Илья Кучанов – кандидат исторических наук, учитель истории
Накануне нового учебного года российское руководство сделало учителям долгожданный подарок – был отправлен в отставку крайне непопулярный в педагогическом сообществе министр образования, а значит, появилась реальная надежда на прекращение бездумной оптимизации сельских школ и повсеместной коммерциализации образования. Несомненно, это кадровое решение свидетельствует о наметившейся в последнее время тенденции на обновление элиты, что можно только приветствовать. С другой стороны, данный шаг можно рассматривать и как принесение «сакральной жертвы» накануне выборов. Поскольку в условиях затянувшегося экономического кризиса власть едва ли способна реально улучшить материальное положение работников бюджетной сферы, она вынуждена искать другие способы заручиться их поддержкой.
Причина всплеска интереса к проблемам педагогического сообщества лежит на поверхности: несмотря на постоянно демонстрируемые внушительные рейтинги правящей партии, без лояльности со стороны учителей победить 18 сентября ей будет непросто. Ведь педагог – это не только один из самых дисциплинированных избирателей, но и в некоторой степени агитатор, формирующий мировоззрение будущих избирателей. Основная же причина заигрывания власти с учителями заключается в том, что именно они составляют костяк избирательных комиссий всех уровней, и именно от них во многом зависит прозрачность процесса подсчёта голосов.
С учётом переоценки роли России на мировой арене заявления руководства страны о наметившейся консолидации общества и готовности провести честные выборы на этот раз могут представлять собой не просто декларацию о намерениях. Некоторый оптимизм внушает смена руководства ЦИК и ряда региональных избирательных комиссий. Хочется надеяться, что власть извлекла уроки из событий 2011 г. и не даст повода для массовых протестов, вызванных вопиющим попранием народного волеизъявления.
Между тем, похоже, что некоторые чиновники живут вчерашним днём, считая заявления первого лица государства ритуальным сотрясанием воздуха. Как и пять лет назад, они по привычке спускают вниз по вертикали установки на достижение на выборах нужного результата любой ценой. Успех или провал данной «инициативы» в свою очередь во многом будет зависеть от позиции, которую займёт педагогическое сообщество.
Попробуем разобраться, почему некоторые учителя и школьные администраторы сознательно идут на нарушение закона, проводя в учебных заведениях агитацию за правящую партию, а также непосредственно участвуя (или потворствуя бездействием) в процессе фальсификации результатов голосования. Страх перед санкциями со стороны начальства, укоренившееся представление о предрешённости итогов выборов, материальная заинтересованность – вот комплекс причин, позволявших ранее обеспечивать «правильные» результаты голосования.
Думаю, что многие коллеги согласятся с тем, что существующая система оплаты труда педагогических работников позволяет директорам школ с помощью стимулирующих выплат, составляющих значительную часть заработной платы учителей, эффективно «воздействовать» на сотрудников путём поощрения «общественных активистов» и наказания противников «генеральной линии партии и правительства». На мой взгляд, именно с этим во многом связано распространение на прошлых выборах таких видов нарушения законодательства как принуждение учителей к голосованию по месту работы с использованием открепительных удостоверений.
Не в лучшей ситуации находятся многие руководители образовательных учреждений, вынужденные вовлекать сотрудников в противоправные действия. Истории о том, как на закрытых совещаниях перед выборами представители администраций городов и районов дают директорам школ разнарядки по ожидаемым результатам голосования, достижение которых необходимо обеспечить любыми способами, широко обсуждаются в СМИ. Требование же отчитаться за количество педагогов, проголосовавших по месту работы, вообще повсеместно считается в порядке вещей.
Для обеспечения беспрекословного выполнения «спускаемых» указаний существует целый набор инструментов воздействия на руководителей образовательных учреждений. Помимо личной материальной заинтересованности (политическая лояльность стимулируется премиями от Управлений образования, а также возможным карьерным ростом) не меньшую роль для директоров школ играют неформальные отношения с главами местных администраций. В условиях постоянного недофинансирования, характерного для провинциальных школ, именно от них зависит решение многих хозяйственных вопросов, а зачастую и обеспечение нормального функционирования школы.
Не следует забывать и о том, что многие директора учебных заведений являются депутатами местных органов власти от правящей партии, а значит, лично заинтересованы в её высоких результатах на выборах. В соответствии с проводимой политикой «кнута и пряника» для особо строптивых директоров существуют и другие аргументы: многочисленные проверки со стороны различных контролирующих органов, выявление нарушений в учебном процессе и обвинение в нецелевом использовании средств.
С сожалением приходится констатировать, что, принуждая учителей нарушать закон, представители власти лишают их права на честное имя и превращают в соучастников преступления. В этих условиях от каждого работника избирательной комиссии на предстоящих выборах требуется строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства, обеспечение прозрачного и объективного подсчёта голосов. Независимо от возможного инструктажа со стороны начальства необходимо помнить о том, что, препятствуя народному волеизъявлению под воздействием подкупа или угроз, вы становитесь исполнителем или соучастником преступления.
Поскольку подавляющее большинство учителей всегда были патриотами своего Отечества, хотелось бы обратить внимание коллег на огромную ответственность, которая лежит на нас в это непростое время. Сложилась ситуация, при которой настоящие сторонники власти заинтересованы в честных выборах не в меньшей степени, чем оппозиция – ведь в противном случае легитимность нового российского парламента будет поставлена под сомнение не только внутри страны, но и на международной арене.
Не менее важен и моральный аспект обсуждаемой проблемы. Безоговорочно подчинившись «установке сверху», сможете ли вы после этого смотреть в глаза своим ученикам, обсуждая права граждан на свободные выборы? Что ответите выпускнику-избирателю, узнавшему, что его голос с вашей помощью был незаконно засчитан в пользу «правильной» партии? Тем же учителям, которые считают себя верующими людьми, не стоит забывать и о том, что фальсификацию итогов выборов как всякую ложь и воровство (а именно так можно квалифицировать кражу голосов) следует рассматривать как тяжкий грех, за который предстоит дать ответ не только перед людьми, но и перед Богом.
Сейчас, как никогда раньше, нашим педагогам необходима моральная поддержка со стороны соотечественников. Учитель должен быть избавлен от навязываемого ему чересчур ретивыми представителями власти унизительного выбора между сохранением честного имени и возможностью продолжать заниматься любимой работой. Ведь даже афиширование фактов принуждения к противоправным действиям может стоить педагогу не только потери премии, но и привести к последующей травле со стороны начальства и коллектива. В этой связи ни один подобный случай не должен остаться без внимания и незамедлительной реакции представителей гражданского общества. Только совместными усилиями можно положить конец этой порочной практике и сделать выборы по-настоящему чистыми.
Поверьте, возможность жить и работать без угрызений совести дорогого стоит! Чтобы не потерять морального права дальше учить и воспитывать детей, мы должны сдать 18 сентября свой экзамен. Это будет экзамен на звание Гражданина России, который сделал всё от него зависящее, чтобы выборы были честными!
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.