликовано в Статьи за 2017 год.


Один комментарий

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.

  1. Светлана пишет:

    Очень практически полезный опыт. Возьму на вооружение и буду использовать и развивать!!!



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*