На сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации и ведущих педагогических вузов страны опубликован для общественного обсуждения проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Появление данного документа давно назрело, поскольку сегодня необходимость изменения системы педобразования признают все специалисты. В Концепции подняты такие острые вопросы, как повышение престижа учительской профессии, модернизация механизма подготовки педагогических кадров, рост зарплаты учителей и др. Однако многие ответы на эти вопросы нельзя считать удовлетворительными, а предусмотренные Концепцией жесткие временные ограничения могут вызвать ненужную спешку и штурмовщину.
Со своей стороны мы в рамках общественного обсуждения Концепции предлагаем следующее:
1. Сформулировать и представить четкую картину положения дел в сфере современного образования и подготовки педагогических кадров. Необходимо вскрыть причины и дать оценку таким явлениям, как бюрократизация системы образования; снижение образовательного уровня абитуриентов, поступающих на обучение в систему педагогического образования; ухудшение профессионального психологического климата в учреждениях системы образования. Нужно оценить качество педагогических кадров самой системы педобразования в динамике и определить причины его изменения.
2. Четко сформулировать требования к учителю (в том числе как к начинающим педагогам, так и к наличию квалификационной категории).
3. Учесть количество вакансий, особенно принимая во внимание реформирование сельского образования и «оптимизацию процесса обучения», что на практике ведет к закрытию («оптимизации») сельских школ и росту потребности в учителях-многостаночниках, а не предметниках.
4. Усилить в практике подготовки учителей ту метапредметность, которую требуют от школы. В первую очередь – возможность организации дистанционного обучения.
5. Разработать четкие требования к документации учителя (что составляет совсем нераскрытый пласт вузовского образования, поскольку студенты не знают принципов работы с электронными журналами, базами данных, рабочими программами и др.). С требованиями и системой работы с документацией студентов необходимо знакомить еще в вузе.
6. Четко сформулировать цели и задачи современного образования с учетом критики ФГОС нового поколения, и на этой основе сформулировать цели и задачи реформирования системы подготовки педагогических кадров. Нужно подсчитать и определить, какие учителя нам нужны, сколько их нужно и зачем они нужны, и ясно об этом заявить на государственном уровне.
7. Разработать систему конкретных мер по повышению престижности учительской профессии, которые реализовывались бы как в материальном, так и в нематериальном аспектах. К нематериальному аспекту можно отнести организацию и проведение широкой социальной рекламы профессии, создание и выпуск фильмов, книг и других произведений, которые бы повышали статус учительской профессии в глазах общества, широкое награждение учителей и пр. Необходимо подчеркивать социальную важность профессии, формирующей будущее страны и общества. К материальному аспекту следует отнести качественное повышение финансирования труда учителя. Причем здесь нужно ориентироваться на то, чтобы учащийся, который пошел в систему педобразования, твердо знал, что на выходе его ждет нелегкая, специфическая работа, но при этом он будет ей обеспечен, будет получать стабильную и достойную заработную плату, позволяющую ему жить и содержать семью, работая на одной работе. Для этого нужно установить достойную и достаточную нижнюю планку оплаты учительского труда, т. е. сумму, которую он будет получать обязательно! К этому следует привязать различные стимулирующие доплаты (за стаж, за степень, за знание языка, за дополнительное образование – например, музыкальное, художественное и пр.), за спортивный разряд и пр., но не за подхалимство перед администрацией и создание видимости деятельности. Необходимо также широко пропагандировать плюсы специальности: отпуск – летом, пенсия после 25 лет выслуги (включая обучение в вузе), социальный пакет и пр. Студентам педвузов надо платить достойную стипендию. Повысить оплату труда преподавателям системы педобразования до уровня, который позволял бы им не искать приработков в других сферах, и на основании этого требовать концентрации усилий по основному месту работы.
8. Рассмотреть идею предоставления части бюджетных мест с условием обязательной отработки по диплому.
9. Главный отсев в системе подготовки педагогических кадров проводить не на этапе приема, а на этапе обучения, для чего резко повысить требования к студентам-педагогам. При получении гарантии занятости и достойной зарплаты в будущем, да и достойной стипендии в настоящем студенты будут заинтересованы в продолжении обучения, даже через преодоление его трудностей. При этом, наверное, целесообразно установить минимум баллов, без которого в педвуз поступить нельзя.
10. Отказаться от идеи «прикладного педагогического бакалавриата как основной модели подготовки педагогических кадров» как ориентированной на то, чтобы превратить педагогическое образование из основного в дополнительное. Обучать учителя нужно 5 лет плюс интернатура.
11. При составлении программ обучения в учреждениях педобразования учитывать необходимость их практической ориентированности, но не за счет снижения уровня теоретической подготовки студентов. Курсы должны сочетать теоретическую и практическую часть как единое целое. Параллельно чтению теоретического курса должен читаться практический курс (например, параллельно чтению курса истории Древнего мира должен читаться курс методики преподавания истории Древнего мира и должна быть обеспечена деятельность студента по практической отработке навыков проведение уроков). Необходимо обратить внимание, что многие педагогические курсы абстрактны, нуждаются в открытом общественно-профессиональном обсуждении с привлечением педагогов и студентов педвузов. Необходимы организация и проведение конкурсов на разработку практико-ориентированных пособий и предоставление достойных грантов на поддержку их авторов.
12. Увеличить количество часов на педагогическую практику и качественно повысить оплату учителей школ, которые непосредственно работают со студентами, обучающимися в системе педобразования. Педпрактика должна начинаться со второго семестра первого курса (как пассивно-ознакомительная) и продолжаться в течение всего времени обучения (со второго курса – активная, ориентированная на проведение уроков и отработку организации и проведения различных воспитательных мероприятий). Чем раньше студенты начнут заниматься реальным делом, тем раньше научатся. Надо пересмотреть и разработать базовую концепцию педагогической практики. Всячески должна приветствоваться и поддерживаться практически ориентированная работа студентов (в летних детских лагерях, в кружках и пр.).
13. Разработать систему педагогической интернатуры (год работы в школе, и только после этого – получение диплома) и апробировать ее на практике.
14. Упростить и сделать прозрачной и понятной систему сертификации, квалификации и аттестации учреждений педобразования и педагогических кадров.
15. Улучшить систему повышения квалификации педагогических кадров, привлекая в нее прежде всего практикующих учителей с опытом решения практических проблем. Преподаватели педвузов должны хорошо разбираться в вопросах практики современной школы – знать программы, количество часов, учебники и пособия, уметь давать практические рекомендации. Эффективность их работы должна отражаться в разработках студентов.
16. При составлении новых ФГОС для высшего образования пересмотреть и убрать из программ высшего педобразования явно лишние и утяжеляющие ее курсы, такие как, например, «Основы математической обработки информации» или «Экономика образования» для студентов-историков в качестве базовых.
17. Продумать реальные меры по созданию действующих общественно-профессиональных организаций в системе педагогического образования, которые бы могли влиять на действия администрации и профессионально-психологический климат. Целесообразно ограничить руководство этими общественно-профессиональными организациями людям, занимающим административные должности в системе педобразования.
18. Провести обсуждение представленной министерством Концепции в вузах, в печатных и электронных профессиональных СМИ, а также провести конференцию по результатам этого обсуждения, на которой будут представлены делегаты от педвузов страны и других учреждений педобразования из числа прежде всего преподавателей, а не администрации. Резолюция конференции должна быть обязательна для министерства при внесении поправок в Концепцию.
Энвер Нажмутинович Абдулаев, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе», преподаватель кафедры методики преподавания истории исторического факультета МГОУ, преподаватель Академии Социального управления (бывшая областная Академия повышения квалификации учителей),
Александр Юрьевич Морозов, председатель Редакционного Совета журнала «Преподавание истории в школе», к. и. н., доцент кафедры отечественной истории МГОУ.
Ян Валерьевич Соловьев, к. и. н., доцент кафедры отечественной истории МГОУ.
Надежда Федоровна Крицкая, к. п. н., учитель истории и обществознания №37, г. Киров.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.