Контент


Великая Победа. Великая Отечественная война на страницах школьного учебника

Сергей Николаевич Рудник – доцент кафедры истории Национального минерально-сырьевого университета «Горный», кандидат исторических наук, Санкт-Петербург.

 Тема Великой Отечественной войны занимает центральное место во всех учебниках истории России. И это справедливо. Память о войне стала частью самосознания граждан России, ибо «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». А Победа в Великой Отечественной войне стала той самой патриотической основой, которая объединила всех граждан России, весь многонациональный советский народ.

Историко-культурный стандарт (ИКС), недавно принятый историческим сообществом, «содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого» и перечень «рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий»[i]. Авторы нового учебника для X кл. В.С. Измозик, О.Н. Журавлёва и С.Н. Рудник (издательский центр «Вентана-Граф»), следуя рекомендациям ИКС, уделили большое внимание Великой Отечественной войне и, прежде всего, человеку на войне[ii]. Достаточно сказать, что из 52 параграфов учебника, освещающих историю ХХ–XXI вв., 11 посвящены Великой Отечественной войне.

Одним из самых трудных остается вопрос о причинах тяжелых поражений Красной армии в первый период войны. Авторы учебника не утаивают всего трагизма положения, в котором в 1941 г. оказалась армия, народ, страна. Ведь полуправда, умолчание, откровенная ложь о прошлом порождают равнодушие, деформируют общественное сознание и память. Писатель Константин Симонов сказал: «Война была такой, какой она была: с просчетами, с трудностями, с жертвами, с победами. Конечно, мне и сегодня в душе, вспоминая прошлое, хочется, чтоб фашисты не доходили ни до Москвы, ни тем более до Сталинграда. Но ничего не поделаешь: было время, когда они доходили. Войну не перевоюешь. Значит, остается писать о ней правду, и правда эта, в которой есть и горькие, и тяжкие страницы, при всем том всегда останется в памяти человечества как гордая правда гордого, неустрашимого народа, выстоявшего и победившего в самых неимоверно трудных условиях, какие только можно себе представить»[iii].

Конечно, речь идет и об ошибках и заблуждениях Сталина, связанных со сроками начала войны, о просчетах высшего командования. Но не только это привело к большим потерям: «Командиров и бойцов не успели научить воевать по-современному. Даже на тех участках фронта, где советские войска имели преимущество в живой силе и технике, они действовали неорганизованно, распыляя силы в мелких контратаках. Многие командиры, кроме отсутствия боевого опыта, в тяжелейших условиях неразберихи и хаоса проявили полную растерянность. Запуганные репрессиями, они боялись брать на себя ответственность, проявлять инициативу. В растерянности пребывало и высшее руководство страны»[iv].

Кроме собственных ошибок и просчетов, следует помнить о том, какой сильный враг напал на СССР: опытный, хорошо подготовленный, уверенный в своих силах. Героями, вступившими в бой с врагом, наносившими ему урон, задержавшими его наступление на час, на сутки, стали многие советские люди. Пограничники, летчики… Будем помнить защитников Брестской крепости – майора П.М. Гаврилова и четырнадцатилетнего Петю Клыпа, первых Героев Советского Союза, удостоенных этой награды в войну, летчиков П.Т. Харитонова, С.И. Здоровцева, М.П. Жукова и других. Героизм советских солдат и командиров заставил гитлеровцев «признать, что с таким мужественным противником они еще не встречались»[v].

С каждым месяцем войны, с каждой фронтовой операцией солдаты и командиры Красной армии набирались военного опыта, росло их мастерство, выучка. Увы, этот горький опыт был оплачен ценой больших потерь. И все же к 1943 г. Советская армия переломила ход войны, перехватила стратегическую инициативу. Сталинградская битва, которую немецкие генералы назвали как не поддающуюся никакому описанию битву, ставшую символом борьбы двух враждебных миров; Курская битва, в ходе которой были уничтожены лучшие танковые дивизии германской армии, «десять сталинских ударов» 1944 г., в том числе операция «Багратион» – самая грандиозная наступательная операция во Второй мировой войне – и, наконец, освобождение Европы от гитлеровских захватчиков. Весь этот боевой путь Красной армии представлен на страницах учебника с привлечением фотоматериалов, документов и воспоминаний современников и фотоматериалов.

Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает блокада Ленинграда. Учебник создали петербургские историки, и они, конечно же, хотели как можно больше рассказать об этой героической и трагической странице истории войны. Город на Неве стал первым крупным городом Европы, который не смогли захватить немецко-фашистские войска. Такого примера массового мужества и героизма человечество еще не знало. За годы блокады от голода, болезней, бомбежек погибло около 800 тыс. чел. И все-таки, как заметил писатель Д. Гранин, несмотря на все ужасы блокады «большинство людей не расчеловечилось».

Без крепкого тыла победить такого врага было невозможно. В годину тяжелых испытаний вся страна превратилась в единый военный лагерь. Особую героическую страницу в истории войны составляет эвакуация промышленности и людей (2,5 тыс. предприятий и 25 млн чел.). Авторы акцентируют внимание учащихся на том, что ничего подобного – ни по количеству вывезенных людей и оборудования, ни по преодоленным расстояниям, ни по опыту создания новой экономической базы в таких масштабах и за такой короткий срок – история не знала. Труд женщин, стариков и подростков, заменивших ушедших на фронт мужчин, героические и одновременно трагические стороны жизни в тылу (тяжелый труд, бараки, карточки, психологическое напряжение) – все это требует особого рассмотрения. Не менее важны и другие патриотические поступки тружеников тыла, например, сбор средств в фонд помощи Красной армии, шефство над госпиталями и др.

Важный вклад в победу над фашизмом внесли ученые. Их самоотверженному труду в годы войны посвящен отдельный пункт параграфа   «Наука – фронту». Вот лишь один факт, из тех, что приведены в учебнике: «В 1941 г. в боевых действиях на Черном море противник применил электромагнитные мины, обычные средства борьбы с которыми оказа­лись малоэффективными. Группа виднейших ученых (И.В. Курча­тов, И.Е. Тамм, А.П. Александров и др.) нашла новые методы раз­магничивания боевых кораблей, защиты их от мин, что сохранило флот и спасло жизнь тысячам моряков»[vi].

Авторы учебника выделяют еще одну тему – важную роль Русской православной церкви в годы войны. «Тяготы войны, утраты и лишения оживили религиозные настроения в народе»[vii]; священнослужители показали себя истинными патриотами и открыто осудили тех, кто сотрудничал с оккупантами. Церковь организовала сбор средств на нужд армии.

Следуя требованиям ИКС, авторы поместили в учебник обширный материал об оккупационной политике немецких властей. Нацисты посеяли в умах молодого поколения немцев веру в безусловное превосходство германской (арийской) расы, призванной управлять миром. Граждан СССР они рассматривали как «унтерменшен» («недочеловеков»), т. е. как представителей «низшей расы». Цель немецкой оккупационной политики состояла в онемечивании славянского населения, превращении его в рабов, установлении на захваченных территориях так называемого «нового порядка». На оккупированной врагом территории осталось 50 млн советских граждан. Они то и испытали все тяготы нацистского «нового порядка»: репрессии и казни за помощь партизанам, за укрывательство евреев и беглых военнопленных, «окончательное решение еврейского вопроса» (холокост), трудовая повинность, уничтожение культурных ценностей. Практически перед каждым человеком, оказавшимся на захваченной территории или в плену, остро вставала проблема выбора собственного поведения. В учебнике показаны разные формы борьбы с захватчиками: не только вооруженная борьба партизан, диверсионных групп, но и деятельность подпольщиков, всесторонняя помощь населения партизанам, военнопленным, евреям.

«Война – это не только бои, сражения. Война – это еще и каждодневный тяжелый, изнурительный солдатский труд на грани человеческих сил…» – так начинается параграф учебника, посвященный фронтовым будням. Эта окопная тема в последнее время находится в центре внимания исследователей. Историки изучают психологию солдат, их поведение на войне, фронтовой быт, ратный труд. Авторы постарались достаточно подробно осветить эту сторону войны. «Военный быт зависел от многих факторов: близости к передне­му краю, принадлежности к рядовому или командному составу, ро­дам войск; он отличатся в период наступления, обороны и отсту­пления. Так, во время длительных маршей пехотинцы устраива­лись на ночлег прямо на земле, в лесу, танкисты спали в танке, в полусидячем положении. На передовой, во время беспрерывных боев, солдаты жили в окопах и траншеях. Спали не раздеваясь, под­ложив под голову вещмешок и укрыв себя шинелью. На дно окопа подстилали лапник – ветки хвойных деревьев. Танкисты оборудо­вали жилье в яме под танком. Сон на фронте особенно ценился – усталость людей была столь велика, что многие бойцы приучались спать на ходу, прямо на марше. Непременным атрибутом армейской жизни была малая лопата. Без нее на войне было не выжить. Как только солдаты попадали под огонь противника, то сразу падали на землю и окапывались». И сколько этой землицы было вырыто за время войны: окопов, траншей, укрытий для орудий и танков! «Ведь от этого труда зависел исход сражений и жизнь самих солдат»[viii].

В промежутках между боями, когда на фронте наступало затишье, бойцы приводили в порядок свое оружие, артиллеристы и танкис­ты – орудия и танки и занимались обустройством своего быта. Сол­даты строили жилье: землянку или блиндаж, врытые в землю и укрепленные с помощью бревен и досок. О том, как устроен блиндаж, учащиеся узнают из фронтового письма воина-артиллериста:   «Внутри блиндаж выглядит так: проход, а по обеим сторонам нары, покрытые соло­мой, а поверх постланы плащ-палатки. В головах вещмешки. Над головой на гвозде котелок, каска, противогаз. Шинель по солдатскому обычаю слу­жит всем. Крыша состоит из трех рядов бревен, положенных друг на друга и пересыпанных землей. Такую крышу «в три наката» пробьет только тяже­лый снаряд, да и то при прямом попадании. В блиндаже печурка – тепло. Лампа, сделанная из бутылки, дает свет и копоть…»[ix]

Известно крылатое выражение: «У войны не женское лицо». Между тем, за время войны около миллиона женщин сменили платья на солдатские гимнастерки, взяли в руки оружие и отправились на фронт и в тыл врага. Им на фронте приходилось труднее всего.

Показать войну во всей ее эмоционально-психологической полноте помогает большой иллюстративный материал учебника: плакаты, картины, награды, фотографии военной поры. На них показаны не только фронт, но и быт, окопная правда войны, разрушенный Рейхстаг, поверженные знамена гитлеровских частей на Красной площади. И лица фронтовиков и тружеников тыла, молодые и пожилые, опаленные войной.

Авторам важно было показать не только историю фронтовых операций, передвижений армий, но и вклад конкретных людей в Победу. В ИКС справедливо сказано, что следует особо уделять внимание «личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан»»[x]. В разделе учебника, посвященному Великой Отечественной войне, новыми гранями заблистала рубрика «Польза, Честь и Слава», сопровождающая всю линию учебников с VI по X кл. Названием для нее послужил девиз ордена Святого Владимира, которым, начиная с 1782 г., награждали за военные подвиги и подвиги, совершенные «на поприще государственной службы, и воздаяние трудов для пользы общественной». В этой рубрике представлена целая галерея лиц, от рядовых до маршалов. Открывается она рассказом о подвиге сержанта-артиллериста Николая Сиротинина, подбившего 17 танков и бронетранспортеров врага в июле 41-го. «Два часа Николай Сиротинин в одиночку держал оборону. Немцы потеряли 57 чел. Гитлеровцы не верили, что один русский солдат мог сделать такое. Они толпились около разбитой пушки: каждому хотелось увидеть этого необыкно­венного красноармейца… Потрясенные мужеством артиллериста, враги сами похоронили русского солдата. Среди немецких офицеров 4-й танковой дивизии был обер-лейтенант Фридрих Хенфельд… В его дневнике найдут запись: «17 июля 1941 г. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберет (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир!»»[xi]

Из статей, опубликованных в рубрике «Польза, Честь и Слава», учащиеся узнают, как бил врага в небе легендарный советский летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, почему самому прославленному полководцу войны маршалу Г.К. Жукову «больше всего запомнилось из минувшей войны битва за Москву». Они познакомятся с отважной подпольщицей и разведчицей Анной Морозовой, которая совершала подвиги в тылу врага, часто вызывая огонь на себя. Героиней рубрики стала и Ольга Берггольц, в блокадном Ленинграде согревавшая своими стихами душу ленинградцам и вселявшая в них надежду на скорую победу.

 Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.

<…>

О да, мы счастье страшное открыли, –
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя…

Вместе с фронтовым корреспондентом К. Симоновым ученики пройдут «долгими верстами войны», увидят поле под Могилевым, на котором в первые дни сражений советские воины уничтожили 39 фашистских танков, узнают, как родилось стихотворение «Жди меня…». Не останутся в стороне и люди тыла: ученики узнают о судьбе авиаконструктора, создателя легендарного бомбардировщика Ту-2 А.Н. Туполева, услышат патриотические проповеди-призывы митрополита Сергия. «22 июня 1941 г. Сергий благословлял паству на всенародный подвиг: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и уте­шалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь… Положим же души своя вместе с нашей паствой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам да­рует победу»»[xii]. И заканчивает рубрику рассказ о подвиге простого солдата Трифона Лукьяновича, потерявшего на войне всю семью, и ценой своей жизни спасшего от гибели маленькую немецкую девочку.

Погружение ученика в исторический контекст, связанный с героическими событиями Великой Отечественной войны, обеспечивает методический аппарат учебника. Рубрики «Давайте обсудим», «Изучаем источник», позволяют обмениваться мнениями, организовать дискуссию. Разнообразные темы проектной деятельности расширяют опыт оценочных суждений об исторических событиях, мотивах и результатах деятельности и поступках человека на войне, способствуя формированию ценностных ориентаций личности, верного, справедливого отношения к одному из главных событий нашей истории.

Приведем перечень некоторых тем проектной деятельности в учебнике, посвященных Великой Отечественной войне.

Историческая эпоха в документах. В рамках данного проекта учащиеся, используя дополнительную литературу, ресурсы сети Интернет, краеведческие материалы подбирают документы разного вида (нормативные, изобразительные, аудиовизуальные и т. д.) о Великой Отечественной войне, составляют их список и краткое описание, придумывают два-три вопроса для работы в классе с этими историческими источниками.

Поля славы российской. Учащимся предлагается собрать информацию о великих битвах, сражениях, героях и полко­водцах Великой Отечественной войны, оформить результаты своей познавательной деятельности в форме карт и схем, иллюстрированных презентаций, рефератов. При углубленном изучении данной проблемы результаты проведенного исследова­ния представляются в форме реферата.

Герои истории Отечества. Ученикам ставится задача: подумать, о ком из героев Великой Отечественной войны, они хотели узнать больше, чем рассказано в учебнике. Они составляют список литературы (не более пяти книг), который поможет собрать им дополнительную интересную информацию, рассказывают в классе о результатах своей познавательной дея­тельности.

Современники эпохи. Изучив тему, учащиеся определяют персоналии отечественной и зарубежной исто­рии 1939–1945 гг., являющиеся современниками и непосредственными свидетелями событий Второй мировой войны. Результаты познавательной деятельности оформляются в виде синхронистической таблицы. Используя дополнительную литературу, сеть Интернет, ученики находят выска­зывания историков, писателей и др. о современниках, готовят краткую характеристику их деятельности.

Голоса и лица эпохи. Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке киноленты. С помощью до­полнительной литературы, ресурсов сети Интернет, краеведческих материа­лов и семейных архивов они подбирают аудио-, видеодокументы о Великой Отечественной войне. Это могут быть, фотогра­фии, фрагменты кинохроники, выступлений и многое другое. Найденные материалы используются при подготовке доклада, сообщения, рассказа[xiii].

Война стала для всех народов СССР временем тяжелейших ис­пытаний. В противостоянии с жестоким и сильным врагом советские люди проявили свои лучшие качества: любовь к Отчизне, взаимо­помощь, терпение, мужество на фронте и в тылу. Война показала, что советский солдат научился воевать на поле брани и в реша­ющий момент морально превзошел врага. И все во имя одной цели – победы над врагом, ставшей частью нашего национального самосознания.

В настоящее время мы наблюдаем активную фазу информационной борьбы за историю, когда политическое руководство ряда стран в ближнем и дальнем зарубежье, вопреки исторической правде, логике, здравому смыслу, в угоду политической конъюнктуре пытается пересмотреть, переписать историю Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Это не единственный вызов, с которым историки сталкиваются сегодня. Серьезной проблемой остается обилие псевдонаучной и околонаучной информации, распространяемой, в том числе, через сеть Интернет. Не утонуть в этом «мутном» потоке неправды трудно не только школьнику, но и взрослому человеку. Принятый историческим сообществом Историко-культурный стандарт, которому должны следовать современные российские учебники истории, призван дать достойный отпор любым попыткам фальсифицировать историю Великой Отечественной войны.

Примечания

[i] URL: http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart

[ii] В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. История России. X кл. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. М., Вентана-Граф. 2015.

[iii] Советский экран. 1975. № 9. С. 8.

[iv] В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. История России. X кл. Ч. 1. С. 204–205.

[v] Там же. С. 203.

[vi] Там же. С. 260.

[vii] Там же. С. 265.

[viii] Там же. С. 287.

[ix] Там же. С. 290.

[x] URL: http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart

[xi] В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. История России. X кл. Ч. 1. С. 213.

[xii] Там же. С. 269.

[xiii] Там же. С. 317.

Опубликовано в Статьи за 2015 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*