Е.А. Крючкова – кандидат педагогических наук старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО, Москва.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»[i]. Изменение воспитательной парадигмы было отражено в базовых нормативных документах, главным из которых является ФГОС. В течение первого десятилетия XXI в. прежде всего уточнялись цели образования (в том числе воспитательный компонент), а также условия их реализации. Стандарт первого поколения 2004 г., основанный на новой образовательной модели (личностно-ориентированное образование, равноправность субъектов образования, диалог, сотрудничество, принципы гуманистической педагогики и др.), содержал и элементы традиционной воспитательной парадигмы (прежде всего, воспитание как процесс; требования к воспитанию сформулированы в целях образования и др.). Стандарт второго поколения ориентирован на результаты освоения основной образовательной программы, соответственно, результаты воспитания воплощаются в личностных характеристиках выпускника («Портрет выпускника школы»)[ii].
К X кл. учащиеся приобретают ценностные установки и ориентиры (понимание и принятие культурного многообразия мира, уважение к культуре другого народа, толерантность, неприятие любого проявления человеконенавистничества), воспринимают себя гражданами Российской Федерации, осознают эмоционально-ценностную связь с конкретной семьей, этнической общностью, понимают роль традиционных религий в общественной жизни, испытывают потребность в социальном взаимодействии, готовы к социальной и гражданской солидарности, понимают необходимость позитивного межкультурного взаимодействия в социуме; овладевают предметными и метапредметными компетенциями, позволяющими открывать и познавать окружающий мир, понимать роль культуры и науки в развитии человечества, осознавать себя как личность, способную к развитию и самосовершенствованию[iii].
Старшие классы – это пора достижения социальной зрелости и гражданского возмужания юношей и девушек 16–17 лет. В этом возрасте приобретаются мировоззренческие установки, приоритеты в социальном общении и социальной деятельности, появляется интерес к определенным предметным направлениям, к политической и социально-экономической сфере общества, к культуре и науке, проявляется готовность к активному участию в общественной жизни, к профессиональному самоопределению и выстраиванию своей будущей жизненной стратегии. Согласно Д.Б. Эльконину, ведущей деятельностью в возрасте 15–17 лет является учебно-профессиональная.
Учащиеся, приступающие к обучению в старшей школе, обладают личностными качествами и имеют соответствующий уровень достижений по предмету – это основа для развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания школьников. Структура перечисленных свойств включает:
– личностный уровень освоения заложенной в содержании исторического образования системы социальных ценностей (социально-нравственный опыт человечества), в том числе процедуры оценивания и принятия или, наоборот, их отторжения; сформированность на этой основе ценностно-деятельностного отношения к окружающему миру, а также способность к рефлексии, саморазвитию личностных психологических, гражданско-социальных и морально-нравственных качеств;
– достигнутый уровень сформированности общеучебных и предметных умений, помогающий освоению, присвоению, трансляции, применению в социальной практике позитивных ценностей содержания исторического образования;
– освоенный на ступени основной школы когнитивно-знаниевый компонент исторического образования (факты, события, явления, процессы истории России в контексте всеобщей истории), необходимый и значимый для понимания роли России в мировой истории, формирования эмоционально-ценностного и ценностно-деятельностного отношения к истории Отечества.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г., № 1089) не потерял своей актуальности и в настоящее время. На него ориентированы предметные КИМы ЕГЭ. Отметим важные особенности данного документа.
- Были заявлены цели школьного образования как общего, так и по предметам[iv].
- Была введена уровневая дифференциация в старшей школе. Приоритетной целью являлось формирование национальной идентичности[v], воспитание гражданственности.
Истории и на базовом, и на профильном уровнях отводилась важная роль в «воспитании гражданственности, национальной идентичности, развитии мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин»[vi]. В то же время значительная часть целевых установок была ориентирована на развитие интеллектуальных, информационных умений и способностей; на профильном уровне был явный уклон на развитие интеллектуально-аналитических умений учащихся, свойственных скорее университетскому, а не школьному образованию[vii].
В стандарте второго поколения приоритетной стала та часть целей, которая напрямую касалась духовно-нравственного, социального и гражданского воспитания школьников (не только в отношении истории). Переосмысление и трансформация общего стратегического направления развития образования были непосредственно связаны с проблемами, наиболее остро проявившимися в начале XXI в.: духовной деградации, социальной разобщенности, несформированности институтов гражданского общества и правового государства.
На первый план вышли ценностные ориентиры развития образования и ценностный фундамент содержания образования.
Целостное представление о выполнении средней (полной) школой своих воспитательных целей и задач дает «Портрет выпускника школы»[viii], а также перечень «Личностных результатов освоения основной образовательной программы»[ix]. Содержание этих пунктов отражает основные результаты воспитания, соответствующие основным направлениям развития личности, перечисленным в «Системе базовых национальных ценностей» (личностная культура, семейная культура, социальная культура)[x].
Анализ требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы (ФГОС второго поколения) показывает, что перечисленные положения (в большей или меньшей степени) реализуются, в том числе, и через содержание исторического образования. Главные среди характеристик выпускника средней школы: российская гражданская идентичность, патриотизм, знание и гордость за исторические свершения России, уважение к многонациональному народу страны, уважение к государственной символике, готовность к защите и служению Отечеству, активная гражданская позиция, приверженность гуманистическим ценностям, сформированность социальных установок и мировоззрения, толерантное сознание и поведение в полиэтничном, многоконфессиональном обществе, нравственное поведение, способность к саморазвитию, самообразованию, способность к сотрудничеству в коллективе (разновозрастном, с поликультурным и многоконфессиональным составом и др.)[xi].
В стандарте второго поколения требования к предметным результатам освоения базового курса истории даны обобщенно, не отражают формирования личностных характеристик обучающегося через предмет, не включают перечень основных дидактических единиц исторического содержания, а затрагивают в основном умения предметной деятельности, что соответствует главному методологическому подходу стандарта – системно-деятельностному. Недостатком стандарта является отнесение содержательно-дидактической единицы «понимание места и роли России в мировой истории» к углубленному уровню[xii]. Освоение данной содержательной единицы должно происходить не только на базовом уровне старшей школы, но быть актуально уже в основной школе на всем протяжении изучения отечественной истории. В стандарте второго поколения уровневая дифференциация (базовый или углубленный уровни) в отношении воспитательных задач различается на профильном уровне более высокой степенью освоения предметных умений – оценочных, подразумевающих оценивание ценностного компонента исторического образования (работа с различными историческими версиями, владение элементами историографии), аналитических – умение самостоятельного анализа исторических источников[xiii]. Таким образом, способы и механизмы воспитания через историческое образование в стандарте прямо не заявлены. Примерная программа по истории конкретизирует личностные характеристики выпускника[xiv] как результат освоения содержания исторического образования. Механизмы воспитания определены на уровне видов учебной деятельности (выработка и формулирование собственных оценочных суждений)[xv].
В современных условиях геополитических и социально-экономических вызовов России возрос интерес к отечественной истории, который в такие моменты всегда служит неисчерпаемым источником и резервом для воспитания патриотизма и идеи служения Отечеству.
Заинтересованность государства в формировании единого историко-культурного пространства выразилась в принятии в 2014 г. Историко-культурного стандарта (ИКС) как составной части Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории[xvi].
ИКС предусматривает линейную концепцию изучения курсов истории с V по X кл. В XI кл. на базовом уровне предусмотрен курс «История России в мировом контексте». Задачи изучения истории на базовом и на углубленном уровне объединены. Профильный уровень предполагает подготовку к итоговой аттестации по истории и ориентацию на дальнейшее профессиональное образование.
Новшеством по отношению к предшествующему периоду постсоветского развития стало прямое формулирование оценочных подходов в отношении некоторых ключевых событий истории России. Это вызвано стремлением поддержания единого образовательного пространства в области обучения истории и появлением необъективных исторических оценок и подходов, искажающих историческую реальность, исходящих от политических сил, стремящихся к межконфессиональному и межнациональному обострению и активизировавшихся в условиях геополитических и цивилизационных вызовов России. В данном случае роль исторического образования заключается в предъявлении сбалансированной версии истории, объединяющей, а не разъединяющей многонациональный народ России.
ИКС призван усилить роль исторического образования как основы формирования российской гражданской идентичности, использовать потенциал содержания исторического образования для воспитания патриотически настроенных граждан России. Он включает перечень процессов, событий, фактов, личностей отечественной истории, а также ключевые оценки событий и деятельности исторических героев. Таким образом, воспитательный потенциал сосредотачивается в самой исторической фактологии и методологических подходах к ее изучению (историко-антропологический, культурологический, многофакторный и др.). Содержание ИКС внесло существенные изменения в подходы к трактовке событий и процессов отечественной истории, отражающих такие вопросы, как формирование многонационального государства, отношение к традиционным религиям России, становление национального самосознания, российской нации. А это создает новые дидактические возможности для формирования российской гражданской идентичности.
Основные методологические подходы к реконструкции прошлого (многоуровневый, многофакторный, историко-антропологический, историко-культурологический) выделяют особые исторические аспекты, имеющие ценностную основу и раскрывающие взаимодействие субъектов истории. В курсе исторического образования старшей школы необходимо исторически проследить возникновение, содержательно-ценностную и правовую метаморфозу ключевых ценностных идей современного общества и государства (идея приоритета прав личности, формирование гражданского общества и правового государства и др.). Именно в системе ценностных отношений кроется воспитательный ресурс [xvii].
Механизм реализации воспитательного ресурса по ИКС
Прогнозируемые
личностные характеристики (приоритетные по ИКС) |
Средства реализации воспитательного ресурса | Методы реализации воспитательного ресурса.
Способы проявления сформированности личностных качеств |
Гражданская идентичность | Формирование системы знаний: развитие единого культурного пространства России
|
Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию через выработку личностной позиции (оценочно-ценностная деятельность) |
Патриотизм | Формирование системы знаний о ратном и трудовом подвиге предков | Нравственный пример. Формирование эмоционально-ценностного отношения к деятелям и событиям отечественной истории. Сформированность личностной позиции. Готовность к служению Отечеству |
Гражданственность | Формирование системы знаний о развитии и становлении российского государства и права, гражданского сознания, правового государства, гражданского общества (в контексте всеобщей истории).
Знание истории государственных символов России. |
Работа с версиями и оценками, с источниками, с ценностным компонентом содержания.
Формулирование личностной позиции. Сформированность активной гражданской позиции. Участие в социальных проектах. Уважение к государственным символам России. |
Толерантность, уважение к народам и культурам | Формирование системы знаний о национальных особенностях регионов России, истории формирования многонационального Российского государства, истории традиционных религий России, их роли в развитии общества и государства | Предъявление ключевых оценок и версий.
Личностное осмысление сформулированных оценок и версий. Способность к межкультурному и межнациональному диалогу. |
Духовно-нравственные качества личности | Формирование системы знаний о развитии и становлении базовых национальных ценностей России (в контексте всеобщей истории) | Работа с ценностным компонентом содержания исторического образования, Формулирование оценочных суждений |
Принципы реализации воспитательного ресурса по ИКС
- Расширение знаниевого компонента (перечень персоналий, событий, дат).
- Усиление в содержании культурно-исторического, национально-регионального компонентов, культурологического аспекта истории традиционных религий России.
- Актуализация роли нравственного примера в воспитании.
- Предъявление готовых оценок и версий событий.
Таким образом, содержание ИКС создает противоречия в реализации целей и задач школьного исторического образования. С одной стороны, обогащается историческое содержание, в том числе и на методологическом уровне. С другой – снижаются возможности для формирования личностной позиции учащихся, прежде всего, из-за уже заявленных позиций, версий и оценок, а также в связи с информационной избыточностью ИКС, которая ставит задачу усвоения всего объема информации, а, соответственно, иных видов учебной деятельности, не связанных с осмыслением ценностного компонента исторического образования, формулирования оценочных суждений.
Современная парадигма образования предполагает в качестве основы конструирования воспитательного процесса универсальные учебные действия[xviii]. В отношении воспитательных целей актуальны личностные универсальные учебные действия, ориентированные на «личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся…»[xix] Такой подход предполагает мотивационный блок в составе содержания исторического образования, структурированный по целям и смыслам: а) субъектов истории; б) субъектов, познающих историю:
– мотивы историка, реконструирующего прошлое;
– мотивы педагога;
–мотивы и смыслы обучающихся.
В нормативных документах такой подход практически не представлен (за исключением работы с точками зрения и оценками, формулированием оценочных суждений).
Работа по реализации воспитательного компонента содержания исторического образования перешла в область практики, учителя решают эту задачу разными путями.
Сильны традиционные подходы (приоритет отдается внеклассной воспитательной работе, стандартным воспитательным мероприятиям). Метод социального проектирования, разработанный А.Н. Иоффе, основан на активных и интерактивных методах. Он предполагает организацию специальных внеклассных мероприятий с воспитательной направленностью, их итог – достижение личностно значимых результатов[xx]. В то же время исследователи предлагают различные методы и формы урочной деятельности по осмыслению ценностного компонента содержания (самостоятельность в выработке у учащихся ценностных ориентаций, возможность расхождений между ценностными предпочтениями учителей и учащихся как педагогическая норма[xxi]; постановка личностно значимых целей[xxii]; выделение тем и сюжетов социально-нравственной направленности, проблемный метод обучения[xxiii]; методика формирования ценностных ориентаций с помощью технологической карты[xxiv]). Для определения личностных смыслов и морально-этического оценивания социально-нравственного содержания изучаемого материала актуальны выбор проблемного обучения (исследовательский, проектный, эвристический методы), а также выбор вида урока (урок-дискуссия, урок-диспут, ученическая конференция, урок-ролевая игра, урок-проект и др.), предполагающие творчество, социально-практическую направленность, выбор метода и формы (индивидуальная, коллективная) учебной деятельности.
Таким образом, подходы к методам, формам и путям реализации воспитательного потенциала школьной истории в виде целостной системы в практике преподавания находятся в стадии формирования.
Ключевые слова: воспитание, социализация, личность, российская гражданская идентичность, историко-культурный стандарт, личностное самоопределение.
Keywords. education, socialization, personality, Russian civil identity, historical and cultural standard, personal self-determination.
В статье рассматриваются вопросы воспитания через содержание исторического образования в школе, подходы к реализации воспитательного компонента исторического образования в государственных базовых документах.
Е.A. Kryuchkova. Educational component of teaching History at school in regulatory documents 2004–2014.
The article issues of education through the content of teaching History at school, approaches to implementation of educational component of teaching History in state regulatory documents.
Примечания
[i] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (гл. I, ст. 2, 2). URL: www.edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf
[ii] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2013. С. 7–8.
[iii] Там же.
[iv] Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (1998 г.) никаких целевых установок не содержал.
[v] В стандарте второго поколения – российская гражданская идентичность.
[vi] Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г., № 1089).
[vii] Там же.
[viii] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М., 2013. С. 7–8.
[ix] Там же. С. 8–9.
[x] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2011. С. 9–11.
[xi] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М., 2013. С. 8–9.
[xii] Там же. С. 16.
[xiii] Там же. С. 16.
[xiv] Примерные программы среднего (полного) образования. X–XI кл. / Под общей ред. Академика РАО М.В. Рыжакова. М., 2012.
[xv] Там же. С. 4–5.
[xvi] Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii
[xvii] Там же. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii. С. 3.
[xviii] См. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2011. С. 66–67.
[xix] Там же. С. 67.
[xx] Иоффе А.Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию» // Преподавание истории в школе. 2009. № 4. С. 22–27.
[xxi] Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 5. С. 47–50.
[xxii] Шарманова Т.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории России в IX кл. // Преподавание истории в школе. 2010. № 7. С. 11–14.
[xxiii] Козырева О.Ф. Использование метапредметной технологии в формировании гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. 2011. № 4. С. 11–14.
[xxiv] Крицкая Н.Ф., Подавалова И.В. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2009. № 4. С. 5–9.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.