Светлана Николаевна Васильева – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, декан гуманитарного факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университета.
Владимир Иванович Гребенюков – кандидат исторических наук, профессор, проректор по учебной работе Нижневартовского государственного гуманитарного университета
Становление исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре началось с открытия исторического факультета в Нижневартовском государственном педагогическом университете. Свою образовательную деятельность факультет начал осуществлять на дневном отделении с 1 сентября 1993 г.; на заочном – с 1 сентября 1994 г.
Организатором факультета и первым деканом стал к.и.н., доцент В.И. Гребенюков. Первым заведующим кафедрой истории был назначен д.и.н., профессор Е.В. Петров. В те годы шло становление факультета, закладывались основы деятельности научного исторического сообщества. Огромное внимание В.И. Гребенюков уделял кадровой политике, проводилась работа по привлечению дипломированных специалистов-историков, давших согласие на переезд в г. Нижневартовск. Удачным было решение Владимира Ивановича осуществлять подготовку специалистов не только по основной специальности «История», но и возможность получить дополнительную специальность по иностранной филологии (с 1993 г.), социальной педагогике (с 1995 г.), политологии (с 1997 г.).
В 1996 г. студенты факультета впервые приняли участие в Западно-Сибирской конференции студентов-историков в Тобольском государственном педагогическом институте, которая стала ежегодной. В том же году В.И. Гребенюков организовал и успешно провел археологическую практику в Белгородской области.
Разделение кафедры «Истории» на две: «Истории России» и «Всеобщей истории» фактически завершило формирование организационной структуры исторического факультета. В 1998 г. при кафедре «Истории России» открылась аспирантура по специальностям «Отечественная история» и «Историография, источниковедение и методы исторических исследований». Тогда же состоялся первый выпуск студентов дневной формы обучения. С 1 сентября 1998 г. факультет возглавила к.и.н., доцент С.Н. Васильева.
В 2001 г. была открыта аспирантура при кафедре «Всеобщей истории». Преподаватели кафедры опубликовали методические материалы «Школьные учебники по всеобщей истории: анализ и рекомендации» и провели научно-методический семинар для учителей города и района, который стал традиционным.
В 2003 г. на базе исторического, филологического и факультета иностранных языков был образован гуманитарный факультет, где было создано отделение истории.
В 2005 г. гуманитарный факультет успешно прошел комплексную оценку деятельности, по итогам которой было выдано свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по ряду специальностей, в том числе по специальности «История». Подготовка велась по основной и дополнительным специальностям: «География», «Иностранный язык».
В соответствии с реализацией Болонского соглашения на факультете стала применяться система многоуровневого образования. С 2006 г. факультет начал подготовку специалистов по направлению «Социально-экономическое образование» (профиль «История»). Разработка пакета документов по открытию магистратуры была поручена двум историческим кафедрам. Возглавила рабочую группу, д.и.н., профессор Л.В. Алексеева. Результатом работы стало открытие магистратуры по программам «Всеобщая история», «Отечественная история», «Теория и методика обучения истории». Первый выпуск магистрантов состоялся в 2012 году. В этом же году была открыта аспирантура по специальности «Теория и методика обучения (история)».
Сегодня на факультете на дневной и заочной формах обучается 1002 студента. Выпускающими кафедрами по направлению «История» является кафедра «Документоведения и всеобщей истории» (зав. кафедрой, д.и.н., профессор В.В. Степанова, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки ХМАО-Югры) и кафедра «истории России» (зав. кафедрой, д.и.н., профессор Я.Г. Солодкин, Почетный работник высшего профессионального образования РФ), входящие в структуру гуманитарного факультета.
В настоящее время на факультете идет реализация основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по очной и заочной форме обучения, основанных на ФГОС ВПО 3 поколения. Все программы обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами: рабочими программами дисциплин и практик, контрольно-измерительными материалами, учебниками, учебными пособиями и другими информационными ресурсами. Обеспеченность образовательных программ учебно-методическими комплексами дисциплин и практик составляет 100 %.
На сегодняшний день стремительное развитие информационных технологий глубоко изменило облик истории как области научных знаний и как предмета обучения, расширило сферу ее компетенции. Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий является одним из основных направлений развития факультета. Главная цель – включить компьютерные технологии в модель личностно-ориентированного обучения. Таким образом, возникает необходимость подготовить специалиста, который сможет создавать обучающие программы, а также диагностические, контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить уровень владения профессиональными навыками и умениями.
Практическое применение своих знаний студент осуществляет в ходе практики. Организация и проведение практик на факультете рассматривается во взаимодействии с работодателями. Совместная деятельность факультета и работодателей происходит при помощи анкетирования с целью определения профессиональных интересов и требований заказчиков к выпускникам вуза; проведения круглых столов с работодателями по результатам практики; заключения договоров о социальном партнерстве; разработки рекомендаций по оцениванию деятельности студентов-практикантов; разработки системы поощрений. Однако всего этого уже недостаточно для подготовки современных специалистов. Перед факультетом стоит задача осуществить переход от непрерывной практики к непрерывному обучению с целью определения индивидуального образовательного маршрута, включение студента в период обучения в вузе в процесс развития необходимых работодателю компетенций.
За последние годы на факультете проделана значительная работа по трансформации структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями региона. Доля студентов, обучающихся по профилю «Образование и педагогика» в 2007 г. составила 69,8 %, в 2012 г. этот процент снизился до 41,2 %. Изменения определяются потребностью региона и отражают общую тенденцию развития высшей школы России. Вместе с тем, контингент выпускников, обучающихся по педагогическим специальностям, отвечает запросам региона. Определяющее влияние на формирование количественных параметров структуры подготовки специалистов оказывает тот фактор, что выпускники факультета являются конкурентоспособными на рынке труда.
Выпускник НГГУ, получивший историческое образование, подготовлен для деятельности, прежде всего, в образовательных учреждениях общего среднего, средне-специального, высшего профессионального уровней подготовки, научных и научно-исследовательских организациях, учреждениях культуры, органах власти. Дипломированные специалисты могут достойно применить свои знания, занимая должности, требующие высшего образования (учитель, преподаватель, научные сотрудники всех рангов). При определенных условиях историки достаточно легко адаптируются к административным должностям, службе в органах, находящихся в ведении Министерства юстиции или Министерства внутренних дел, так как основу подготовки специалистов составляют юридические, информационно-технические, гуманитарные и социально-экономические учебные дисциплины, а также в средствах массовой информации.
С целью привлечения абитуриентов, на факультете ведется работа по профессиональной ориентации среди школьников г. Нижневартовска и Нижневартовского района. На гуманитарном факультете ежегодно разрабатывается «План мероприятий по профориентационной работе». Факультет представлен на различных специализированных массовых профориентационных мероприятиях: кампания «Абитуриент», «Ярмарка учебных мест», «Фестиваль профессий», «День открытых дверей». В течение учебного года проводятся встречи преподавателей кафедр с выпускниками школ – потенциальными абитуриентами, учителями и родителями выпускников.
Еще одной формой профориентационной работы является чтение преподавателями элективных курсов в общеобразовательных школах г. Нижневартовска; проведение регулярных консультаций и обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для учителей школ Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Кафедры осуществляют также сотрудничество с этнографическим музейным комплексом им. Т.Д. Шуваева, архивными учреждениями г. Нижневартовска, музеями и архивами г. Сургута, р.п. Березово, г. Ханты-Мансийска.
Позитивная организация учебного процесса для студентов, обучающихся по направлению, дает широкие возможности для реализации научных и учебных интересов, позволяют формировать положительное впечатление об историческом образовании в городе и регионе.
Тематика научных изысканий студентов непосредственно связана с проблемой кафедральных исследований. Традиционно результаты научно-исследовательской деятельности студентов апробируются на научных и научно-практических конференциях различного уровня: Ежегодная научная конференция студентов НГГУ, Окружная студенческая научная конференция, симпозиум молодых историков Сибири и Урала «Диалог культур и цивилизаций» (г. Тобольск), «Россия и современность» (г. Сургут), «Ломоносов» (Москва), «Молодежь и наука – третье тысячелетие» (г. Красноярск), Ежегодная международная студенческая конференция (г. Новосибирск), Окружной конкурс научных и социальных проектов, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактики ксенофобии и экстремизма в молодежной среде, «Югра – территория мира и согласия». С каждым годом количество студентов-участников научных конкурсов и конференций увеличивается. Ежегодно публикуются сборники студенческих тезисов, где отражены итоги научно-исследовательской работы. Важное место в НИРс занимает индивидуальная и коллективная научно-исследовательская деятельность: во время педагогической и учебно-исследовательской практик, в учебное и внеучебное время. Результаты научных исследований успешно используются студентами при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
На сегодняшний день процесс интеграции научной деятельности преподавательского состава в учебный процесс происходит очень активно, показатели результативности этого нашли отражение и в тех мероприятиях, которые проводятся на факультете и кафедрах, в публикациях, а также в участии преподавателей, студентов и аспирантов в конкурсах научно-исследовательских проектов различных уровней.
Данные результаты невозможны без анализа кадрового потенциала кафедр, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. В настоящий момент на факультете осуществляют подготовку специалистов 52 преподавателя, имеющих опыт и высокую квалификацию. Доля преподавателей с ученой степенью доктора наук составляет 31 %, кандидата наук – 61 %. Преподаватели факультета участвуют в университетской программе «Кадры». Результатом участия стала защита 12 кандидатских и 4 докторских диссертаций, в течение последних лет. В Программе развития факультета отражена дальнейшая реализация кадровой политики, планируется защита четырех кандидатских и двух докторских диссертаций, что является основанием для вывода о перспективности развития кадрового потенциала кафедр.
Достаточно сильный факультетский потенциал имеет мощную базу для всесторонней воспитательной деятельности. Главная ее ценность в единстве учебного, научного и воспитательного процессов. Задачи воспитания реализуются как через содержание преподаваемых учебных дисциплин, через воспитание личным примером, так и через создание благоприятной воспитывающей среды для самореализации личностного потенциала, через внеучебную деятельность студентов.
Исходя из цели и задач воспитания, можно выделить приоритетные направления воспитательной деятельности факультета: профессиональное воспитание (профессиональная подготовка на факультете способствует выпуску из университета профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда); гражданско-правовое, патриотическое воспитание. Данное направление активно развивается с 2003 г., когда при кафедре «истории России» была создана молодежная студенческая ассоциация «Память и будущее». Руководитель ассоциации – доктор философских наук, профессор Н.В. Сапожникова. Ассоциация развивается в нескольких направлениях: первое поисково-исследовательское, результатом работы которого стало написание и выпуск «Говорящей книги памяти», посвященной воспоминаниям бывших малолетних узников концлагерей. Второе (идейно-патриотическое), цель которого формирование патриотического долга, любви и уважения к Родине.
Происходящие в последние годы процессы в российском обществе, направленные на воспитание патриотизма, на повышение национального самосознания, позволяют надеяться на постепенное восстановление роли исторического знания в обществе, повышению престижа профессии учителя. Кроме того, общеобразовательные школы являются на рынке труда постоянными потребителями специалистов с высшим образованием, следствием чего является наличие вакансий и, соответственно, трудоустройство выпускников-историков (что в условиях экономического кризиса является чрезвычайно актуальным). Данные факторы, в свою очередь, дают надежду на возрастание интереса потенциальных абитуриентов к обучению по направлению «История».
Итак, факультет сегодня – это корпорация студентов, преподавателей, аспирантов и выпускников. В настоящее время факультет имеет сформированную стратегию развития, которая включает в себя несколько компонентов: ориентированность образовательного процесса на творчество, индивидуальность каждого студента, неповторимость его личности, компетентностный подход к отбору содержания исторического образования, позволяющий обеспечить развитие и самоопределение специалиста с учетом интересов современного рынка труда. Достижения факультета стали возможны благодаря неустанному труду профессорско-преподавательского состава университетских кафедр, деканата, отделений, ректората, департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.