Контент


Использование наследия женского дореволюционного исторического образования в практике современной школы

Хохлова Марина Юрьевна – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 844, Москва.

 В настоящий момент современная отечественная система образования развивается в условиях модернизации всего общества. В поиске новых путей развития современной школы государство и социум сознательно выбирают путь инноваций и постепенно отказываются от опыта прошлых лет. Однако человечество во все времена ориентировалось на бесценный багаж знаний и умений, полученный в наследство от предыдущих поколений. Именно поэтому необходимо обратиться к историческому опыту России в вопросах организации образования, поскольку это наследие позволит не только узнать, но и почерпнуть много актуальных решений для современной школы. В настоящей статье рассматривается историческое образование в женских учебных заведениях России XIX – начала XX вв. и возможные условия использования его методов и приемов в российских образовательных учреждениях.

Женское образование, оформившееся в систему только в середине XIX в., развивалось постепенно, не только перенимая опыт мужских школ, но и формируя собственные условия для реализации поставленной цели обучения: воспитание хороших жен, матерей и хозяек. Под пристальным вниманием государства находились, в первую очередь, вопросы воспитания девиц, тем не менее, обучение являлось необходимой и неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно это касалось гуманитарного цикла дисциплин, содержание которых коррелировалось с поставленными воспитательными задачами. В центре гуманитарных предметов находилась история, основой которой была передача культурного и социального опыта подрастающему поколению, которая должна была внушать дворянкам уважительное отношение к государству и императору. Связь истории с другими предметами – географией, литературой и грамматикой, иностранными языками, законом Божьим – показывает, что образование будущих дворянских жен и матерей основывалось на принципе междисциплинарности. Науки, изучаемые воспитанницами женских учебных заведений, формировали специфическое образовательное пространство, которое, несмотря на определенные сложности и противоречия, способствовало формированию особого взгляда на окружающий мир, представления о взаимосвязи отдельных элементов целого. История была связующим звеном, объединяющим предметы гуманитарного цикла в целостную систему. На сегодняшний день эта особенность архиактуальна, поскольку в современной школе предметы полностью разрознены, между ними нет никакой связи, что препятствует развитию креативного мышления учащихся. Сведения, получаемые на других уроках, могут и должны служить лучшему усвоению исторического материала, но из-за несовпадения и нестыковок в учебном плане получаемые учениками знания рассеиваются, и школьники не могут сопоставить то, что уже знают, с новой информацией.

Еще одним интересным моментом, ярко характеризующим женское историческое образование в XIX в., является его социально-психологическое воздействие на учениц. Поскольку история хранит в себе бесчисленные нравственные образцы и примеры для подражания, особенно важным было ее назидательное значение для образования и воспитания женского пола: «Желательно было бы, чтобы при обозрении событий из новой, всеобщей и русской истории преподаватели останавливались, на сколько это не вредит общему курсу, на тех женщинах, которые прославились или особенною заботливостью о воспитании своих детей, или своим самоотвержением в качестве сестер милосердия, или же основанием благотворительных и воспитательных учреждений»1. Даже авторы учебных пособий по истории по мере возможности включали в текст учебника информацию о выдающихся женщинах, как реальных (Семирамида, Клеопатра, княгиня Ольга и т. д.), так и мифологических (богини и персонажи мифов и легенд). И хотя прославившихся в истории женщин на порядок меньше, чем мужчин, акцент на их деяниях приближал далеких персонажей к ученицам, превращая историю из «дел давно минувших дней» в прошлое «живых людей». Подобная гуманизация истории не менее актуальна и в сегодняшней практике преподавания, поскольку историческое знание перестает быть обезличенным, приобретая личностно-значимый характер.

Собственно говоря, особый подход к женскому историческому образованию включал в себя множество элементов, отсутствующих, но столь необходимых в современной школе. Характерным примером является особый педагогический подход к содержанию исторического материала. В основе данного подхода лежит учет гендерных особенностей учащихся, отсутствующий в образовании сегодня. Обращаясь к поставленной задаче женского обучения, государство, будучи главной движущей силой его развития, стремилось не только и не столько упростить, сколько превратить историю в женской школе в предмет понятный и доступный всем ученицам. Для этого был предпринят беспрецедентный шаг: в 1849 г. педагогом-историком С. Смарагдовым был впервые опубликован специальный учебник для женских учебных заведений, составленный с учетом образовательных потребностей прекрасного пола. Во введении к учебной книге пояснялось, каким образом должен был происходить отбор исторической информации для преподавания девочкам: «Необходимо изображать, возле великих событий, биографии, картины домашней жизни, культуру, нравы, ход наук и искусств; также развитие религиозных понятий, избегать изображения одних войн, битв и мировых договоров между народами; вообще, касаться только мимоходом тех периодов, в которых человечество является более разрушающим, нежели созидающим. Если же нельзя вовсе умолчать о возмутительных жестокостях или зверском варварстве, то должно уметь щадить нежное женское чувство: история, описывая ужасы, должна действовать успокоительно и не разлучаться с грацией»2. Педагог и публицист И. Ергунов предлагал «выбросить из программ и учебников [для девочек] внешнеполитическую историю, оставить только общие политические обзоры, с которыми должно связываться культурное содержание той или другой эпохи»3. Тем же автором предлагался целый проект преобразования женского образования, в соответствии с которым предполагалось ввести как в программы, так и в учебники по истории «разъяснение исторической роли женщины: ее юридического и экономического положения и ее вкладов в историю человеческой культуры, чтобы ученицы гимназии знали, чем была женщина в прошедшем и какое место она занимает в истории человечества»4. Это было необходимо для формирования самоопределения и самосознания учениц в рамках официальной идеологии и патриархата. К сожалению, эта идея не была воплощена в жизни. Современное же образование не учитывает гендерных особенностей учащихся, забывая о специфике их познавательной деятельности. Причину этого явления можно объяснить стандартизацией и равенством полов, но все это противоречит провозглашаемому принципу личностно-ориентированного образования, реализация которого напрямую зависит от индивидуальных особенностей обучаемого, в то числе и гендерной идентичности.

Что касается приемов и методов преподавания, то здесь не было существенных отличий в мужских и женских образовательных учреждениях. На протяжении XIX в. самыми распространенными были методы, описанные выдающимся отечественным педагогом Б.А. Влахопуловым: 1) акроматический способ преподавания истории предполагал изложение материала учителем в лекционной форме; 2) метод катехизации подразумевал вопросно-ответную форму работы, при которой преподаватель спрашивал содержание исторического материала, а учащиеся отвечали на поставленные педагогом вопросы. По мнению методиста, обе формы применялись в различных сочетаниях, но, при этом, катехизация, как правило, предшествовала объяснению учителя, поскольку «нужно раньше всего убедиться в том, что предшествующий урок хорошо усвоен, и подчеркнуть в нем то, что ляжет в основу дальнейшего изложения, и лишь затем можно перейти к объяснению нового»5. Спецификой применения сочетания этих методов в системе женского образования являлось большое внимание к лекционному материалу. Однако преподаватели стремились облегчить участь учениц, постоянно переписывающих друг у друга «записки», т. е. конспекты учебных занятий, затем вызубриваемые наизусть. Например, педагог Воспитательного Общества благородных девиц и училища Ордена Святой Екатерины в Петербурге А. Аникиев издавал свои лекции типографским способом. По своему содержанию эти лекции соответствовали уровню ведущих учебных пособий, но при этом были призваны помочь ученицам лучше разобраться в историческом материале.

Немаловажную роль в изучении истории играли мероприятия, называемые сегодня воспитательной работой. Взращивая девочек в преданности и любви к Отечеству, воспитательная и внеклассная работа были построены на чествовании правителя, царской семьи и их деяний во благо страны. Тем не менее, получая нравственные идеалы, ученицы приобретали так же и обществоведческие, исторические знания о политической, экономической, социальной, культурной истории России. Важно отметить, что по воспоминаниям мемуаристок – бывших воспитанниц женских институтов и гимназий – это не носило принудительного характера, а в мероприятиях участвовали все желающие, чувствуя в этом свой долг перед Отечеством.

Таким образом видно, что то историческое образование, которое получали девочки в дореволюционной российской школе, позволяло формировать не только качественные знания, но и воспитывать важные нравственные идеалы, черпаемые из истории. В современной школе не хватает воплощения положительного опыта прошлого – тесной связи преподаваемых предметов, обеспечивавшей более глубокое освоение их содержания в совокупности, выстраивания прочных межпредметных связей, гуманизации содержания исторического образования, основанной на личностно-значимом подходе к содержанию предметного обучения истории. Современное историческое образование, опираясь на опыт прошлых лет, обязательно должно обратить внимание на важнейший воспитательный характер истории как учебного предмета, формирующего особый взгляд на окружающий мир и современные политические явления. Все это как никогда актуально в современной школе, находящейся на распутье.

Примечания

1 Правила испытания при поступлении учениц в женские гимназии и прогимназии, переводе из класса в класс и окончании курса, а равно и других потребностей учебного дела. СПб., 1874. С. 16.

2 Смарагдов С. Руководство к всеобщей истории для женских учебных заведений. СПб, 1849. С. 10.

3 Ергунов И. О постановке истории, как учебного предмета, в женских гимназиях. Доклад, прочитанный в заседании Педагогического отдела историко-филологического общества при новороссийском университете 1 ноября 1903 года.// Вестник Воспитания . 1904. № 3. С. 171.

4 Там же. С. 171.

5 Влахопулов Б.А. Методика истории. 2-е исправл. и дополн. Издание. Петроград – Киев. 1916. С. 71.

Опубликовано в Статьи за 2014 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*