Формирование толерантного сознания учащихся в процессе изучения курсов истории и обществознания и внеурочной деятельности
О.Н. Цветкова – учитель МБОУ «Гимназия № 33», г. Кострома
«Как жить с непохожими на нас людьми? Удастся ли человечеству обеспечить общежитие представителей разных рас, народов, этносов и социальных классов религий и культур, мировоззрений и идеологий?»1 Таким вопросом начинает свою книгу «На пути к толерантному сознанию» доктор психологических наук А.Г. Асмолов. Этот вопрос не является для современной цивилизации новым, процессы установления взаимодействия между этническими группами, государствами шли со времен Древнего мира. Однако особую актуальность проблема толерантности приобрела именно в конце XX в. В Декларации «Тысячелетие», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 г. толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей XXI в. В России, в сентябре 2001 г. была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)». Программа была направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».
Очевидно, что если человечество не найдет ответы на вопросы, поставленные А.Г. Асмоловым, нам не избежать цивилизационной катастрофы.
В данных условиях на учителя истории и обществознания ложится особая роль в формировании толерантного сознания учащихся, что обусловлено следующим:
1. предметное содержание школьных курсов истории и обществознания открывает значительные возможности не только для раскрытия сущности толерантности, но и создает практическое поле для формирования толерантного сознания и осмысления ими личного опыта толерантного поведения в жизни;
2. кроме учителей с детьми и подростками по вопросам толерантного поведения практически никто не разговаривает, не беседует;
3. подростки, молодежь как особая социальная социально-демографическая группа отличается тем, что именно для нее с одной стороны наиболее остро стоят вопросы о своем месте в окружающем мире, а с другой молодежь, попавшая под националистическое влияние, принимает все на веру, некритически; она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ.
Поделюсь своими взглядами на способы формирования толерантного сознания у учащихся.
Во-первых, важно придерживаться такой формулы: Знания и Смыслы – Эмоции – Выстраивание собственной модели поведения. Известно, что формирование знаний и воспитания не одно и тоже, но связь этих педагогических задач неразрывна. Отсутствие знаний, фактов истории и общественной жизни порождает ложные представления, в том числе и ксенофобию, агрессию по отношению к тем, кто «на меня не похож». В курсе предметов истории и обществознания достаточно тем для формирования объективных знаний учеников. Например, в курсе обществознания особое место занимает тема о межнациональных отношениях в современном мире, где важно рассмотреть примеры межнациональной интеграции не просто как явление современного глобального мира, но как важнейшего фактора его развития во всех направлениях: экономическом политическом, духовном. Учащимся предлагается, опираясь на личный опыт, материалы СМИ, подобрать положительные примеры сотрудничества стран, этносов, в том числе России в разных сферах нашей жизни. Рассмотрение данной темы не обходится, конечно же, без рассмотрения вопросов о тенденциях дезинтеграции в современном мире, вводятся такие понятия как сепаратизм, политика двойных стандартов, локальные конфликты. Рассматривать данные тенденции необходимо, ведь Россия сегодня сама столкнулась с данной проблемой, особенно она проявилась с 90-х гг. XX в. Эти вопросы интересуют учеников, они освещаются в СМИ, в фильмах и публицистических передачах. На уроках истории темы межнациональных отношений нельзя обойти стороной, ведь истоки большинства этнических конфликтов кроются именно в истории. Например, взаимоотношения России и Польши, взаимоотношения России и народов Кавказа. На уроке учитель имеет возможность создать объективную картину, избегая перегибов в ту или иную сторону.
Изучение тем, где так или иначе поднимались проблемы взаимоотношений между нациями и этносами, влияют на формирование эмоционального состояния учащихся, вызывают сопереживание участникам событий и находят отражение в их поведении. Конечно же, у учителя имеется множество способов воздействовать на эмоциональный мир своих учеников. Так, начиная тему межнациональных конфликтов, можно привести ученикам для обсуждения фрагмент статьи из Комсомольской правды: «Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х начала 90-х гг. XX в. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы от армян. Они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное, на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть? …»
Задание ученикам: предположите дальнейшее развитие событий.
Продолжение реального разрешения ситуации: «несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятья друг друга, выкрикивая имена, знакомых, родственников. А потом, каждый поток пошел в свою сторону».
Вопросы ученикам: 1) о чем говорит данная ситуация? 2) Почему проблема межнациональных конфликтов сегодня является одной из наиболее острых?
Обсуждение данной ситуации создает устойчивую мотивацию учащихся на уроке при изучении темы.
Во-вторых, толерантность понятие очень широкое, и оно не ограничивается сферой только межнациональных, межэтнических отношений. Формирование толерантности включает в себя качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражается в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что характеризует в другом как «иное» (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие2. В 2012 г. учениками моего класса был реализован волонтерский социально-правовой проект «Мост из тишины» в ходе которого было установлено взаимодействие учеников гимназии и воспитанников школы-интерната для детей с нарушением слуха. Кроме того, что в ходе проекта было проведено 6 мероприятий, направленных на формирование правовой культуры несовершеннолетних, главным результатом проекта стало то, что дети из гимназии и интерната получили опыт общения, научились друг друга воспринимать и понимать, и даже после окончания проекта продолжают дружить. Я считаю, что если школьник в целом осознает, что живет в мире, который очень многообразен, научиться взаимодействовать с разными людьми, то у него будут формироваться качества толерантности.
В-третьих, эффективное формирование толерантного сознания учащихся предполагает целенаправленную организацию личного опыта учащихся на основе полученных знаний, активное вовлечение учащихся в процесс образования (урочная и внеурочная деятельность). Причем активность состоит не только и не столько во внешних формах, а в степени заинтересованности учащихся, их включенности в процесс обучения. Формы такого включения разнообразны: учебные и социальные проекты, учебное исследование, интерактивные беседы.
Привожу пример беседы с учащимися по теме «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож?» (данная беседа проводилась в рамках участия во всероссийском конкурсе «Учитель года – 2010»).
Занятие начинается с задания ученикам: посмотрите на высказывания размещенные на доске:
«Я его не понимаю» «Меня не понимают»
«Он какой-то странный» «Я не такой как другие»
«Не знаю, как к нему подступиться»
Вопросы ученикам: 1) Когда мы так думаем или когда другие люди так могут думать? Чем на нас можно быть непохожим? Какие барьеры в общении и понимании могут возникать?
2) Пример для учеников: «В повести Сент-Экзюпери о Маленьком принце рассказывается о том, что никто не поверил ученому, одетому в турецкий костюм, когда он доказывал на международном конгрессе об открытии астероида В-612, когда же он слово в слово повторил свой доклад, облачившись в европейский костюм, с ним все согласились». Затем задаю вопрос: предположите, откуда появилась проблема «барьеров в общении»? (страх, мы опасаемся, боимся того, кто на нас непохож, пытаемся выстроить заслон, стереотипы).
Далее вместе с учениками формулируется проблема, над решением которой ученики работают по группам «Как выстраивать отношения с теми, кто на нас не похож».
Процессы, происходящие сегодня в России и в мире: демографические, интеграционные, ставят перед нами, педагогами, сложные задачи по формированию толерантного сознания. В статье я предложила возможные способы и формы их решения. С конспектами приведенных в статье уроков, проектов и бесед могу поделиться с моими коллегами, кто заинтересован данной проблемой.
Литература:
1. А.Г. Асмолов «На пути к толерантному сознанию», М., 2000
2. Библиотека. Век толерантности, выпуск № 6. http://www.tolerance.ru/VT-6-doklad.php?PrPage=VT
3. Философская энциклопедия. http://dic.academic.ru/
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.