Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания
Григоренко Т.Ф. – методист по истории и обществознанию издательства «Мнемозина». Учитель высшей категории
В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Задача перед педагогами поставлена, но далеко не все учителя понимают как обучить школьников навыкам проектной деятельности, особенно как это сделать в курсе обществознания, где проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей, среди которых социальная направленность проектов и сложность их реализации в рамках школьного урока. По характеру работы, у меня есть возможность встречаться с учителями истории и обществознания разных регионов, проводить семинары, в ходе которых часто поднимаются вопросы, касающиеся реализации требований ФГОС, в том числе и по внедрению проектной деятельности в учебный процесс. Проведенные мною опросы учителей Иркутской, Ленинградской, Калининградской, Костромской, Ростовской областей, Ненецкого автономного округа, Бурятии и Северной Осетии, а также Приморского края (всего принимали участие 340 учителей) показали, что около 36 % педагогов практически не используют метод проектов в обществоведческом курсе. Причин несколько: это и недостаток знаний о методе проектов, и нехватка времени на уроке, ограниченность ресурсов и загруженность учащихся другими предметами. Среди тех, кто включал проектную деятельность в учебный процесс, отмечались следующие трудности использования метода проектов: отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках обществознания, слабая заинтересованность учащихся в проектной деятельности (ученики выполняли работу без энтузиазма), мало времени и на креатив, и на внедрение идеи в рамках урока. Помимо этого социологический опрос выявил, что есть учителя (22 % респондентов), которые связывают учебные проекты (особенно социальные проекты) только с внеклассной воспитательной работой или системой дополнительного образования. Они считают, что проекты в курсе обществознания чаще всего долговременные, социально направленные и поэтому не могут быть реализованы в рамках одного или двух уроков.
Среди педагогов, которые все-таки использовали метод проектной деятельности на уроках, есть крайние точки зрения.
Небольшая часть преподавателей (3%) отметили, что применяют метод проектов на уроке в одном и том же классе один-два раза в неделю и что это вполне допустимо. Можно порадоваться такой активности, но, к сожалению, часто в таких случаях за проектную деятельность выдаются виды деятельности, которые трудно назвать проектной, т. к. в них не используются проектные технологии. В результате такой работы нет разрешения проблемы с помощью новых знаний, нет нового продукта, полученного в процессе этой деятельности, а все сводится к реферату или презентации по заданной теме, в лучшем случае с использованием интернета. При этом и реферат, и презентация часто никак не связанны с решением проблемы. Между тем, несмотря на отсутствие единого подхода к пониманию, что должна представлять собой проектная деятельность в рамках образовательного процесса, многие авторы связывают проектную деятельность именно с постановкой реальной цели и решением проблемы. К примеру, Е.С. Полат определяла проектную деятельность как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [i]. Е. Беляков, Н. Воскресенская, А. Иоффе в руководстве по развитию «Активной школы» с использованием проектирования определяют проектную деятельность как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях неопределенности и ограниченности во времени.[ii]
Еще одной ошибкой при организации проектной деятельности является подмена проекта ролевой или деловой игрой. Несмотря на некоторые общие характеристики деловой (ролевой) игры и проекта (и игра, и проект выступают как метод эффективного обучения и поиска наилучшего решения поставленной задачи), между ними есть принципиальная разница. Деловая игра выступает средством моделирования разнообразных условий, в ходе которых имитируются различные виды человеческой активности и взаимодействия.[iii] Проект – (от лат. «брошенный вперед») «уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски; процесс, изменяющий ситуацию и описанный по определенной форме».[iv] Таким образом, мы видим из определения, что проект – это реальное дело и никак не может быть имитацией. Необходимо обращать внимание на такие ошибки, т. к. школьники, при таком подходе, не осознают отличие проекта от других видов деятельности, и, следовательно, не приобретают навыков проектной деятельности.
Другие учителя отмечали, что метод проектов невозможно использовать чаще, чем один-два раза в год (28 %), т. к. не хватает времени на подготовку проекта на уроке и дома. Эта же причина называлась и преподавателями, которые организовывали проектную деятельность один раз в четверть (36 %). Остальные преподаватели отмечали использование проектной деятельности один раз в месяц.
Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Как уже отмечалось, в ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний. Например, учебная тема: «Глобальные проблемы современности». Тема проекта может быть следующей: «Проявление экологической проблемы в родном регионе. Проект улучшения экологической обстановки в своем городе».
С учетом мнения учителей, был составлен перечень тем, которые можно предложить для осуществления проектной деятельности в курсе обществознания:
- проект «Идеальная школа будущего» (может быть неким прообразом школы будущего);
- проект «Улучшим экологию родного города, села» (социально направленный, может содержать исследование экологической обстановки города (сельского поселения) с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать конкретные предложения по улучшению экологии в городе);
- проект «Возрождение российского населения» (может представлять собой анализ демографической обстановки в своем регионе и меры, которые должны принять местные власти и сами жители для увеличения рождаемости);
- проект «Я – будущий предприниматель» (может быть прообразом предполагаемой предпринимательской деятельности с составлением бизнес-плана);
- проект «Кодекс чести предпринимателя» (может быть представлен как творческий продукт нормативного характера);
- проект «Социальная защита и преодоление бедности» (социально направленный, должен содержать исследование уровня жизни разных слоев населения города (села), с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать предложения по организации социальной защиты малообеспеченных и других незащищенных слоев населения);
- проект «Преодоление негативной девиации у школьников» (социально направленный, предполагает исследование и предложения по преодолению девиантного поведения школьников);
- проект «Интернет в жизни школьника: помощь или зависимость?» (исследование об использовании учащимися Интернета и преодолении возможной зависимости).
- проект «Давайте жить дружно» (предполагает исследование конфликтных ситуаций в школьной среде и предложения по предотвращению конфликтов среди сверстников);
- проект «Защити права несовершеннолетних» (может содержать исследование нарушений прав ребенка в случае девиантного поведения родителей или недобросовестного исполнения обязанностей представителями администрации, а также предложения по защите прав несовершеннолетних и т. д.).
Это далеко не полный перечень возможных тем для организации проектной деятельности, а лишь маленький ориентир в выборе тематики проектных работ. Помогая ученику в выборе темы проекта, необходимо учитывать его возраст, образовательный уровень, интересы, а также соотносить проект с задачами учебного процесса.
Если рассматривать виды проектов по взаимодействию, то 23 % респондентов ответили, что ученики предпочитали заниматься проектом индивидуально, 46 % сообщили, что в основном на уроках обществознания имели место групповые проекты, 31 % — и индивидуальные и групповые.
Согласно данным опроса предпочтение отдано групповым проектам. Преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции школьников, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы. В то же время групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет интересна нескольким ученикам. Индивидуальный проект, созданный учеником единолично, заслуживает внимания тем, что формирует умение обучающегося вести его от начала до конца, самостоятельно находить решение проблем, нести личную ответственность за результат.
Один из вопросов, волнующих учителей обществознания – это представление школьниками готового проекта, особенно если он рассчитан на один-два урока. В какой форме может осуществляться защита такого проекта? В качестве оптимальных вариантов можно предложить защиту в виде доклада, реальной или виртуальной выставки, небольшого видеофильма, рекламного ролика и др. Если проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной: в виде реферата с вариантом решения социальной проблемы, в виде спектакля и других формах.
Существует еще одна проблема – оценивание проекта. В той или иной степени с ней столкнулись 84 % опрошенных учителей. Сложность заключалась в расставлении приоритетов при оценивании работы школьников. Большинство учителей в качестве критерия оценки проектной работы отмечали выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатов. Среди других критериев, в равной мере, были названы практическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта. Различие критериев в оценке проекта позволяет отойти от привычной пятибалльной системы и дает возможность педагогу использовать суммарный показатель всех достижений школьника при работе над проектом.
Следует отметить, что все данные опроса, приводимые в статье, не проверялись на соответствие действительности, их достоверность определяется честностью ответов респондентов, но значимость проектного метода и его возможный потенциал в курсе обществознания были признаны всеми учителями, участвовавшими в опросе.
Примечания
[i] См. интернет ресурс: Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
[ii] Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования. Рабочие материалы. М., 2010, С. 38.
[iii] Управление персоналом. Словарь-справочник. http://psyfactor.org/personal5.htm
[iv] Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.