Елена Константиновна Калуцкая – к. п. н., доцент кафедры профессионального обучения МИОО.
В современном образовании приоритетным становится деятельностный подход. Именно активная деятельность учащихся в процессе изучения материала обеспечивает формирование умений по использованию получаемых знаний. Это особенно важно при изучении обществоведческих дисциплин. Изучая право в школе, ученики должны получить не некоторую сумму знаний о правах, свободах, обязанностях, отраслях права и законах, но и уметь самостоятельно ориентироваться в правовом пространстве. Идентифицировать нормы права по отраслям, уметь читать юридические документы и находить нужную информацию, обладать достаточными знаниями о том, как защищать свои права, какие документы для этого необходимы и пр. Все это делает необходимым для учителя при изучении права в школе проводить грамотный отбор не только учебного материала, но и форм работы с ним.
Наиболее эффективно показали себя такие формы, как работа с источниками, деловые игры, практические занятия, семинары, «круглые столы», конкурсы. Обычно педагоги ориентируются на применение перечисленных форм занятий в старшей школе, когда учащиеся уже имеют фактический и теоретический знаниевый багаж. Однако желаемый результат может быть не достигнут, если на протяжении трех-четырех лет правовой материал (фрагментарно изучаемый в рамках курса обществознания) в традиционной форме начинает казаться учащимся скучным и «чужим». В старшей школе становится сложно убедить учащихся, что эти знания одни из наиболее важных в жизни и гарантируют им в последствии успех в различных жизненных сферах.
При учете возрастных особенностей и познавательной самостоятельности возможно и нужно внедрение всех названных и иных активных форм занятий при изучении права с самого начала. Школа ставит перед собой задачу формирования юного гражданина, личность, обладающую правовой культурой высокой гражданственности, а это многолетний непрерывный процесс. Таким образом, для решения актуальных задач образования должна обеспечиваться преемственность правового образования, начиная с правовой пропедевтики. Именно на первой ступени при правильно намеченных целях и выбранных средствах правовое образование способствует формированию уважения школьников друг к другу, к правам и законным интересам других людей, очерчивается круг возможностей и запретов, осознается роль порядка в обществе.
На первой образовательной ступени особенно эффективны ролевые игры и игровые ситуации с обязательной нравственной составляющей. То есть, именно на этот период приходится формирование у школьников личностного отношения к праву. Для решения задачи формирования правовой культуры учащихся необходимо положительное отношение к праву с выделением его объективно необходимой роли в обществе. Только аксиологический подход к праву может способствовать формированию гуманистического понимания данного социального регулятора. Следовательно, очень важно выделять именно позитивную сторону права, как механизма защиты общественных интересов, справедливости и взаимного уважения.
На первой ступени правового образования можно выделить три основные проблемы, с которыми сталкиваются многие учителя.
Во-первых, достаточное количество родителей учеников младшей и средней школы уверены, что чем позже их дети столкнутся с изучением теоретического права, тем лучше. Право, правовая система, законы, запреты, обязательства кажутся им некими монстрами, лишающими их детей веры в сказки и светлое настоящее. Такие родители предпринимают активные попытки вмешиваться в образовательный процесс, всячески «оберегая» своих чад от права. Ситуация абсурдная, но достаточно распространенная. Родителям необходимо понять, что школа и учитель, какие бы методики он не применял, не собирается заставлять десятилетнего ребенка читать и разбирать постатейно Уголовный кодекс или же досконально выделять имущественные права супругов при разводе. Материал, изучаемый на первой и второй ступени посилен для возраста и познавательных возможностей учеников.
Учащиеся даже младшей школы живут в обществе, где надо знать правила, свои права и обязанности, не нарушать права других людей, знать, как поступать в той или иной ситуации. Примерами могут служить правила дорожного движения, оплата проезда, совершение тех или иных покупок, права ребенка в семье и школе и т. д.
Во-вторых, некоторые учителя при изучении права в младшей и средней школе выбирают для сценария игры или иллюстрации примера сказки. Это большая ошибка. Конечно, сказка содержит в своей основе мораль, а мораль в свою очередь – фундамент права. Но в сказку дети со временем перестают верить, к ней вырабатывается ироническое отношение. Если у них сформируется некая связка «право через сказку», то и к праву может сформироваться аналогичное отношение. Право же априори не игрушка и не шутка, поэтому в процессе его изучения иронический подтекст исключен.
В-третьих, в методической литературе неоднократно говорилось о соотношении количества и качества игры на уроках. Если право всегда будет ассоциироваться с игрой, то также приведет к неверному правопониманию у школьников. Поэтому игровая ситуация не должна быть перегружена внешней атрибутикой, излишней драматизацией, такая форма не должна стать повседневной нормой на уроке. Игра активизирует познавательную деятельность, формирует личностное эмоциональное восприятие предмета, обеспечивает связь «знание – применение», но только в случае умеренного применения данной формы на уроках. Кроме ролевых игр на начальной и средней ступени интерес представляют творческие сочинения, моделирование ситуаций, групповая работа над проектами, организация тематических выставок творческих работ, конкурсы.
Различные конкурсы при изучении права очень эффективны и интересны для учащихся. Время и сложность конкурса рассчитывается в соответствие с возрастом школьников. Для начальной школы – это в среднем два тура с несложными короткими вопросами, с приоритетом на работу в команде, по 25–30 мин. с подведением итогов и награждением победителей. Для данной возрастной группы признание их заслуг внешними атрибутами (медали, дипломы) особенно важно. Для средней школы количество туров можно увеличить до трех–четырех. Задания туров должны различаться по форме работы над ними, а временной отрезок может увеличиться до 30–40 мин. По окончании необходимо подвести итоги и оценить работу учащихся. В этом возрасте приоритетными в оценивании являются не флажки и медали, а отметки в журнале.
Рассмотрим вариант возможного конкурса знатоков права, ориентированного на класс базового уровня средней школы. Может проводиться на одном из уроков по теме «Право» или в качестве внеурочного занятия.
Время проведения: 30–40 минут.
Задачей данного конкурса является закрепление изученного правового материала, систематизация полученных знаний, формирование умений применять правовые знания, формирование основ коммуникативных и социально-личностных компетенций учащихся.
Содержание конкурса: конкурс проводится без специальной подготовки учащихся. Класс делится на три команды, состоящие из равного количества участников.
1 тур. Один из участников команды достает билет с правовым понятием. За 1 мин он пытается объяснить его своей команде, не называя само понятие.
Если команда успела ответить – команда получает 1 балл, если ответа нет – может ответить один из участников другой команды и балл заработает его команда, если кто-либо из команд произнесет само понятие не во время (сам объясняющий или участник другой команды, нарушив правила – команда теряет 1 балл).
2 тур. Каждая команда получает по билету, с одним правовым понятием. Команда общими усилиями дает наиболее полную (исчерпывающую) его характеристику. Команда заработает 1 балл, если ни одна из других команд не сделает существенного добавления к сказанному. В противном случае балл получает вторая команда.
3 тур. Каждой команде задается по 3–5 вопросов, ответы на которые должны быть мгновенными (блиц). На эти вопросы предполагается ответ: да/ нет. За правильный ответ – 1 балл. При неверном ответе команды на свой вопрос, ответ может дать другая команда – заработать балл в свой актив, но только в случае развернутого аргументированного ответа.
4 тур. Каждая команда получает фрагмент источника (статьи из основных источников по правам человека). Участники команды должны определить из какого документа данный отрывок и какие группы прав в нем гарантируются. За верный ответ по обоим параметрам – 2 балла.
Аналогичная работа проводится с двумя другими командами по каждому из 4-х туров.
Баллы команд записываются в процессе конкурса либо учителем, либо одним из учащихся. Ведущим конкурса является учитель. В конце конкурса он же подводит итоги и благодарит учащихся за хорошую инициативную работу.
Примерные вопросы к конкурсу для 9 класса:
1 тур.
1.Что такое Конституция?
2. Что такое декларация?
3. Что такое гражданская эмансипация?
2 тур.
1. Что такое правовое государство?
2. Что такое гражданство, способы его получения?
3. Что такое права человека, группы прав человека?
3 тур.
1. Во всех странах есть Конституции?
2. Политический плюрализм – это многопартийность?
3. Право и закон это полные синонимы.
4. Право на собственность – это социальное право.
5. Недееспособным человека может признать только суд.
6. Гражданство и подданство тождественные понятия.
7. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.
8. Конституция – основной закон государства.
9. Быть избранным – это активное политическое право.
10. Конституция России принята Парламентом в 1993 г.
11. Человек, являющийся гражданином одного государства, не может быть гражданином другого.
12. Гражданское общество существует только в стране с рыночной экономикой.
13. Пправоспособностью человек обладает от рождения и до смерти.
14. Дееспособным признается человек с 14 лет.
15. Правовое государство само определяет какие гражданские права гарантировать.
Курсивом выделены вопросы, ответ на который – ДА.
4 тур.
1 вариант. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и торговля рабами запрещается во всех их видах.
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Ответ: Всеобщая декларация прав человека, гражданские права.
2 вариант. «Государства участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами восстановления здоровья.
Государства-участники признают право ребенка на образование на основе равных возможностей».
Ответ: Конвенция о правах ребенка, социальные права.
3 вариант. «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества».
Ответ: Конституция РФ, культурные права.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз отметить, что для школы сегодня необходимо повышение роли и места правового образования на всех ступенях. Это предельно актуально как в свете государственных запросов, связанных с воспитанием правовой культуры подрастающего поколения, так и в интересах и потребностях самой молодежи, которой предстоит справляться с целыми потоками информации, уметь хорошо разбираться в правовом пространстве, решать непростые житейские проблемы в разных правовых отраслях. Выбор правильной модели правового образования позволяет решить целый ряд образовательных проблем: формирует навык и способность учащихся к диалогу, умение реализовывать свои права, не нарушая прав и свобод других людей, практически применять полученные знания, осуществлять поиск нужной юридической информации, составлять базовые документы (договоры, обращения), выстраивать поэтапный «алгоритм» правовых действий в реальной ситуации.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.